РУССКИЙ ФИНАЛ

топ 100 блогов cambria_191904.12.2025 загл2.jpg


Не отсюда ли растут ноги чернухи, которую все так ругают, а она всё не кончается?


Сценарист Александр Володин утверждал: "Стыдно быть несчастливым".
Но в наших фильмах быть счастливыми герои не очень умеют.
И уже давно.


Когда кино было юным и немым, оно не знало границ.
То есть языкового барьера.
Ведь поменять титры между сценами куда легче, чем переозвучить всё кино или сделать субтитры на каждую фразу.

В результате немые фильмы легко кочевали из страны в страну.
А немые кинозвёзды быстро обретали мировую славу под бренчание пианино в синематографах всего света:


зал.jpg

Русское кино тоже включилось в этот всеобщий хоровод - и не без успеха.

Но тут выяснилась одна странная особенность тогдашнего российского зрителя.
Комедии он воспринимал точно так же, как любой европеец или американец - то есть хохотал до упаду:

смех.jpg


Зато западные драмы он встречал не всегда восторженно.

Нет, страсти и интриги у него всегда шли на ура.
Первые кинозвёзды очень даже нравились.
В России восхищались роковой Астой Нильсен:


нильсен.jpg


И умильной Мэри Пикфорд:

пикфорд.jpg


Но почему-то тогдашний российский зритель не выносил одного из главных канонов фабрики грёз - хеппи-энда:

РУССКИЙ ФИНАЛ 3115ff7377c020278a13297c352cdbbc.gif


Странно, правда?

Однако фильмы с хорошим концом в России имели не такого большого успеха, как те, где всё кончалось ужасно, а герои умирали в страшных корчах:


умерла.jpg


Когда прямо было написано "тяжёлая драма", народ валом валил в кино:

постер4.jpg


И тут сразу видно, что драма тяжёлая и даже кровавая, то, что надо:

постер3.jpg


То есть в России не работал привычный принцип "всё хорошо, что хорошо кончается":
Скорее действовал принцип "всё кончается плохо, и это хорошо":

Поскольку кино изначально было ещё и бизнесом, кинодеятели не могли не учитывать эти вкусы и требования россиян.
И всячески старались соответствовать:


постер.jpg


Так родилось понятие "русский финал" (russian endings).
Специально для нашей публики!

Считалось, того требуют terrible slavic emotions (ужасные славянские страсти).

А чего они требуют?
"Плохого конца", вот чего.

Чтобы зрителю можно было поплакать всласть:

плач.jpg


Если прекрасная героиня или восхитительный герой, пережив измены, предательства или смертельные болезни, не давали дуба, а выздоравливали или находили счастье, это огорчало.
И разочаровывало.


Королевой экрана и первой безусловной русской кинозвездой стала Вера Холодная:

верах3.jpg


Эта хрупкая красавица с бездонными глазами всегда играла трогательную жертву обстоятельств:

верах2.jpg


В финале она привычно гибла, как прекрасный цветок на ледяном ветру:

цветок.jpg


Зрители горько рыдали в зале.
Но ничуть не желали, чтобы всё было по-другому.


Главные хиты российского проката были весьма странными - на наш теперешний взгляд.
Они были душераздирающими историями с летальным исходом:


постер6.jpg


Некоторые даже складывались в подобие сериалов.

Громадным успехом пользовался фильм "У камина" (1917) с Верой Холодной.
Например, в Одессе он не сходил с экранов три месяца, тогда как обычая картина держалась не более пары-тройки дней.
Повторные же показы были бесконечны.


В этом кино по сюжету красавец князь (Владимир Максимов) безумно влюбляется в Лидию (Вера Холодная), жену своего друга:

РУССКИЙ ФИНАЛ 9fe5ba7304243866b5f2c1d5b5dae3ff.jpg



Князь настолько безумно любит Лидию, что при  случае овладевает ею.
Муж, страдая и любя, всё же оставляет её.


Все стороны любовного треугольника невыносимо страдают (мужа играет Витольд Полонский, папа Вероники Полонской - последней любви Маяковского):

трио.jpg


И Лидия, не выдержав душевных мук, умирает.
Князь и муж рыдают над её телом.


Фильм имел настолько оглушительный успех, что встал вопрос о его продолжении.
Но как это сделать, если зритель ждёт картины именно с Верой Холодной, а её героиня уже мертва?

Был найден остроумный выход.
Скоро в прокат вышел столь же кассовый фильм "Позабудь про камин, в нём погасли огни":


постер2.jpg


Тот же страдающий князь в цирке случайно видит акробатку Мару.
Она похожа на покойную Лидию как две капли воды (разумеется, в роли акробатки Вера Холодная):


акробатка.jpg


Мара страстно влюбляется в князя, он тоже ею околдован и при случае овладевает ею.
Но Мара понимает, что князь видит в ней лишь тень умершей возлюбленной, бросается с трапеции и разбивается насмерть.
Князь рыдает над её телом:


разбилась.jpg


Коммерческий успех "второй серии" был ещё внушительнее.

Вот только третью серию выдумать не удалось: обе героини Веры Холодной скончались.

И ведь даже при советской власти этот каминный диптих крутили бесконечно.
Публика снова и снова плакала, сострадая героям, и толпилась в очередях за билетами на любимую фильму.

А Маяковский издевался над подобными мещанскими вкусами:


маяк.jpg


Он даже сочинил свой сценарий "Позабудь про камин".
"Но помни о паровом отоплении" - так должен должен был кончаться его сценарий.
Но вместо этого получилась пьеса «Клоп».


Публика же продолжала исправно рыдать над муками героинь Веры Холодной, пока в 1924 году Главрепетком не снял эти фильмы с проката как морально вредные.

Последний хит с Верой Холодной – "Молчи, грусть, молчи"(или "Сказка любви дорогой", 1918) – сразу программировался на бешеный успех и сразу задумывался как диптих:

РУССКИЙ ФИНАЛ 240258_doc1_E711AF59-2012-475F-9868-C24BCC090A73 (1).jpg



Снова Вера Холодная играла обворожительную циркачку (уже не Мару, а Полу), а вокруг неё был собран целый выводок тогдашних секс-символов во фраках:

фрачники.jpg



Но погибнуть, как задумывалось, её экранная героиня не успела.
Полностью сняли лишь первую серию.
Прекрасная королева немого кино Вера Холодная внезапно просто сгорела от испанки. В 25 лет.
Трагическая ирония судьбы.


Но не стоит думать, что лишь Вере Холодной приходилось без конца страдать и умирать в душераздирающих мелодрамах.

Просто Веру Холодную все знают.
Или по крайней мере о ней слышали.  

Но она была не единственной звездой русского немого экрана.

Вот Вера Вторая русского кино – прима-балерина Большого театра и киноактриса Вера Каралли:

верак.jpg


Вечно вторая – в балете её сравнивали с Анной Павловой (в пользу последней, но не всегда), в кино с Верой Холодной (то же самое…)

Южную красоту полугречанки Каралли находили демонической, но игру - холодновато-условной.
Зато её балетный талант очень украшал жуткие сюжеты, которые ей приходилось разыгрывать.

Таков популярный Умирающий лебедь (1917):

лебедь2.jpg


Каралли играла там, разумеется, балерину – Гизеллу, которую бросил легкомысленный богач.
Его изображал всё тот же неизбежный Витольд Полонский  - круг кинокрасавцев был крайне узок:


полонский и каралли.jpg


И вот некий неуравновешенный художник потрясён трагизмом, таящимся в глазах девушки:

лебедь3.jpg



Он начал писать её портрет:

лебедь5.jpg


Однако когда богач, одумавшись, возвращается к Гизелле, трагизм в её глазах исчезает.
Этого не может спокойно видеть инфернальный живописец и…


Никогда не догадаетесь.
Он душит красавицу.

Жуть же:

душит.jpg



В фильме Каралли исполняла знаменитый номер – и многие предпочитали её Лебедя Лебедю Павловой:

лебедь.jpg


Пришлось Каралли играть (и "умирать") в ещё более макабрической вещи под названием После смерти (1915).

Отвергнутая любимым, учёным Багровым - разумеется, снова им, незаменимым Витольдом Полонским - Зоя Кадмина (Вера Каралли) принимает яд и умирает:

после смерти2.jpg


Но этого мало.
После смерти она беспрестанно является Багрову в мучительных видениях:


после смерти4.jpg


Зовёт его в иной мир:

после смерти.jpg


И в конце концов доводит до истощения и смерти:

после смерти3.jpg


В общем, такое кино требовало от зрителя крепких нервов и большого запаса носовых платков.

Когда же подобные российские фильмы попадали на мировой рынок, russian endings вызывали смущение и даже неприятие.

Потому приходилось авторам идти на некоторые ухищрения.
Если фильм делался с прицелом на мировой рынок, то готовилось сразу два финала.

В варианте для зарубежного зрителя всё было в его вкусе: претерпев всевозможные страдания, героиня спасалась от злодеев.
Или выздоравливала после смертельной болезни:


хеппи3.jpg


Русский финал, разумеется, был иным.
Там героиня - а как же иначе - умирала или страдала неимоверно:

плохо.jpg


Знаменитый русский режиссёр Яков Протазанов прославился ещё "при царе":

протазанов.jpg


Хотя, думаю, все видели его уже советскую "Бесприданницу" 1936 года.
Ту, что с Ниной Алисовой, Анатолием Кторовым и с романсом "Он говорил мне "Будь ты моею":


кторов.jpg


Ещё в 1914 году Протазанов снял ремейк фильма знаменитого американца Дэвида Гриффита "Одинокая вилла" (1909).

Вернее, это сейчас сказали бы, что ремейк.
Тогда с авторскими правами в кино было, как с правами человека на Диком Западе - то есть действовали, кто во что горазд.
Брали любой понравившийся сюжет - и вперёд.

Ведь и сам Гриффит для своей картины взял готовый сюжет из французского фильма "У телефона" (где в основе тоже была некая готовая театральная пьеса).

Так вот, эта "Одинокая вилла" - триллер.

Сюжет таков (излагаю по Гриффиту): живёт на милой уединённой вилле в лесу дружная семья:

семья.jpg


Это папа, мама и три прелестные дочурки в белых платьицах и локонах (старшую изображает 16-летняя Мэри Пикфорд, которая скоро сделает головокружительную карьеру, играя бедных трогательных сироток).

Шайка бандитов задумала налёт на виллу и сумела выманить главу семьи из дома:

отъезд.jpg


Бандиты взламывают дверь и врываются в дом:

банда.jpg


Мать и дети в ужасе запираются в ближайшей комнате:

сопротивление.jpg


Отец, направленным бандитами в какой-то шалман, звонит домой по телефону и приходит в ужас:

телефон2.jpg


Оказывается, жизнь жены и детей висит на волоске.
В телефонной трубке он слышит, как происходит нечто кошмарное:

телефон.jpg


Однако бандиты перерезают провод, и связь вообще прерывается:

телефон3.jpg


Глава семейства бросается на помощь, с ним едут сочувствующие и полицейский.

Но тихоходность тогдашнего транспорта почти не оставляет надежды (машина отца семейства, как на грех, сломалась):

кибитка.jpg


В это время грабители наконец добираются до беззащитной женщины и детей:

нападение.jpg



Вбегает муж...

Теперь два финала.

1. Американский. От Гриффита.
В одинокую виллу вбегает не только муж, но и другие неравнодушные граждане, и полиция.
Сообща они скручивают бандитов:


ура.jpg


Жена бросается в объятия доблестного мужа.
Порок наказан, все счастливы:


всё.jpg


Ура, ура, ура!

2. Русский финал. От Протазанова.
Вбегает муж и видит бездыханный труп несчастной жены.
Убили грабители и маленькую дочь, и няню впридачу:


драма у телефона.jpg


Гора трупов.
Помощь запоздала.
Убийцы скрылись.

Счастье погублено навсегда.
Молчи, грусть, молчи.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как вы все знаете - моя доча учится в университете МВД. И она не просто студент, а курсант. Со всеми вытекающими отсюда последствиями :-) Жизнь и учеба по форме отличается от гражданской как небо и земля. Шесть дней в неделю уезжает на занятия, когда еще все люди спят, приезжает - когда у ...
Дети мобилизованных в Свердловской области получили в подарок чистящие шарики для унитаза. Также в новогодний набор от администрации села Покровское вошли салфетки, сухарики, газированные напитки и приглашение на праздник. Жители поражены таким отношением к ним: «Хочется сказать "огромное ...
Ну и в продолжение вчерашнего поста https://gelena-s.livejournal.com/1437939.html?view=comments#comments .  Так ответа и не было на поставленный вопрос.  Так что давайте еще подумаем. Вот чем отличается " хочу как у нее" от" хочу  отношений с таким вот человеком"? Что ...
Я живу в Кировском районе Ленинградской Области и часто просматриваю местные сайты и форумы. На самом деле нерешенных проблем много, местные жители часто из-за бездействия администрации идут в интернет за поддержкой. Сегодня нашел на форуме ...
С уважением, Лев ...