Русский аэростимпанк

топ 100 блогов vikond6506.01.2023 В экспозиции авиадвигателей Монинского музея авиации меня, как любителя стимпанка, привлекла весьма любопытная вещица - паровая машина для дирижабля, разработанная французским инженером и воздухоплавателем Габриэлем Ионом. Решил разузнать про нее поподробнее, и вот что из этого вышло.

Ион был одним из пионеров аэронавтики, учеником и помощником Анри Жиффара - строителя первого в мире дирижабля. На этом фотоснимке 1854 года он крайний слева в гондоле гигантского монгольфьера Aigle ("Орел") среди других известных французских воздухоплавателей. В центре гондолы установлена большая цилиндрическая печь для подогрева воздуха, наполнявшего оболочку. Обратите внимание на нарисованного термостойкой краской орла с распростертыми крыльями, украшающего стенку этой печи. А на фоне орла сидит, облокотившись на перила, сам Анри Жиффар.

Русский аэростимпанк

Ион предлагал свои услуги разным странам, работал в Италии и Германии, а в 1886 году заключил договор с российским военным министерством на постройку управляемого аэростата, то есть дирижабля с паровым двигателем. На тогдашней гравюре этот воздушный корабль выглядел очень внушительно:

Русский аэростимпанк

Особенно впечатляют размеры винтов, их диаметр составлял почти 10 метров!
Судя по французскому флагу на растяжке, изобретатель сперва хотел предложить проект собственному правительству, но что-то не сложилось.  Интересно, что у дирижабля отсутствуют рулевые поверхности. Управление по курсу планировалось осуществлять за счет изменения скоростей вращения или реверсирования винтов. Двигатель изображен условно, вероятно художник не очень четко представлял себе его конструкцию.

Ион являлся разработчиком не только самого дирижабля, но и его силовой установки. Он спроектировал оригинальную трехцилиндровую паровую машину тройного расширения. Пар, пройдя через первый малый цилиндр, поступал во второй - средний, а затем - в третий - самый крупный. Потом он по трубе шел в конденсатор, где охлаждался и конденсировался, а затем - снова в котел. Таким образом, машина Иона работала по замкнутому циклу.

Трубчатый котел отапливался нефтью, распыляемой из форсунок. Нефть в топку подавалась насосом, а воздух - вентилятором. В общем, это была достаточно "продвинутая" конструкция. К сожалению, Иону не удалось уложиться в весовые ограничения обусловленные в договоре, а при строительстве паровой машины и дирижабля он допустил значительный перерасход средств. Это привело к конфликту с заказчиком и расторжению контракта, а в качестве компенсации издержек российские представители вывезли недостроенный летательный аппарат и двигатель.

В России дирижабль пытались достроить, но неудачно. Двигатель приспособили для привода генератора в импровизированной мини-электростанции. Потом, уже после революции, его передали в Ленинградский институт ГВФ, а в 1969 году - в Монинский авиамузей. К сожалению, котел и конденсатор машины, а также сопутствующие агрегаты не сохранились.
Сейчас "паровик" Иона выглядит так:

Русский аэростимпанк

Русский аэростимпанк

Цилиндры с крышками и рубашкой, отлиты из бронзы. Из нее же сделаны поршни и опорная рама. Коленчатый вал и шатуны - стальные. На носок коленвала надет небольшой маховик, одновременно являющийся шкивом приводного ремня.
Масса двигателя - 450 кг, а с конденсатором, котлом и топкой - 760 кг. При испытаниях машина развивала мощность 52 л.с. Таким образом, одна лошадиная сила приходилась на 14,6 кг веса силовой установки, что, по тем временам, считалось хорошим показателем.

В заключение надо сказать, что результат сотрудничества Габриэля Иона с военным ведомством Российской Империи не был чисто негативным. Французский инженер разработал и построил по нашему заказу весьма удачную мобильную газогенераторную установку, для выработки в полевых условиях водорода, которым наполняли аэростаты наблюдения. Передвижные газогенераторы Иона были приняты на снабжение, выпускались серийно и долго применялись в воздухоплавательных частях российской армии.
Вот чертеж этой установки из немецкой книги начала ХХ века:

Русский аэростимпанк

А вот так она выглядела на стаиринной гравюре:
Русский аэростимпанк

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Россия будет добиваться повышения роли правительства в управлении Интернетом в мире «Мы настаиваем на том, что роль правительств должна быть четко прописана и что она не может быть просто совещательной» - сказал помощник президента Игорь Щёголев. С 1 октября 2016 года права ...
Хочу продолжить свой рассказ про химкинскую выставку. Там было несколько симпатичных художниц. Первая - Ольга Слухински, работы в стиле ФлюидАрт: Я люблю абстрактную живопись, особенно когда краски радуют глаз. У Ольги очень красивые работы, на них приятно смотреть. Мне только стало ...
Не могу рта тут раскрыть. Не знаю, почему. Френдесса julia_shahray подробненько и меленько постит про отдых вместо того, чтоб один пост сделать, а я слова сказать не могу. Остальные френды тоже что-то пишут. yana_karol про Таормину недавно писала. Вы не были на ...
...поэтому про государственное устройство и прочую муть писать не буду. Скажу только, что меня очень сильно радует, что вокруг становится все больше неравнодушных людей. Я и про предстоящие выборы в том числе. Мои знакомые, которые никогда и ...
Вопрос в первую очередь к профессиональным фотографам. Скажите, нормально ли такое количество битых пикселей на матрице Canon 5D MarkII? Мне просто сегодня надо срочно камеру купить, а в наличии только такие тушки... Тест1 и ...