РУССКИЕ И «ОСКАР»


«Самый знаменитый русский в Голливуде». Хоть и армянин. Но такие мелочи никого не волновали — играл сплошь русских. Казак, князь, даже посол Советского Союза.
Многие, наверное, видели фильм «Сестра его дворецкого». Или хотя бы ту сцену, где героиня Дины Дурбин поёт «Две гитары за стеной». Раньше часто показывали. Как раз ему поёт – его персонажу, дворецкому Сергею Попову. 1943 год. Союзники были. Так что пела она всем нам. Но рядом с ней в кадре был Тамиров.

А вообще-то начинал он в МХАТе, у Станиславского.
А первым разглядел и позвал его, девятнадцатилетнего, туда один из основателей и организаторов 1-й студии МХТ Ричард Болеславский: «У тебя интересные глаза. Такое впечатление, что ты страдаешь...»

Но в двадцатые (того века) не вернулся с гастролей и осел в США.
Тем не менее советским актёром побывать успел.
Илья Ильф и Евгений Петров в «Одноэтажной Америке» рассказали о встрече с ним:
«– Ну, а в Художественном как? Как в нашем театре?
Мы рассказали и это.
– Мишка Яншин – заслуженный артист республики? – радостно охал он. – Так Мишка же мальчик! Мы же вместе с ним играли роли без слов. А Хмелёв? Неужели играет царя Фёдора? Чудесно прямо! Хмелёв же вместе со мной... Мы же просто дети были в двадцать втором году. Это ж факт, что были дети! Ну, а про Ильинского я всё знаю! Знаменитый артист стал, а мы с ним вместе в студии учились. Это ж факт, что учились! С Игорем!»
Ильф и Петров об американских успехах собеседника-невозвращенца отзывались довольно скептически, даже имени его не упомянули. Я бы не стал всему ими тут написанному верить. И как раз в это-то время Аким Михайлович получил первую номинацию на «Оскар» – за мужскую роль второго плана в ленте «Генерал умер на рассвете». Он как раз тот китайский генерал и есть.


«Второплановая» номинация в том году появилась впервые.
Вот так, кстати, проходила в 1937 году церемония.

И русских было аж трое!
Миша Ауэр – тоже за мужскую роль второго плана в картине «Мой слуга Годфри».

Настоящее имя – Михаил Семёнович Унковский.
Внук великого скрипача Леопольда Ауэра.
Тоже переиграл множество русских.
Занятно, например, что в первой экранизации «Десять негритят»/«И никого не стало»

его персонажа переименовали в «князь Никита Старлофф».
(В нашем фильме эту роль играл Александр Абдулов.)

И ещё Мария Успенская – за женскую роль второго плана в фильме «Додсворт».

Тоже из «художественников». Тоже не стала возвращаться с гастролей. И с тем же Болеславским основала в Нью-Йорке школу драматического искусства.
Никому из наших тогда статуэтка не досталась.
Но – они были первыми.
Через три года у мадам Успенской – она так велела себя писать в титрах – опять «второплановая» номинация («Любовный роман»).

Но в тот год вышли «Унесённые ветром» – и победила Мамушка.
А ещё через четыре года – всё в той же номинации снова Тамиров («По ком звонит колокол»).
Командир партизан Пабло.

Снова не выиграл.
Но зато получил «Золотой глобус»!
И это было самое первое вручение премии.
Потом Тамиров ещё много снимался, в том числе у Орсона Уэллса и Годара.
Получил звезду.

Был ещё актёр Михаил Семёнович Унковский. Брат. Старший. Отец один, матери – родные сёстры. Артист студии уже упоминавшегося Николая Хмелёва (театра-студии имени Ермоловой). Умер молодым в Севвостоклаге на Колыме. Муж актрисы Эды Урусовой (она тоже сидела).
А женой Тамирова была актриса Тамара Шэйн. Тоже из наших. Много интересной родни. Выделю двух братьев-писателей (неуехавших). Лев Никулин (роман «Мёртвая зыбь», телефильм «Операция „Трест“») и Юрий Никулин, отец актёра Валентина Никулина.


День мирового кино был недавно.
Вот, как раз.
Михаил ГУРЕВИЧ
|
</> |