рейтинг блогов

Русская звезда художественного Парижа. Часть 2

топ 100 блогов sergeytsvetkov26.07.2021

А пока Мария переключается на живопись.

Развитию этого интереса способствует семейная поездка в Италию в 1876 году. Башкирцевы прибывает во Флоренцию к первому дню торжеств в честь 400-летия Микеланджело.

Русская звезда художественного Парижа. Часть 2

11.1.Площадь Микеланджело в наши дни.

«Я обожаю живопись, скульптуру, искусство, где бы оно ни проявлялось. Я могла бы проводить целые дни в этих галереях…», — записывает в дневнике Мария. Она в восторге от «Магдалины» Тициана, её очаровывают полотна Рубенса, Ван Дейка и Веронезе.

Затем Башкирцевы приезжают в Рим. Здесь Мария берет уроки живописи. На одном из первых уроков маслом она за полтора часа пишет натурный портрет, хотя прежде у неё уходило два-три урока при копировании. Это портрет её учительницы.

Русская звезда художественного Парижа. Часть 2

11.2.Потрет мадемуазель Катарин Колиньон

«…здесь всё было сделано в один раз – и с натуры – контур, краски, фон. Я довольна собой, и если говорю это, значит, уж заслужила. Я строга, и мне трудно удовлетвориться чем-нибудь, особенно самой собою».

Из Италии Мария едет повидаться с отцом, в его полтавское имение.

Русская звезда художественного Парижа. Часть 2

12.1. Партия в карты (Вечер в Гавронцах)

Желая воссоединить родителей, она уговаривает отца поехать с ней в Париж. Примирения не происходит; дочь тяжело переживает очередные ссоры родителей.

Русская звезда художественного Парижа. Часть 2

12.2.В костюме крестьянки

По возвращении в Париж Башкирцева принимает решение серьёзно учиться живописи.

Почему женщина становится художником? В своём Дневнике Башкирцева даёт несколько ответов на этот вопрос. Женщина рисует от нечего делать, в ожидании чего-то лучшего, чтобы убить время, чтобы о ней заговорили, от досады, чтобы забыть мужчину или привлечь, приманить его... Или она хочет добиться известности. «Если бы я стала великой художницей, это заменило бы для меня всё. Я представляла бы из себя нечто. Я могла бы быть ничем и всё-таки чувствовать себя счастливой только в том случае, если бы сознавала себя любимой человеком, который составил бы мою славу. Но теперь надо добиться чего-нибудь самой».

Она не написала, что искусство — это ещё и путь к свободе. И, похоже, для неё искусство и было таким путём, отдушиной в удушливой атмосфере светских салонов, куда, однако, она стремилась войти победительницей. Словом, искусство она понимала как способ освобождения от установленных правил, которые готовили девушку исключительно к замужеству. Искусство как победа над судьбой.

3 октября 1877 года она записывается в частную Академию Жюлиана, основанную художником Родольфо Жолиано в 1868 году. Никаких предварительных испытаний для поступления туда не требовалось. Двери Академии были открыты с 8 утра до позднего вечера.

Это художественное училище имело женское отделение. В то время женщин в Академию художеств (Школу изящных искусств) не принимали, а в частной Академии Жюлиана будущих художниц с радостью обучали рисунку и живописи. К 1880 году количество учащихся достигнет 600 человек.

Русская звезда художественного Парижа. Часть 2

13.1.М. Башкирцева, «Студия Жюлиана» (в правом углу в чёрном — Мария)

Поступление в Академию становится поворотным моментом в её жизни. «Я хочу от всего отказаться ради живописи. Надо твёрдо помнить об этом, и в этом будет вся жизнь». В первые дни после поступления записывает: «Это решение не мимолётное, как многие другие, но окончательное…».

«Жюлиан доволен моим началом», — пишет Мария в октябре 1877 года. Действительно, преподаватели обнадёживают её к дальнейшим упорным занятиям. «В контурах видна неопытность, — говорит ей учитель рисунка, профессор Роберт-Флери, — это и понятно, но удивительно правдиво и гибко. Конечно, теперь вам недостаёт опытности, но у Вас есть то, чему нельзя научиться. Понимаете? Всё, чему нельзя научиться… Работайте, Вы способны выполнить то, что задумаете».

Русская звезда художественного Парижа. Часть 2

13.2.Натурщица

Мария проводит в мастерской на улице Вивьен по 12 часов в день, перекусывает в соседней закусочной. «В мастерской всё исчезает; тут не имеешь ни имени, ни фамилии; тут перестаёшь быть дочерью своей матери, тут всякий сам по себе, каждая личность имеет перед собой искусство, и ничего более».

Русская звезда художественного Парижа. Часть 2

14.Академия Жулиана в 1889 году.

Русская звезда художественного Парижа. Часть 2

14.Натурщик. В облике, позе чувствуется настоящий мудрец. Кстати, часто, когда в Академию не приходили модели, художники сами позировали для коллег. Башкирцева тоже вставала на стол для позирования, о чём она пишет 4 февраля 1879 года.

Но вскоре ей потребовалось всё её упорство. При переходе к живописи у Марии возникли серьёзные затруднения, ей не давались краски… «Живопись меня останавливала; пока дело шло о рисунке, я приводила профессоров в изумление, но вот два года, что я пишу: я выше среднего уровня, я это знаю, я даже выказываю удивительные способности, как говорит Тони (Роберт-Флери), но мне нужно было другое, а этого нет…». «С некоторого времени образовывалась какая-то граница, которой Вы не можете перешагнуть, это нехорошо», — говорит ей Роберт-Флери. «Я сама это отлично знаю! Я перейду границу, о которой говорит мастер! Главное — это быть убеждённым в том, что нужно достигнуть и что действительно достигнешь».

И однажды она оставляет в дневнике запись, которая свидетельствует, что у юной художницы как будто открылись глаза: она стала видеть краски: «Глаза открываются мало-помалу, прежде я видела только рисунок и сюжеты картин, теперь… о, теперь! Если бы я писала так, как вижу; у меня был бы талант. Я вижу пейзаж, я вижу и люблю пейзаж, воду, воздух, краски, краски!»

За два года она осваивает семилетний курс Академии.

В январе 1879 года преподаватели Академии присуждают Башкирцевой медаль конкурса, проводимого в мастерской.

Русская звезда художественного Парижа. Часть 2

15.1. Голова итальянца

«Радости от побед нет, потому, что это достигнуто долгим, кропотливым трудом, в них нет ничего неожиданного, а также я чувствую себя на пути к более высокому и совершенному, и содеянное уже не удовлетворяет».

И добавляет: «Если живопись не принесёт мне довольно скоро славы, я убью себя, и всё тут. Это решено уже несколько месяцев…».

При поступлении в Академию она писала 9 октября 1877 года: «Я так жажду чести увидеть одну из моих картин выставленной! А если выставят, то люди непременно будут смеяться надо мною, женское творчество, мол, несерьёзное дело».

Успех, однако, приходит быстро.

Русская звезда художественного Парижа. Часть 2

15.2. Вопрос о разводе

В 1880 году работа Башкирцевой «Молодая женщина читает "Вопрос о разводе" Александра Дюма» (сына) успешно демонстрируется в парижском Салоне. Правда, ей приходится взять мужской псевдоним «Мари Константин Рюсс». В Дневнике 21.10.1880 «Мне сказали, что я не могу подписать эту картину, иначе поднимется скандал. Картина провокационная, люди будут кричать, особенно если узнают, что её нарисовала женщина, девушка».

Медаль Салона означает абсолютный успех в иерархичной системе обучения и признания художников во Франции. Умолкли голоса, которые ещё недавно твердили ей (запись 24.6.1880 года): «... мне говорят, что мне следует только одно... поехать в Россию и выйти там за богатого человека, вернуться сюда и наслаждаться жизнью, вместо того, чтобы портить молодость и мазать полотна».

Ей 22 года. Мария с головой погружается в упоительный мир творчества, растёт внутренне и отдаёт себе отчёт в том, что во многом «переросла» своих потенциальных женихов («что до душевных качеств, то без излишней гордости я полагаю, что я настолько выше их, что они не оценят меня») и, в то же время, сама стала предельно требовательной («Благодаря склонности докапываться в каждом человеке до его недостатков, я смогу уберечься от всех Адонисов (красавцев)в мире»). Постепенно творчество компенсирует жажду любви, вытесняет её. «Я поняла сегодня, например, что можно питать сильное чувство к ИДЕЕ, что её можно любить, как любить самого себя». «Идея картины или статуи не даёт мне спать целые ночи. Никогда мысль о каком-нибудь красивом господине не производила ничего подобного… Всякий человек — одинаково мужчина или женщина — вечно работающий и занятый мечтами о славе, любит не так, как те, которые только этим и заняты. Сумма энергии — одна, если её растратить налево, то направо уже ничего не остаётся, или, разделив силу — получишь меньше и с той и другой стороны. Поэтому весьма вероятно, что мои нежные чувства ускользают из моей жизни в силу именно этой теории…».

Предвосхищает теорию сублимации сексуального влечения Зигмунда Фрейда. Идеи носятся в воздухе.

Русская звезда художественного Парижа. Часть 2

16.Автопортрет с палитрой. 1880

В том же 1880 году Башкирцева знакомится с суфражистками.

Их собрания Мария посещает в парике, опасаясь быть узнанной. Идеи равенства женщин не популярны прежде всего в женской среде. Из дневника: «Подумайте только, что у Жюлиана из пятнадцати женщин оказалась только одна, которая не смеялась и не перекрестилась при мысли об эмансипации женщин; одни это делали из невежества, другие – потому что это неприлично. Я уже была готова послать к чёрту этих бессмысленных существ, которые не хотят, чтобы их считали существами разумными. Они будут говорить: женщина должна думать о своей красоте и т. д., или: кто будет воспитывать детей, если женщина займётся политикой? Как будто все мужчины только и занимаются политикой! Никто не заставляет женщину идти в кафе и произносить там речи, мы хотим только, чтобы она была свободна в выборе своей карьеры, которую считает для себя наиболее подходящей. «Оставьте женщину на её месте», — говорят они. А где её место, скажите, пожалуйста?.. Я в бешенстве от отчаянья, когда встречаю таких глупых существ. А нужно не впадать в гнев, а убеждать и наставлять. Лучше всего это делать с неграмотными женщинами или с республиканками из простого народа…».

Она поддерживает материально журнал «Гражданка», и сама публикует на его страницах (правда, под псевдонимом Полина Орелль) статьи, в которых размышляет о двойных стандартах морали современного общества, о женском неравноправии даже в сфере искусства. Одно из её высказываний стало часто цитироваться французами:

«Давайте любить собак, будем любить только собак!»

Возможно, проживи она дольше, Франция получила бы сильную публицистку, предшественницу Симоны Бовуар.

Русская звезда художественного Парижа. Часть 2

17.1.Автопортрет.

Между тем Марию мучает боли и изводят неловкие ситуации, в которые она попадает благодаря развившейся глухоте. В июле 1880 года она записала в дневнике: «…у меня такая боль между шеей и левым ухом, что можно сойти с ума». А в августе 1881 года: «Я не всегда слышу, что говорят мне натурщики, и дрожу от страха при мысли, что они заговорят; и разве от этого не страдает работа?»

Несмотря на это, художница посещает Испанию, где Башкирцевых представили королевской семье. Музей Прадо вызывает у Марии восторг: она любуется работами Тициана и Босха, Эль Греко и Гойи, она без ума от Веласкеса и делает копии его картин.

Тёплый климат и солнце сподвигают художницу писать на пленэре.

Русская звезда художественного Парижа. Часть 2

17.2.Гренада

«Гренада» демонстрирует нескованную академическими условностями манеру Башкирцевой. Художница уверенно передаёт световоздушную среду, используя технику раздельного мазка. Возрастает её чувство цвета, понимание выразительных возможностей живописи. Именно с этой работы начинается увлечение Башкирцевой пейзажем, который до этого не интересовал её.

В Дневнике она формулирует свои художественные принципы: «Величайшие мастера велики только правдой… и те, которые смеются над натурализмом, дураки и не понимают в чем дело. Надо суметь схватить природу и уметь выбирать. Все дело художника в выборе».

«Что же такое возвышенное искусство, если не то искусство, которое, изображая перед нами тело, волосы, одежду, деревья с полнейшей реальностью, доходящей почти до обмана чувств, передаёт в то же время душу, мысль, жизнь!»

«Передать жизнь тонами, которые пели бы, а все правдивые тона поют!»

Русская звезда художественного Парижа. Часть 2

18.Пейзаж

Её идейным и творческим вдохновителем в последние годы жизни был Жюль Бастьен-Лепаж — признанный лидер французских мастеров реалистического пейзажа.

Русская звезда художественного Парижа. Часть 2

19.Жюль Бастьен-Лепаж. Автпортрет

Среди русских его поклонников — молодые Валентин Серов и Михаил Нестеров. «Я каждое воскресенье хожу к Третьякову смотреть "Деревенскую любовь" Бастьен-Лепажа», — признавался Серов. «Картина эта, по сокровенному, глубокому смыслу более русская, чем французская», — писал М.В.Нестеров.

Русская звезда художественного Парижа. Часть 2

20.Деревенская любовь

Именно правдивость кисти Лепажа очаровала Башкирцеву. Увидев его работы впервые в Салоне, она отмечает: «Существует Бастьен-Лепаж; другие?.. это знание, привычка, условность, школа; много условности, огромная условность. Ничего правдивого». «Настоящий, единственный, великий» — называет она его.

Они познакомились в 1882 году. В Париже ходили упорные слухи об их романе. На самом деле Бастьен-Лепаж как мужчина её не привлекал. Это видно из дневника, где Мария смеётся над бородкой и вздёрнутым носом Жюля, пишет, что может воспринимать его только как друга. К тому же он был тяжело болен. Но его талант буквально подавлял её.

Она ищет свой путь в живописи, но с горечью признаётся себе: «Я не вижу куда я иду в живописи. Я повторяю Бастьен-Лепажа и это — пагуба. Потому что сравняться с тем, кому подражаешь, невозможно. Великим может быть только тот, кто откроет новый путь, возможность передавать свои особенные впечатления, выразить свою индивидуальность.

Моё искусство ещё не существует…»

***

Я зарабатываю на жизнь литературным трудом.

Буду благодарен, если вы поддержите меня посильной суммой

Сбербанк 4274 3200 2087 4403

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!

Последняя война Российской империи (описание и заказ)

Русская звезда художественного Парижа. Часть 2

    Электронная книга «Карлик ПЕТРА ВЕЛИКОГО и другие»


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Последние несколько дней по работе пришлось провести в отделе древних рукописей ленинской библиотеки в Москве . Там на глаза попалась ветхая рукописная берестяная летопись, написаная иноком, в отрочестве Гришкой Глухим — «Про Федора Стрельца, Соловья-разбойника и Александра Невского». ...
. С утра новости читаю, хрень какая-то там происходит. Какие-то войска захватили присутственные здания, аэропорты и даже несколько санаториев. Чьи войска ...
Недавняя статья Константина Бабкина « Почему тракторный завод останется в Канаде » наделала среди представителей либеральной общественности немало шума и неоднократно цитировалась кряклами как истина в последней инстанции. Так как я ничего не знаю о Канаде, я не буду разбирать ...
Ошеломляющая новость, заставляющая кровь застыть в жилах, только что пришла из Индии. Профессор генетики Государственного университета Джавахарлала Неру в Дели Ананд Ранганатан и его коллеги опубликовали доклад об исследовании китайского коронавируса. Они обнаружили, что он ...
Сегодня вечером ко мне придет малознакомая финка, жена коллеги мужа, учиться варить борщ: супруг ей сказал, что мечтает об этом блюде в семейном рационе. А попробовал он из пластиковой коробочки, в которую наливаю мужу на обед, чтобы на работе на ...