Русская казенщина и русская святость: кто кого? История Иннокентия

топ 100 блогов mon_sofia09.12.2022

9 декабря 2022 Автор: БОРИСОВА Марина

Русская казенщина и русская святость: кто кого? История Иннокентия

9 декабря — память святителя Иннокентия  (Кульчицкого), епископа Иркутского (1731).

«Россия страна казенная» — как часто по самым разным поводам мы слышим эту цитату Чехова и с грустью соглашаемся. И в то же время соглашаемся с фельдмаршалом Минихом, еще во времена императрицы Анны Иоанновны констатировавшим: «Русское государство имеет то преимущество перед всеми остальными, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно вообще существует». Житие святителя Иннокентия Иркутского — наглядное подтверждение обоих этих утверждений.

Иллюстрация из книги
Иллюстрация из книги "Житие святого Иннокентия, первого епископа Иркутского и чудотворца/ сост. Иоанном Кузьмичевым .- Москва : Тип. Вильде , 1894"

Карьерный взлет

А как удачно все начиналось! Мальчик Ваня из шляхетского рода Кульчицких с Черниговщины поступил в Киево-Могилянскую коллегию, учился там у митрополита Стефана (Яворского), будущего президента учрежденной Петром I после упразднения патриаршества Духовной коллегии, сразу же переименованной в Святейший Синод, и сменившего его потом на этом посту архиепископа Феофана (Прокоповича). К концу курса он принял монашество с именем Иннокентий и был персонально затребован в Москву на должность учителя и префекта в Славяно-греко-латинскую академию, а оттуда — в Санкт-Петербург, где в ту пору только основали Александро-Невский монастырь, будущую лавру. Там молодой образованный монах обратил на себя внимание императора, который решил отправить его… в Пекин — открывать там Русскую православную духовную миссию. И в 1721 году иеромонаха Иннокентия рукоположили во епископа и в сопровождении двух иеромонахов, иеродиакона, пяти певчих и трех служителей проводили в неведомую страну.

Без малого год добирались они до Иркутска. Оттуда двинулись за Байкал и остановились в пограничном с Китаем Селенгинске, и там три года ждали сначала разрешения на въезд в Китай, а получив отказ, — дальнейших распоряжений Синода. Денег не было совсем. Чтобы не умереть с голоду, миссионеры ловили рыбу и нанималась на работы к местным хозяевам. Свое поношенное платье владыка Иннокентий чинил себе сам. А утешение находил в молитвах и богослужениях, которые совершал в старом селенгинском соборе.

Миссия невыполнима?

Со временем миссию кое-как пристроили на даче Троицкого Селенгинского монастыря. А чтобы не есть даром монастырский хлеб, епископ Иннокентий и его диакон писали для храма иконы.

Зато вынужденное это «сидение» в Селенгинске оказалось весьма важным для проповеди среди местных монгольских племен. Используя свое архиерейское право рукополагать в священный сан, святитель Иннокентий восполнял недостаток духовенства за Байкалом и избавлял будущих священников от далекой поездки для принятия сана в столицу Сибири — Тобольск.

Лишь в марте 1725 года получил владыка повеление переселиться в иркутский Вознесенский монастырь и оставаться там впредь до новых предписаний. И туда к нему в поисках духовного утешения потянулись люди, особенно инородцы.

«В начале было Слово…»

Наконец из Петербурга пришло высочайшее повеление: быть ему самостоятельным епископом Иркутским и Нерчинским. Этим решением была образована новая Иркутская кафедра. Но жить по-прежнему было не на что: консистория отказалась платить ему жалование на том основании, что назначено оно было якобы для проживания в Китае, а не в Иркутске. Только в 1828 году епископу выделили наконец дом в городе.

Но несмотря на все трудности, миссию свою — проповедь Слова Божия среди язычников — владыка Иннокентий выполнял так успешно, что они крестились не только семьями, но и целыми стойбищами. Из новокрещеных бурят даже образовалось целое поселение — Ясачное.

При нем почти полностью закончилось строительство кафедрального Богоявленского собора. При Вознесенском монастыре еще раньше была устроена монгольская школа, а святитель Иннокентий открыл еще славяно-русскую школу для всех сословий.

Житие святителя Иннокентия Иркутского в клеймах. Литография XIX в.
Житие святителя Иннокентия Иркутского в клеймах. Литография XIX в.

Жалует царь, да не жалует псарь

А вот жалованья при жизни он так и не дождался: решение о начислении ему содержания и удовлетворении некоторых его нужд пришло тогда, когда он уже ни в чем земном не нуждался — 27 ноября 1731 года владыка Иннокентий скончался.

И как только об этом доложили вице-губернатору Жолобову, он тут же отобрал и все имущество владыки, и даже часть монастырского, лишив братию не только возможности похоронить владыку, но даже литургию совершать — за неимением вина. И только после настойчивых просьб выделил на погребение святителя триста рублей, запретив при этом впредь к нему обращаться.

Впрочем, кончилось это все для чиновника плачевно — по приговору уголовного суда в Петербурге ему отрубили голову.

«Сибирская мумия»

А через 33 года после кончины святителя Иннокентия были обретены его мощи. В 1804 году по решению Синода их торжественно, при великом стечении народа, крестным ходом перенесли в соборную Вознесенскую церковь, и в память об этом вИркутске до 1920 года ежегодно совершался крестный ход.

В 1920-м в Вознесенской обители начались аресты, а в 1921-м мощи святителя Иннокентия вскрыли для «медицинского освидетельствования», увезли в Москву и выставили в музее Народного комиссариата здравоохранения с табличкой «Сибирская мумия».

После закрытия выставки более 70 лет о местонахождении святыни достоверных сведений не было. Обнаружили ее только в 1990 году— в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина и сначала перенесли в ярославский Толгский монастырь, а оттуда поездом доставили в Иркутск.

А в 2005 году, когда праздновалось 200-летие обретения мощей Иннокентия Иркутского, в епархии возродилось братство его имени, которое в 1901–1920 годах издавало и распространяло духовную литературу, организовывало библиотеки, проводило беседы и чтения, а его благотворительный отдел содержал на свои средства богадельню для престарелых и бездомных и детскую бесплатную столовую, а в годы Первой мировой войны помогал беженцам.

https://foma.ru/russkaja-kazenshhina-i-russkaja-svjatost-kto-kogo-istorija-innokentija-irkutskogo.html

#inelisaveta #mon_sofia #православие #история #общество  #святительиннокентийиркутский #сибирь #россия

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Почему не работает «просто возьми и сделай». У тех, кому страшно начинать, кто до смерти боится совершить ошибку, кто изначально, ещё не даже не приступив, уже уверен, в том что ничего не получится… Кто уже сто раз давал себя обещания начать жить по-новому, поступать по-другому, стать ...
В Коломне, как городе старом, памятников немало. Но мы там были совсем недолго, потому что увидели, то и увидели. Первым, конечно, будет паровоз. Ведь завод братьев Струве, теперь Коломенский машиностроительный, уже более ста лет выпускает (не обязательно одновременно) мосты, паровозы, ...
Мужественно потерпи человека неразумного; ибо приятно сохранять равнодушие при людях не мудрых тому, кто мудр о Господе (прп. Исидор Пелусиот       - Если у тебя нет терпения по отношению к твоему ближнему, то как будет терпеть тебя Бог?   ...
#НЕисключено, что нечаянно случился #инсайт. В поддержку много нашумевшего в ЖЖ и других сетях (50-60 тыс просмотров) поста о Мистралях неожиданно выступил Председатель Комитета по обороне Госдумы - адмирал Владимир Комоедов (депутат от КПРФ). Плавсостав понимает. Адмирал предложил самим ...
Одна жена попросила меня тайно рассказать вам эту историю про своего мужа, который  не соблюдал правила гигиены, да так что она любовника решила завести. Давайте почитаем и попробуем посоветовать что-то. Начиналось все с того, что мы имели обычного парня, немного инфантильного, ...