Русская интеллигенция и народ

Только русская интеллигенция страдала комплексом вины
перед народом в такой степени, что торопилась
отдать ему долг всеми возможными
способами - от фольклорных сборников и
фольклорных ансамблей до революции. В Европе некому было
«страдать», поскольку в европейских языках нет такого понятия
как интеллигенция, а есть - интеллектуал. И хотя оба эти понятия
происходят от латинского intrellektuc – ум, рассудок, разум -
свести российское понятие интеллигентности к этим качествам
невозможно. Русский интеллигент помимо наличия интеллекта еще
обладает, как уже было сказано – комплексом вины перед народом. Эта
вина гнала в 19 веке «народников» в деревенское захолустье с целью
просвещения темного народа и оказания ему посильной помощи.
В России сменилось всё: рухнул царизм, за ним рухнул развитой
социализм, а вот это преклонение интеллигенции перед массовым
человеком, осталось. Самодеятельность, то есть непрофессионализм
расцвел и, по сути, задушил собой любое профессиональное отношение
к делу.
Самодеятельность в культуре поддерживает власть, потому что люди
власти разучились отличать высокое искусство, которое по
определению может быть только элитарным, от массового
искусства, удовлетворяющее всех.
Прав философ Александр Панарин утверждавший, что в
современной России нет элит. А что вместо? Гламур, проглотивший не
только элиту, но и ослепивший остатки русской интеллигенции своим
блеском.
Корни? А что корни! Можно начинать со времен Ярославовых, а можно и
с революции перевернувшей всю Россию. Какая разница – итог один.
Заимствования чего угодно с Запада, даже ради благих целей по
видимости, несомненно, полезного оборачивалось в России горем.
Помню мой дед, «просвещенный Порт-Артуром и четырьмя годами
австрийского плена рассказывал, как в сибирской деревне в начале
двадцатых годов встретили интеллигентски словечки: агроном,
животновод и так далее.
- Петр Ляксееч, скажи пожалуйста каков из себя этот ограмон будет?
Сказывают под вид антихриста, огромен и с наганом в руках?
- Нушто и вправду к нам живодера назначат? Ты Петр Ляксееч не
слыхал, часом, как это с живого человека шкуру драть будут?
Узнали. Гражданская война в Сибири изобиловала крайними
жестокостями. И опять-таки ни что иное, как просветительская
энергия интеллигенции подготовила её. Однако вернемся в дни
недавние.
Так вот в июле 1989 года и я, обремененный своей виной
перед народом, ушел из урологического отделения прокопьевской ЦГБ,
чтобы отдать народу (шахтерам) свою часть долга. Потом
около двух лет с камнями в почках служил ему, как понимал веру и
правду этих шахтерских масс. Свой нравственный долг до сих пор
отдаю тем, что практически бескорыстно служу на ниве
народного просвещения и периодически получаю от опекаемого мной
народа зуботычины.
Впрочем, это обычная для русского интеллигента стезя и
расплата - я здесь не оригинален, но чем истовее служу, тем чаще
возникает сомнение, почему интеллигент (в данном контексте деятель
культуры - писатель), должен чувствовать свою историческую вину
перед народом?
Есть, есть ответ, но как к нему подступиться? Духовное понимается
только духовным, а ответ как мне кажется и лежит в этой области.
Откуда у меня духовное зрение, если и рассудочного мало? И
все-таки, нужно ли просвещать людей, вот в чем вопрос!
Зачем Господь послал Исаию ? Очевидно за тем, чтобы он окончательно
усыпил народ Израиля, чтобы он не смог обратиться за исцелением к
Богу. С этой поры все кто, так или иначе, исполняет миссию Исайи -
убаюкивают народ. И на самом деле если бы народ проснулся и увидел
истинное положение дел, то его бы от вида себя стошнило и вырвало в
смерть. Увидеть себя подлинного – значит умереть от тошноты. Кто же
иной, если не интеллигенция напевает в уши народные сладкие песни о
его достоинстве и прочих не имеющих к нему отношения,
качеств? Интеллигенция, может быть неосознанно,
понимает, что народу нельзя дать увидеть себя таким, как он есть?
Вот и получается, что просвещение народа есть ни что иное, как
увеличение зоркости его рассудочного мышления и ослабления духовной
зоркости.
Такое положение дел, когда массы людей спят и видят прекраснодушные
сны о себе, аномально. Можно сказать и так – это аномальная
нормальность падшего, или по-иному - рассудочного человека. Ведь
это лож, что рассудок делает человека зрячим. Не зрячим он делает
его, а алчущим и дает ему зрение предметов его вожделений, являет
их сознанию. Мартин Бубер в письме к Льву Шестову объясняет
такое положение дел тем, что «Пророк должен
сделать «бесчувственным (Vulgate) сердце народа, или
«непроницаемым (Лютер), или «ожиревшим»
(таков смысл еврейского слова), дабы он не обратился и
дабы Бог не был принужден его исцелить в следствии этого
обращения. Таков жуткий смысл этой
вести - народ не должен обратиться, но должен идти вдаль,
должен быть «выжженым».
Но не только народу Израиля предстоит идти ослепленным по пути к
бездне, но и другие народы увлекаются этим потоком, иначе с какого
рожна осуществились бы апокалипсические пророчества?
Евреи закваска в теле народов и они, хотят этого или нет, а
«сбраживают» человеческое тесто, предуготовляя его к приходу ИХ
мессии. Приметы этого сбраживания год от года всё явственнее
проступают на теле России. Потому что по толкованию православных
богословов этот еврейский Мессия придет из России и имя ему
Антихрист..
Почему? По мнению Льва Тихомирова это произойдет потому, что:
«Весь мир теперь только носит имя христианского, но нигде
противоположность между именем жизни "Святой Руси", "Православия" и
полной мертвенности веры не поражает нас до такой степени, как в
современной России (начало XX века)».
Но не только русские философы и богословы видели это сонное,
зачарованное, или аномальное состояние человеческих масс.
Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет в своей работе "Восстание
масс", пишет: «Каковы бы ни были наши взгляды на цивилизацию и
культуру, есть нечто первостепенное, с чем нельзя не считаться, —
аномалия в лице массового человека».
Эта аномалия в лице массового русского человека особенно ярко
высветилась именно с падением коммунистического режима и с
развалом социалистической империи. Аномально уже то,
что права стали еще больше оторванными от обязанностей, чем
это было в советское время. Свободу оторвали от
ответственности. В бесстыжести мы переплюнули своих учителей.
Таково нравственное и правовое поле, в котором оказался
русский народ в период реформ Гайдара. И очень был разочарован тем,
что его в который раз надули.
Если интеллигенция и дальше будет заискивать перед массовым
человеком, то гибель любого государства, и России может быть в
первую очередь, неизбежна. Сейчас и театр, и кино обращаются к
самым низменным качествам массового человека, развращая
окончательно то, что еще не было в нем развращено.
- А людям это нравится, – вот и всё что могут сказать в оправдание
своё нынешние нравственные растлители. Потачка порокам
человеческим, нравственным аномалиям стала стержнем современного
искусства.
По правде сказать, интеллигенция всегда «получала своё» -
заработанное с усердием, Получала «по мордам» уже за
то, что она постоянно внушала народу мысль что «бедность не
порок», а достоинство и вовсе не вдавалась в природу
бедности.
Богатый человек в контексте русской литературы, заведомо
безнравственнее бродяги – «странного человека». Поджечь усадьбу
богатого человека самое премилое дело для русского правдоискателя.
Каждая из революций в России пускала с раската именно
интеллигенцию, как бы оплачивая усилия её в критики существующего
порядка вещей.
Таков лейтмотив русской литературы, а заодно и культуры. Так
что вина интеллигенции есть, но не там, куда она же
указывала своим художественным творчеством. То есть не в том,
что она чего-то там недодала массовому человеку, а в том, что она
всегда ему потакала и заискивала перед несуществующими
народными добродетелями.
И вот развращенный лестью народ в 1989 году, совершенно
справедливо потребовал от власти мыла и сала, но ему в ухо
нашептывали интеллигенты - и свободы требуй! Не объясняя
самое существенное, что свобода не приходит одна, за ней следует
ответственность. Удивительно ли, что интеллигенция и на
этот раз была оплевана народными массами, которым эта
ответственность вовсе не нужна была. В чем дело? Опять таки
дело в том, что русская интеллигенция всегда заискивала не
только перед своим народом, но перед Западной «передовой
мыслью».
Вот и сейчас русская интеллигентная мысль о правоспособности народа
вбросила в общество и законодательно оформила разнообразные
инструменты коллективной ответственности. Это и содержание
«общих мест домовладения», и «общая сумма потребленная
(домом) количества электроэнергии» (тепла, газа и так
далее).
Михаил Делягин в газете «Завтра» (N49 2009 год) писал: «Одна из
стержневых философских убеждений либерализма, является
то, что каждый человек может полностью отвечать за последствия
своей деятельности. А раз так – его надо ставить в соответствующие
условия и соответственно с него спрашивать. Между тем данная
установка неверна для большинства населения развитых стран. Для
России же, основная часть населения которой не вполне
адоптировалась к шоковому падению в рынок, данная максима
либерализма остается фундаментально ложной. Её применение
напоминает требование к слесарю (а хоть бы и к профессору биологии)
немедленно сдать экзамены по квантовой физике с нищетой в качестве
альтернативы».
Оставим в сторону развращающее действие мощнейшей «пятой колонны»
интеллигентов соблазненных Западом, а то и купленных партийных
функционеров, дело в том, что их дело, простите за тавтологию,
имела успех, а народное дело опять, как и в 17 году, проиграло.
Ради правды, нужно отметить, что в 19 веке усилиями
славянофилов была разработана идеология «русского пути». Она не
прижилась в умах русской интеллигенции, поскольку Европа, куда эта
интеллигенция ездила и даже жила, показала что нравственность – это
хорошо, но банковский счет куда лучше. Вот так –
умиляясь и превознося бескорыстие и долготерпение русского народа,
интеллигенция на деле хотела, по крайней мере для себя, западной
жизни.
Но и сам народ был вовсе не нравственным, а не менее
чем его продажная и закупленная на корню интеллигенция,
алчным и развращенным. В чем же причина такого положения? Она в
очевидной дехристинизации Руси начавшейся, пожалуй едва ли не со
времен Ивана Грозного и мощно продолженная Петром Первым.
Не входя в подробности дуализма (двойственности) традиции русского
православного сознания, скажем так – Петр Первый приблизил
российскую законодательную систему к европейскому правосознанию с
тем, чтобы приглашенным в Россию европейским специалистам было
удобнее работать. Удобнее ли было русскому человеку –
об этом ни кого он не спрашивали тогда и не спрашивают, по сей
день.
С этой поры душа русского человека оказалась раздвоенной, и
на большую часть судебных решений он реагировал так: «По закону-то
по закону, но не по совести!»
Упомянутая уже коллективная ответственность за «общие места» в
домовладении приводят к социальным драмам, об этом только глухой не
слышал в трамваях и автобусах и слепой не видел на телеэкранах.
Странно, но факт – случается и такое - журналисты пишут,
телевизионщики показывают, мерзость и гадость нынешнего нашего
состояния, а власть, как тот верблюд идет и не обращает внимание.
Почему? Ответ очевиден – она презирает народ. И есть за что! Как не
призирать того, кто любит жизнь больше чем свою честь и своё
достоинство. Любит жизнь любую, хоть на брюхе лежа, хоть на
коленках! Народ неспособный сам за себя постоять, презирают
решительно все.
* * *
А что ж русская интеллигенция? Она доживает последние
свои исторические денечки. На смену ей идет гламур. Идет, шуршит и
блестит одеждами, под которыми прячет своё гнилое тело. Это о
гламуре сказал Иисус: «Горе вам, книжники и фарисеи,
лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи
кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой
нечистоты; 28 так и вы по наружности кажетесь людям
праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
Ни кто с таким неистовством не осуждает церковные дела как
современная интеллигенция невидимо для себя превращающаяся в
гламур. Какой канал телевидения не включи, какую центральную газету
не открой – всё одни персоны блестящих бездарностей,
говорящих попугаев. Но еще хуже, когда к разврату и потачкам
народа присоединяется талант. Уже отовсюду тянет сладким
дурманящим запахом тления. А вы господа народные заботники
чего-то лепечите о наркотиках. Да полно! Вы и есть наркота.