Руководство КНДР все делает правильно?
augean_stables — 09.11.2023Политолог-международник Сергей Лебедев специально для нашего канала:
В медиа можно часто встретить мнение, что все северокорейские правители немного безумны – и именно так объясняется их эксцентричное поведение во внешней (и внутренней политике).
Однако подход с точки зрения набора теорий рационального выбора (RCT) позволяет иначе взглянуть на политический процесс в самой закрытой стране в мире.
Коротко напомню, что с точки зрения RCT политики рациональны и максимизируют свою полезность, однако эта полезность направлена не на абстрактное общественное благо, а на выживаемость своего режима и максимизацию политической ренты.
После распада СССР, Северная Корея оказалась в непростой ситуации – прекратились льготные поставки сельскохозяйственных товаров. Это наложилось на череду неурожаев, и в итоге привело к массовому голоду в стране в 1990-х, известному как «Трудный поход».
Не менее остро стояли геополитические вопросы– было неочевидно, сможет ли Китай гарантировать безопасность Северной Кореи, поэтому в Пхеньяне даже подумывали об осторожном сближении с США.
Методом проб и ошибок КНДР выработало собственный подход к внешней политике, который я называю «провокативной дипломатией. Суть этого подхода заключается в простой схеме: КНДР выдвигает какие-то угрозы, а потом отказывается от них в ответ на предоставление определенных экономических и политических благ.
Однако в какой-то момент Пхеньян отказывается от дальнейшей кооперации, если речь начинает заходить о начале рыночных или, тем более, политических реформ.
Именно это наводит внешних наблюдателей на мнение, что руководство КНДР якобы безумно – с точки зрения западных обозревателей, никто в «здравом уме» не станет отказываться от благ рыночной экономики и либеральной демократии.
Однако Пхеньян имеет перед своими глазами яркий пример перестройки в СССР и прекрасно понимает, что, начав реформы, рискует выпустить революционного джинна из бутылки.
Аналогичным образом, Пхеньян не собирается отказываться от развития ядерных сил, так как прекрасно понимает, что только они являются залогом его выживания. Он может сделать вид, что собирается отказаться, чтобы достичь необходимого эффекта в переговорах, но вряд ли дело зайдет дальше торжественных обещаний.
Для наглядности, проиллюстрирую эту мысль двумя примерами – развалом Рамочного соглашения с США и провалом политики Солнечного Тепла с Южной Кореей.
Рамочное соглашение с США 1994 года подразумевало, что КНДР остановит ядерные разработки, пустит инспекторов МАГАТЭ, а в обмен получит снятие экономических санкций и технологии мирного атома. До 1998 года Северная Корея старалась соблюдать Рамочное соглашение, однако в 1998 году возобновила ядерные испытания и пошла на обострение с США.
Аналогичным образом, провалилась политика Солнечного тепла, провозглашенная южнокорейским президентом Кимом Дэ Чжуном.
Стратегия была направлена на кооперацию и в перспективе интеграцию между двумя странами. Северная Корея получила от Южной Кореи 1,6 млн тонн еды и 200 000 тон удобрений, а 2000 году состоялась первая в истории встреча двух лидеров. Интересно, что она состоялась в Пхеньяне – это позволило сообщить, что северокорейских СМИ, что южнокорейский лидер приехал учиться у руководства КНДР грамотному и мудрому управлению страной.
Получив необходимые экономические блага и добившись необходимого имиджевого эффекта внутри страны, северокорейское руководство заявило, что политика «солнечного тепла» -это политика «солнечного ожога» и свернуло контакты.
Основная мысль – руководство КНДР являются обычными политиками (то есть ориентированными на максимизацию своей власти и влияния), которые оказались в необычных обстоятельствах. Они обладают властью, о которой западные политики могут только мечтать, но при этом постоянно ощущают себя на пороховой бочке, осознавая некоторое несовершенство своей социально-экономической модели.
Заметки на полях
Nov 7 at 18:17
|
</> |