Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.

топ 100 блогов zodchi109.01.2023 Под Санкт-Петербургом на окраинах Петергофа есть небольшой пруд посредине которого находится маленький островок. На этом островке якобы в 1852 году была собрана имитация античных руин. Типа в 19 веке так было модно. Делать именно руины, а не нормальные строения. Типа зачем ждать столетия пока здание разрушится, лучше сразу сделать руины. Странная мода, прямо скажем. Тем более что в том же Питере и его окрестностях  ничего подобного почти нет. Вспоминается лишь башня в Царском селе. С крайне мутной историей.  Остальные постройки в нормальном виде. А тут вдруг про какую-то моду на развалины заговорили. В единичном экземпляре.


Вот как это выглядело глазами художника.

Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.

А вот так через объектив фотоаппарата.

Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.
Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.


Считается, и так записано во всех справочниках, что руину собрали из отходов то ли от Исаакиевского собора варианта Ринальди, то ли от Инженерного замка. И якобы все руины сделаны из мрамора Тивдийского месторождения. Это в Карелии. Вот схема, где это самое месторождение. Карьер Белая гора.

Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.
 Как вам расстояние? 590 км рисует яндекс по прямым линиям. Если мы предположим что маршрут был криволинейным, ну типа по Свирскому и Ладожскому каналам, а по Онеге вдоль берегов, то получим никак не меньше 650 км. Это столько же сколько от Питера до Москвы. Прибавляем и тот факт, что на Свири и на Неве в то время существовали пороги, прямого судоходства как такового не было от слова совсем. То есть были места где груз в обязательном порядке перегружался и какое-то расстояние транспортировался по суше гужевым транспортом. Логистика та еще. Учитывая климат.  Но наших предков это почему-то не останавливало. И мраморы Рускеальского месторождения на Ладоге их не устраивали. Плевать что вдвое ближе и без Свирских порогов. Нужно было везти обязательно только Тивдийский мрамор. Для руин. И только Тивдийский. Но по три рубля, но вчера. Странно, не правда ли? Что там за Тивдийский мрамор такой?

К чему я так? С сарказмом. Отбросив шуточки в сторону у любого не лишенного здравомыслия человека есть четкое понимание того, что с этой якобы искусственной руиной далеко не все так просто. И вся эта официальная билеберда не более чем билеберда. Проще говоря - чушь.

Весной 2022 года  "ассоциация Протоистория"  при моем участии произвела комплексный анализ Руинного острова. Было два выезда на место, затем серия анализов. Об этом подробно и пойдет речь в данной статье.

Для тех кого не интересуют детали экспедиции и анализов, сразу скажу, что мрамор на Руинном острове действительно есть, что он действительно по характеристикам может быть отождествлен с карьером Белая гора. Но это единственное что худо-бедно оказалось правдой. Но и этот мрамор оказался не настоящий. А искусственный. Но исходник для искусственного композита под мрамор по всей видимости действительно мог быть из мраморов Тивдийского месторождения, а если совсем точно, то из карьера Белая гора. Другие карьеры этого месторождения отпадают.

Для всех остальных начинаю подробное повествование.

И так первый выезд. Еще не было листвы и травы, что очень помогло. Первое что бросилось в глаза, так это факт разброски элементов руин. Там нет признаков естественного разрушения некой конструкции. Налицо растаскивание элементов по всей площади острова. Прежде всего колоннады, которая на рисунках и фото стоит как единая конструкция. В сети гуляют россказни о том что якобы в Великую Отечественную войну туда попала бомба и типа взрывом всё раскидало. Нет, это не так. Элементы конструкции искусственно растаскивали. Кто и когда - это отдельный вопрос, и лично мне он не интересен совсем. Может туда и падала бомба и какие-то элементы могли быть снесены взрывом, но в целом налицо факт именно растаскивания. Не исключено что бульдозером. Многие элементы конструкции вообще отсутствуют. Их утащили.

Налицо следы работы высокооборотистых инструментов с образивным и твердосплавным резцом. И сверлили, и шлифовали. И привод у инструментов был явно механический. Структура камня "мрамор" имеет все признаки бетона. Инородные элементы (мусор), характер рисунка (текстуры), орнамент и форма, ряд других признаков. Я определил что это бетон буквально с первых минут.  Последние 18 лет я только и делаю что работаю с различными видами бетонов и прочих строительных смесей и такие вещи определяю быстро. Кроме того, имея художественное образование и многолетнюю практику декорирования, прекрасно знаю технологию изготовления тех или иных вариантов различной имитации или искусственного повторения различных материалов. Например я знаю как осину сделать под дуб, или вообще сделать осину крепче дуба, как состарить дерево под любой возраст, как сделать  мрамор пластичным или вообще жидким, как состарить тот же мрамор под любой возраст. И эти технологии очень просты, порою до безобразия просты. И они разные и их много. Какие-то я публично озвучиваю, какие-то рассказываю только самым близким, какие-то держу при себе, ибо есть люди которые этим зарабатывают на хлеб. И тиражирование этих знаний им не нужно. Причем эти люди работают и в музеях реставраторами. В общем банальная профессиональная этика. И я далеко не гуру в этом деле, профильные специалисты знают куда больше чем я. Но тем не менее общее понимание  и некоторые навыки у меня есть.

К сожалению в первый выезд мы взяли с собой относительно небольшой молоток и обычное строительное зубило. Но ими отколоть образец для исследования не получилось. Мы исходили из того, что руины в Петергофе, как написано в справочниках, действительно мраморные и обычного молотка и обычного зубила нам будет достаточно. Но сколько мы не колотили, кроме искр ничего высечь не получилось. Но от этого стало только интереснее.

Через месяц была вторая экспедиция. На этот раз я взял мощное полуметровое зубило и 6- килограммовую кувалду. И даже ей мы смогли отколоть кусок "мрамора" далеко не с первого раза. В какой-то момент  было ощущение что и таким инструментом у нас ничего не получится. Искры летели во все стороны, в том числе в глаза, но камень колоться не хотел. При этом кирпичи с царским клеймом, которых там полно, разлетались на ура.

Так, от слов переходим к картинкам. Это будет лучше. Нагляднее  и понятнее. Далее все фото будут с расширением. Кликайте мышкой и смотрите в хорошем разрешении. Тем кто читает с телефона рекомендую перейти к компьютеру. Или выводить картинки на телевизор.

Вот как руины выглядят сейчас.

Здесь несколько сегментов колонн кучкой.

Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.

Здесь нижний сегмент колонны.
Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.
Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.

Здесь элемент архитрава и на переднем плане база колонны.
Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.

Архитрав.
Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.

Верхний сегмент колонны. Паз под шип.
Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.

Сегмент балки перекрытия. Сверху я положил  блок из известняка.
Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.

Этот самый блок из известняка. Хорошо колется зубилом, видно как я его отколол.
Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.

Присутствуют и элементы из гранитов. Причем на лицо три вида гранита разного сорта и оттенка.  Какие-то элементы из красного рапакиви, какие-то из серого, какие-то из мелкозернистого темносерого. Представляете, те кто строил якобы развалины Руины, заморочились даже на то, чтобы из гранита сделать разные элементы разного цвета. Вы только подумайте какая красота когда-то была! На следующем фото на переднем плане элемент из розового крупнозернистого рапакиви.
Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.

Теперь чуть подробнее покажу "мрамор". Это действительно основной материал во всей конструкции. На сколах видна структура "мрамора". Двухкомпонентный материал, где в качестве наполнителя использован кварц, а в качестве связующего карбонат кальция. Проще говоря мраморная мука.

Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.

Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.

 Не забываем кликать мышкой чтобы внимательно рассмотреть зёрна камня. Процент кварца очень высокий. Если вещи называть своими именами, то по составу и характеристикам уместнее говорить не "мрамор", а "кварцит". По-этому и искры от него летят.

Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.
Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.

Следующее фото сделано для того, чтобы понимать размер зёрен. Некоторые в 5 мм и даже более.

Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.

Теперь я покажу капители. Они из "мрамора". У меня не получается определить к какому ордеру капители колонн относятся. Ближе всего к ионическому ордеру, но это исключительно по завитушкам на углах. Остальные параметры к этому ордеру не подходят.

Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.

Диаметр показан рулеткой.
Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.

Элементы декора. Они поражают. Во-первых удивляет сохранность. Как минимум с войны  все эти капители валялись на земле. Под солнцем, дождем и снегом. Продуваемые ветрами. Перед этим еще век они просто грелись на солнышке и дышали свежим воздухом. А степень эрозии практически нулевая. Нету её. Если бы это был обычный мрамор, коего полно повсюду, от этих завитушек уже бы ничего не осталось. Обмылки были бы. А тут смотрите какая обработка! Просто фантастика!

Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.

Посмотрите на крестик. Это между прочим цветочек с лепестками. Каждый лепесток сегментирован двумя выпуклыми дольками с занижением к краю. И выступает выпуклостью относительно "улитки". Сама "улитка" с плавным уходом в ложбинку. Эта ложбинка сделана мокрым пальцем. По мягкому материалу. И никак иначе. Уж поверьте мне. Чтобы понять всю сложность, нужно понимать что этот цветочек примерно с пятирублевую монету.

Вот еще другая улитка.

Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.

Теперь "стрелки". Филигранная ювелирная работа. И это в материале, который высекает искры при ударе кувалдой.

Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.

И не просто "стрелки". Там жутко красивый и сложный орнамент. Резьба  в несколько слоев и уровней. И нигде нет ни царапинки, ни скола, ни какого-бы то ни было иного брака. И всё это на сферической поверхности, не на плоскости! Как специалист я прекрасно понимаю что это лепка. После прохода резцом всегда остается след в стыке линий, который приминается и замазывается. Иначе не бывает.  Сделать подобный орнамент в твердом камне в принципе можно, но это будет стоить как космический корабль. Нужна специальная мастерская со специальным оборудованием. И это будет очень долго. Сложность не только в техническом исполнении, но и в нанесение разметок орнамента на заготовку. Это вам не на листок бумаги кальку прилепить. И не дай бог где-то чуть колонёшь. Капец, обратно не прилепишь. А это будет с вероятностью близкой к 100%. Именно по-этому никто в здравом уме из природного камня подобные вещи и не делает.  Лепится из глины заготовка, по ней отливается матрица. А уже в матрицу заливается жидкость которая после затвердевания станет "мрамором". Какие-то побочные дефекты потом дорабатываются и шлифуются. Относительно просто, быстро и дешево.

В ряде мест сохранились отверстия под скрепляющие анкеры.

Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.

Теперь о составе "мрамора". Как я выше сказал за основу был взят скорее всего действительно карельский Тивдийский мрамор из карьера Белая гора. В этом карьере действительно мрамор белого цвета и с высоким содержанием кварца. В остальных карьерах мрамор с другими характеристиками. С Рускеале на Ладоге так же мраморы с другими характеристиками. Совершенно другими. Об этом я еще ниже скажу. Почему я склонен говорить о том что это все таки карьер Белая гора. Просто по тому что я нашел образец с тех мест и он по структуре действительно очень похож. Крупное и среднее зерно, белый цвет, высокий процент кварца. Ни один другой карьер камня с такими характеристиками не дает. Так вот, этот камень, этот "мрамор", перетирали на жерновах в муку. Это не сложно. Жернова могут быть гранитными. Этого будет достаточно. А еще лучше стальные жернова. Затем так же на жерновах перетирали этот самый мрамор в песок разной фракции. Может быть просто дробили, что еще проще. Именно по-этому и обнаруживается мусор, а так же примеси разные в местах излома колонн. Затем весь этот щебень, песок и мука закидывались в миксер, где перемешивались с какой-то жидкостью с отвердителем и выливались в формы. Что за жидкость и отвердитель я точно сказать не могу, но скорее всего в качестве жидкости выступала обычная вода, а в качестве отвердителей какая-то соль, кислота или щелочь. Поскольку в структуре колонн местами видны красноватые оттенки могу предположить что использовалась железная кислота или что-то с магнием. Железная кислота например очень сильно увеличивает марку бетона. Всего одна чайная ложка порошка  на ведро воды и бетон из марки М200 превращается в бетон марки М300. Это из разряда того, что я шепчу на ушко близким. Но сегодня пусть будет маленькое исключение. Для тех кто не понимает разницу в бетонах между М200 и М300 скажу, что бетон М200 идет на малоэтажное строительство, а М300 на многоэтажное. И лабораторно определить эту самую чайную ложку железной кислоты будет очень трудно. А не лабораторно вообще никогда и никак. Самое интересное то, что поскольку мрамор это преимущественно карбонат кальция, как мел, доломит или известняк, то ему для затвердевания вообще не нужно ничего. Он затвердевает сам по себе. Я работал с доломитами и известняками. Они от реза болгаркой оставляют горы пыли, муки. Так вот если эта гора пыли или муки намокла под дождем, она потом на солнышке очень быстро каменеет и по сути возвращается в свое первоначальное состояние. А если представить что пройдут сотни лет, то мы получим назад возрожденный естественным путем известняк или доломит.

Колонны сегментированы. Капители и архитрав сложной формы. Это бетон. Что касаемо ствола колонн, то в принципе его могли точить и на токарном станке. Это было бы проще и дешевле чем возиться с бетоном. Лично я бы так и делал. Сегменты колонн в диаметре порядка 60 см и длиной порядка 2,5 метров. Не большие и не тяжелые.

Как руина строилась. Основание у всей конструкции  из красного кирпича. Как это не удивительно, но это факт. То есть с фундаментом явно не заморачивались. Для меня это оказалось неожиданным. Я привык к тому, что все известные мне постройки примерно того периода в Питере и его окрестностях имеют очень хорошее основание. Тогда вообще всё делали на совесть. А тут какая-то кирпичная подушка и всё. Очень странно. Может под кирпичем и есть какое-то более крепкое основание, но визуально оно не просматривается. Даже на известняк заморачиваться не стали, а им облицованы почти все цоколи в Петербурге того периода. То есть притащить всего несколько телег с известняковыми блоками они не захотели. Брали кирпич с ближайшего завода в самом Петергофе. Там и клеймо на кирпичах соответствующее. А поверх кирпичной подушки по всей видимости просто установили то что более менее сохранилось от какой-то древней античной постройки. Эта постройка скорее всего была где то рядом. Если не стали заморачиваться с фундаментом и известняком, думаю вряд ли бы они стали заморачиваться с тем, чтобы таскать элементы руины откуда-то издалека. Особенно учитывая тот факт что  всего в 650 метрах находится знаменитый Бельведер.

Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.

С этим Бельведером  тоже всё не так просто. Как и со всей историей Санкт-Петербурга. Но это не тема сегодняшней статьи. Это для общего понимания. Там все признаки того, что когда-то было обнаружено что-то очень древнее и жутко красивое, что-то частично потом смогли воссоздать, а что-то жалко было выкидывать и наскребли на развалины Руины. А чтобы местные барыги не растащили на "сувениры" выкопали  по периметру котлован и заполнили водой. Именно по-этому  до нас кое-что и сохранилось, хотя часть элементов все таки кто-то упёр. Скорее всего немцы во время войны. Они много чего упёрли.

Представляете как сверкали кварцитом белые колонны? На солнышке, на закате? Как стеклянные. А для контраста  окантовка из гранитов разного окраса.  Сколько лет может быть этим колоннам и прочим элементам из этого "мрамора"? Ответ - любое количество. Ну не миллионы лет конечно, но если встает вопрос о 150 или 1500 лет, то степень эрозии даже в условиях Петербурга будет сопоставимой. Особенно если предположить что в условном 13 веке это всё было укрыто под одеялом наносным слоем. Могло и многие тысячи лет лежать в прекрасной сохранности. Кварц очень твердый и стойкий минерал. Из него делают стекло. Правда кварц бывает разный, речной или морской песок это тоже кварц. Но коричневый и мерзкий на вид. В карьере Белая гора сложились уникальные условия при которых природный кварц каким-то чудесным образом смешался с осадочными органическими отложениями карбоната кальция. Я, кстати, по этому вопросу обращался в Горный университет, но ответа мне не дали. Я спросил, какова физика процесса? Сказали, что типа не твоего ума дело, занимайся типа своей историей, а в геологию не лезь. А мне интересно. Что там такого в этой самой Белой горе случилось, что так удачно сложились звезды? Ведь ничего подобного больше нет, как оказалось. Хотя, если не зацикливаться на Белой горе, то такой же состав искусственным путем получить можно вполне быстро и просто. Природный кварцит по своей сути это и есть чистый белый кварц. Его сейчас промышленным способом так и добывают. И в песок его перетирают, и даже в муку.
Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.

Смешай его с любой мраморной мукой белого цвета и на выходе будет именно "мрамор" из карьера Белая гора. Может так и делали, а карьер Белая гора появился в справочниках уже позже? Когда стали искать исходники? Очень даже вероятно. И вопросов с логистикой за три моря тогда возникать не будет. И вообще никаких вопросов не будет. Все четко, ясно и понятно.

Далее я покажу результаты анализа "мрамора". Я его изучал на предмет сравнения с другими камнями. Для сравнения я использовал красный полнотелый кирпич, силикатный  белый кирпич М200, гранит розового рапакиви и камень породу которого я не смог однозначно определить. Но скорее всего это что-то из группы базальтов. Позднее на одном из производств по обработке камня я взял образец рускеальского мрамора. Итоги анализа следующие. Самым мягким по твердости оказался рускеальский мрамор. На нем оставляют следы абсолютно все образцы. Правда так получилось, что с красным кирпичом я не сравнил, но думаю что рускеальский мрамор будет или мягче красного кирпича, или максимум с ним одинаковым. Ну забыл сравнить, уж простите. Затем по твердости будет красный полнотелый строительный кирпич. Современный, новый. Те образцы которые были на Руинном острове крайне  плохого качества, на вид крепкие, с клеймом, а по факту полное гэ, как труха. Затем по твердости идет белый силикатный кирпич М200. Тоже новый, только с завода. Затем по твердости идет "мрамор". Затем  гранит рапакиви и самым твердым оказался непонятный камень предположительно из группы базальтов.
 По порядку:
- рускеальский мрамор
- красный кирпич
- белый силикатный кирпич
- "мрамор" Руинного острова
- гранит рапакиви
- условный базальт

Вот фото образца рускеальского мрамора. Внизу видна потёртость которую на рускеальском мраморе оставил образец  "мрамора" с Руинного острова. Это полированная сторона.

Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.

Это не полированная сторона. На ней я испытал все образцы. В самом низу две затёртости от "мрамора" Руинного острова, выше от гранита и  условного базальта.

Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.


Это другая сторона. Здесь внизу следы от гранита и условного базальта.

Руинный остров в Петергофе. Детальный анализ с выводами.

Если тема твердости камня интересна, вот ролик как я это делал.


Так же выкладываю видео с Руинного острова.


Краткие выводы. На Руинном острове на лицо факт вторичного использования остатков прежней конструкции. При этом материал который преподносится как природный мрамор на самом деле является искусственным композитом имитирующим Тивдийский мрамор. По своим характеристикам этот композит имеет очень высокие показатели по твердости, а так же очень стоек к эрозии. То есть это очень хороший строительный материал. Лучше современного бетона М200 уж точно. Думаю его правильно будет сравнивать с бетоном марки М250 или даже М300 с гидрофобными присадками.

Если эта тема интересна, вот ссылки на рабочие моменты от других участников экспедиций.
- Ролики Николая Субботина :
раз,
два
- Ролик Лидии Соловьевой. Тынц.


Ну, вроде всё рассказал, надеюсь информативно и понятно.

Всем спасибо.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Так вышло, что Новый год я встретил в моей любимой благословенной Италии. Поездка заранее не планировалась, случилась достаточно неожиданно, поэтому заранее никакие планы не строились, а все решалось прямо на месте в зависимости от погоды и настроения. Итак, по порядку. Вылетели из Питера ...
Белорусская реклама нижнего белья. Спасибо френдессе korieversson за наводку. ...
Иду по Вьетнаму, а на улице шумно и жарко. Завернул в парк, чтобы посидеть в тени. А там девушки веселятся. Подошёл к ним, познакомился. Сначала мы просто болтали на разные темы, а потом они вдруг попросили меня посмотреть на их танец, что-то у них не получается. Действительно, сразу был ...
На съемочной площадке ...
Приветствую уважаемое сообщество в страшно сказать какой раз . Это опять я, Татьяна, переводчик, редактор, счастливая жена, умеренно заботливая котомать, далее везде. О том, как наша семья отмечает праздники, я как-то уже рассказывала - например, был у меня однажды юбилей - но вот ...