Российская танковая дилемма: Т-90М “Прорыв” прерывисто “забуксовал”
zloy_odessit — 12.03.2021
Теме российского танкостроения я уделяю немало внимания,
поскольку считают, что освещение той ситуации, которая складывается
на данном плацдарме в стране, обладающей одним из самых
многочисленных танковых парков в мире, для нас крайне важно. Ведь в
случае критического развития событий, этот танковый парк будет
угрожать в первую очередь именно Украине.
Однако последние годы отчётливо показали, что Россия так
и не смогла выйти на уровень полноценного самообеспечения своих
войск новыми единицами танковой техники, а продолжила эксплуатацию
оставшегося в наследство от СССР потенциала. И это касается
практически всего “модельного ряда” ВС РФ, который в основном
сейчас представляет базовые, либо модернизированные версии Т-72,
Т-80, а так же Т-90, являющегося глубокой модернизацией
Т-72.
В свою очередь, на этой неделе в пресс-службе Западного
военного округа заявили, что в 27-ю отдельную Севастопольскую
мотострелковую бригаду поступило сразу 8 модернизированных танков
Т-90М «Прорыв». И вот тут следует немного углубиться в историю
заключения контрактов по линии танков Т-90 для нужд ВС
РФ.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что самый
современный танк российской армии, Т-90, являющийся не отдельным
проектом – абсолютно новой боевой машиной, а глубокой модернизацией
Т-72, является самым малочисленным в составе ВС РФ. Дело в том, что
главным эксплуатантом данных танков является Индия, на вооружении
которой более 1,5 тыс единиц Т-90, в то время как у России около
400 ед. Но это лишь небольшое отступление.
Дело в том, что нынешние поставки танков Т-90 в
российские войска проходят по очень странной схеме, вызывающей
много недвусмысленных вопросов относительно возможностей
современного российского ВПК.
Например, в 2017 году на Международном
военно-техническом форуме "Армия-2017" Министерство обороны России
заказало у "Уралвагонзавода" 30 новых танков Т-90М "Прорыв" с
поставкой первой партии в 2018 году. Но “Уралвагонзавод” ни в 2018,
ни в 2019 обязательства по поставке первой партии новых танков не
выполнил.
Первая партия танков Т-90М "Прорыв", в количестве 10
единиц, по контракту от 2017 года, была передана в состав
подразделений Таманской мотострелковой дивизии в 2020 году. То
есть, ушло два с половиной года на поставку первой партии из 10
новых танков.
Что же, возможно ожидание стоило того, как-никак – новые
боевые машины! Но на самом деле оказалось, что не новые, а
модернизированные Т-90А до уровня М “Прорыв”. То есть, не собранные
с нуля и спущенные с конвейера в масле, а именно модернизированные
старые танки.
Что интересно, ещё до того как такое “кидалово”
передёрнуло МО РФ, на очередном Международном военно-техническом
форуме "Армия-2018" Министерство обороны России снова заказало у
"Уралвагонзавода" партию из 30 новых танков Т-90М, с поставкой
первой партии в 2019 году. Но, как вы могли догадаться, первая
партия этих танков поступила к заказчику 10 марта 2021 года и, о
ней я писал в самом начале. То есть – опять с запозданием в два с
половиной года. И, как не странно, они так же представляют собой не
новые, а модернизированные старые Т-90А.
Таким образом, можно констатировать, что
"Уралвагонзавод" пятый год к ряду не поставил в российские войска
ни одного абсолютно нового танка Т-90, а лишь его модернизированные
версии, на базе более старых моделей Т-90А. Из этого можно сделать
вывод, что производство данных боевых в России приостановлено и
выведено исключительно в цикл модернизации имеющегося
парка.
С другой стороны, не удивлюсь, если в скором времени
выясниться, что на самом деле это всё преинтереснейшая схема
распила бюджетных средств между МО РФ и "Уралвагонзаводом". МО РФ
заказывает новые Т-90М “Прорыв”, а "Уралвагонзавод" поставляет
модернизированные Т-90А до уровня М “Прорыв”.