
новообращённый Рафаэль


Дадад, это Рафаэль, "Мадонна в креслах".
Но как же удалось получить из такого исходника - такое пещерное паскудство?
Постепенно и последовательно.
В 18 в. одна из бесчисленных копий популярнейшего шедевра попадает в Москву. После имевшего от нея быть чудотворения приобретает популярность и канонизируется под названием "Трёх радостей" (ну да, не "Святым же Семейством" её именовать), календарный праздник как раз 8 января.

Дальше понятно. Образ копируют, разумеется, в академической (или каргокультно-академической) стилистике вдоль по 19 в., направо и налево.

Разумеется, чаще в каргокультно-академической, чем в собственно академической.

Разумеется, всякое воспоминание о том, что это когда-то был Рафаэль, начисто стирается из православного сознания.

Стирается настолько, что даже в современных справочниках по православной канонической иконографии вовсе не считают нужным упоминать "Мадонну делла седиа" и автора ея. Пишут простенько - некий благочестивый художнег (читай - наш, православный) привёз-де из Италии
Которую мы, разумеется, поправили. До неузнаваемости включительно.

Это чудесное фото - от френдессы, первопубликация.

Да, но а это что такое?!
Где, где тут хоть что-то общее я не говорю с Рафаэлем, но даже и с вышеприведенными жалкими попытками рабиновичей напеть того Карузо?

Общее - это иконографическая схема и название (поэтому я и обрезала для когтеточки поля с надписанием). Общее - это типичный для этой иконы и нигде более не встречающийся, уникальный набор персонажей: Богоматерь с Младенцем на руках плюс Иосиф плюс маленький Иоанн Креститель. Вот кто сумел в галаве своей отделить эту иконографию от стиля, тот и смог возвести родословную к Рафаэлю.
Ви спросите - но с какой стати эта современная "Трёх радостей" вдруг перестала быть похожей на первообраз? ведь идея каноничности именно в сходстве с первообразом, не? И у современного художника возможностей точно скопировать великую итальянскую икону куда больше, чем у дремучих копиистов 19 в.? Почему не восстановить, не попытаться восстановить для этого извода былую красу, не кривопозорную, не жирносладкую, не седьмую воду на киселе, а близко к оригиналу?
А спасибо Успенскому Леониду, который академическую стилистику и лично-персонально Рафаэля смешал с грязью. Настоящщщая икона - это когда скопировано с НАШИХ сертифицированных образцов. У Рафаэля Мария с Младенцем в охапке - берём Владимирскую, чего ж лучше-то. У Рафаэля Иосиф - вот нам вырезанный по контуру и косо впендюренный в досочку НАШ Иосиф - вероятно, из "Сретения". У Рафаэля Предтеча младенец - берём православного Предтечу, уменьшаем (чтоб был малыш), бороду убираем, лишние космы тоже.
Готово.
Фканоне.
Без этого смрада гнилозападного.
Ну да, некоторые слишком догадливые всё-таки ухитрились смрад этот унюхать. Даже сквозь всю безупречную каноничность унюхали иноагента Рафаэля этого Санти. Но сколько их, таких дотошных, ещё помнящих о связях нацправославия с широким христианским миром, осталось? всего ничего.
|
</> |