Россия сделала заявку на свое «жизненное пространство» ?
apuhtin18 — 27.12.2021С середины декабря хитом мировых и российских новостных
агентств стали сообщения о передаче Россией и опубликование в
открытой печати проектов соглашений о гарантиях безопасности от США
и НАТО, которые уже назвали ультиматумом России коллективному
Западу. Суть предложений – прекратить расширение НАТО на восток,
вывести военных и вооружения из угрожающих российской безопасности
зон и дать юридически закрепленные гарантии безопасности.
В этой связи не так важен сам текст соглашений, а какие цели
преследует Москва, на каком фоне разворачиваются эти неординарные
события и что послужило спусковым крючком к началу этой
кампании.
Как ни странно, инициировал все это Байден, убедившийся весной
этого года, что Россия готова силой закрыть не только вопрос
Украины, а продвинуться и дальше в европейском направлении. Он
позвонил Путину и предложил встретиться для обсуждения вопросов
стратегической стабильности, которая состоялась в июне в Женеве. О
чем договорились на ней – точно неизвестно, но осенью вновь начала
раскручиваться военная истерия, что Россия вот-вот нападет на
Украину.
На расширенном заседании коллегии МИДа 18 ноября Путин заявил о
необходимости добиться от стран НАТО долгосрочных гарантий
обеспечения безопасности России. Байден вновь позвонил Путину и
предложил встретиться, онлайн-конференция по стратегической
стабильности состоялась 7 декабря, и по ее результатам Путин обещал
в течение недели направить американцам российские
предложения.
В этот срок все было выполнено, и 15 декабря российский МИД
передал предложения США и опубликовал их, пойдя на беспрецедентный
шаг в дипломатии и вынуждая Запад публично принять их или
отказаться.
Москва продемонстрировала, что кулуарно договариваться не хочет,
и США поставлены в условия, когда им также придется отвечать
публично. К тому же, отправляя предложения, российский МИД заявил,
что их нельзя долго обсуждать и изменять, а можно только принять
или не принять.
Между прочим, текст российских предложений составлен очень четко
и аргументировано, и за неделю такой документ сделать вряд ли
возможно, очень вероятно, что он был составлен заранее.
Итак, инициатором переговоров дважды выступила не Россия, а
американская сторона, и ее что-то очень серьезно волнует, заставляя
идти на такие шаги.
К тому же Путин перед переговорами с Байденом провел
онлайн-конференцию с китайским лидером Си Цзиньпином и в Дели
встретился с лидером Индии Моди, без публичного раскрытия предмета
переговоров.
Все это не могло не насторожить американцев в свете их
обостряющихся отношений с Китаем.
Активная позиция России
После передачи американцам проекта соглашений риторика
российской стороны только ужесточалась.
Москва с каждым днем усиливала нажим, повышая ставки и настаивая
на скорейшем ответе на ее предложения, в противном случае грозилась
дать военный и военно-технический ответ, конкретно не раскрывая его
содержание.
Следует также обратить внимание, кто осуществляет этот
нажим.
Это не президент и не главы силовых ведомств, и даже не министр
иностранных дел, а его заместители Рябков, Грушко, Руденко,
Гаврилов, и главная роль была отведена Рябкову, напоминающего
своими подходами главу советского МИДа Громыко, прославившегося
своим «нет».
На своем брифинге 17 декабря Рябков рассказал много интересного
о российской позиции. Он заявил, что российские предложения – «не
меню в ресторане» и в них нельзя одни пункты оставлять, а другие
вычеркивать, предложил Западу дезавуировать решение Бухарестского
саммита НАТО о возможности вступления Украины и Грузии в НАТО,
предложил уже 18 декабря начать в Женеве переговоры на базе
переданных проектов соглашений, посоветовал европейцам отойти от
утвердившихся антироссийских клише, а отношения России и Запада
строить с чистого листа на базе российских предложений.
Грушко, в свою очередь, 19 декабря уточнил:
«Мы готовы разговаривать о том, чтобы военный сценарий или
военно-технический сценарий перевести в некий политический процесс…
а если этого не получится, то мы уже обозначили им, тогда мы тоже
перейдем в вот этот режим создания контругроз».
Он подчеркнул, что своими предложениями
«Мы бросили камень в болото»
и
«Надо, чтобы задумались, наконец, и европейцы, если они не
хотят превратить свой континент в арену вот такого военного
противостояния».
Рябков 20 декабря отметил, что промедление недопустимо:
«Я думаю, они попытаются перевести все это в вялотекущий
процесс… поэтому мы не можем медлить и готовы сразу приступить к
переговорам».
Руденко увязал соглашения и с Украиной, достигшей точки кипения,
которая действительно вынуждает к принятию определенных радикальных
шагов, ведущих к военным и военно-техническим решениям.
Гаврилов на переговорах в Вене 21 декабря по вопросам военной
безопасности заявил:
«Все всё прекрасно понимают, наступает в отношениях России и
НАТО момент истины. Нельзя постоянно наступать на больные точки
России, нужно определяться... необходимо предпринимать конкретные
политические действия, в противном случае альтернатива –
военно-технический и военный ответы России».
Он подчеркнул, что Россия ни при каких условиях не допустит
размещения инфраструктуры НАТО на Украине и Грузии – «Лиса больше
лазить в курятник не будет, потому что вместо лисодава уже вырос
большой волкодав», подразумевая под лисой Запад.
Тон высказывания российских дипломатов с каждым днем становился
все более жестким, он поддерживался и на федеральных каналах в
политических ток-шоу, нагнетающих обстановку, приближающуюся ко
временам Карибского кризиса.
Отреагировал и президент, 21 декабря на коллегии Минобороны он
заявил:
«Разумеется, как уже отмечал, в случае продолжения явно
агрессивной линии западных коллег, мы будем предпринимать
адекватные ответные военно-технические меры, на недружественные
шаги – жестко реагировать».
Путин предупредил, что попытка Запада заболтать эти документы не
пройдет, и Россия не остановится перед принятием серьезных
мер.
На своей ежегодной пресс-конференции 23 декабря президент
подчеркнул, что для России неприемлемо расширение НАТО к ее
границам, и он в жесткой форме заявил, что гарантии должны быть
даны «немедленно и сейчас».
На всех уровнях Россия показывала, что терпеть сложившуюся
ситуацию с наступлением Запада на ее жизненно важные интересы
дальше не намерена и отступать от изложенных в соглашениях
предложений не собирается, постоянно намекая на неизбежный в случае
отказа военный и военно-технический ответ, который очень не
понравится США и их союзникам, чем еще более интриговала
их.
Документы составлены так, что не подразумевает положительного
ответа, западная элита не может признать такого сокрушительного
поражения. России, по всей видимости, только этого и надо, у неё
потом будут развязаны руки для принятия любых решений.
Реакция Запада
На удивление в Белом доме спокойно восприняли российские
предложения, что говорило не в пользу их неожиданности для США. Не
исключено, что это был один из элементов легализации договоренности
Путина и Байдена. Пресс-секретарь Псаки заявила, что эти материалы
США обсудят со своими союзниками, и выразила надежду, что с Москвой
удастся договориться.
При этом часть сенаторов и конгрессменов потребовали не вести
никаких переговоров с Россией и не идти ей на уступки. Тем не менее
контакты между Москвой и Вашингтоном продолжились на уровне
помощника Путина Ушакова и советника Байдена Салливана, и Госдеп
сообщил, что Москве будет представлен американский список
«обеспокоенностей». К тому же Байден после разговора с Путиным дал
понять, что есть США, Россия и все остальные страны НАТО, и им
стоит задуматься, как решать насущные проблемы.
Такой подход насторожил европейцев, и все те, кто ни за что не
отвечает, начали подтявкивать, особенно отличились «прибалтийские
тигры» и поляки. Поскольку Евросоюз оказывался вообще вне игры, от
его имени Баррель заявил и необходимости этой структуры быть
полноправным участником переговоров, а европейские союзники НАТО
заняли жесткую позицию неприятия российских предложений и отказа от
любого диалога с Россией.
Генсек НАТО Столтенберг безапелляционно заявил:
«Мы никогда не пойдем на компромисс ни в отношении
безопасности своих союзников, ни в отношении права каждой страны,
включая Украину, решать свою собственную судьбу».
Но вся эта трескотня политических пигмеев мало интересует США и
Россию, им в ближайшее время предстоит решать вопрос возможного
переустройства современного миропорядка.
В тексте соглашений о безопасности выделяются две статьи (4 и 6)
своей жесткой направленностью.
Ст. 4:
«Российская Федерация и все Участники, являвшиеся по
состоянию на 27 мая 1997 года государствами-членами Организации
Североатлантического договора, соответственно, не размещают свои
вооруженные силы и вооружения на территории всех других государств
Европы в дополнение к силам, размещенным на этой территории по
состоянию на 27 мая 1997 года…»
Эта статья четко описывает сферу влияния России, включающую не
только все постсоветское пространство, а и Восточную Европу, в том
числе Венгрию, Польшу, Чехию, Болгарию, Латвию, Литву, Румынию,
Словакию, Словению, Эстонию, Албанию, Хорватию, Черногорию и
Северную Македонию, вступившие в НАТО после 1997 года. США придется
уйти из этих стран и ликвидировать там свою военную
инфраструктуру.
Ст. 6 гласит:
«Участники, являющиеся государствами-членами Организации
Североатлантического договора, принимают обязательства, исключающие
дальнейшее расширение НАТО, в том числе присоединение Украины, а
также других государств».
Эта статья исключает дальнейшее расширение НАТО и ставит крест на
пронатовских амбициях Украины и Грузии.
Все это говорит о том, что Россия не совсем вежливо предлагают
США и НАТО прекратить любую военную деятельность в Восточной
Европе, Закавказье, Центральной Азии и убираться оттуда, отдав эту
сферу России.
Конечно, для американской элиты смерти подобно отказаться от
своей доктрины мирового доминирования, признать свое поражение и
согласиться с уходом России из орбиты влияния Запада.
В Москве это отлично понимают, в связи с этим встает
естественный вопрос – на что же направлена эта кампания и какую
цель преследует Москва?
Возможные варианты развития ситуации
Версия, что это блеф Путина с расчетом поторговаться с Западом
(на что надеются европейцы и экзальтированная часть элиты США),
вряд ли возможна: российский президент старается играть
по-крупному, и выглядеть пустозвоном ему явно не с руки.
Наиболее вероятны варианты, что у России есть «козыри в рукаве»,
с которыми США не могут не считаться. Не просто так Байден все
время напрашивается на встречу и переговоры с Путиным, уже идет
информация, что между ними могут состояться переговоры и в этом
году.
В США – не такая простая ситуация, элита расколота, и рейтинг
Байдена и его окружения падает, в стране невиданная инфляция, и
экономика стагнирует. Китай уже наступает на пятки не только в
экономической, а и в военной сфере. Средств для поддержания своей
гегемонии во всем мире у США уже нет, и это вынуждает их искать
пути «красивого» отступления без потери лица.
Москва, по всей видимости, ищет способы восстановления своего
влияния с учетом этих факторов и предупреждает американцев, что
лучше договориться сейчас. Если они не пойдут на российские
условия, то могут наступить необратимые процессы с обострением
обстановки, и условия будут еще более жесткие.
Россия слишком долго отступала, а сейчас достигла такого уровня
военной мощи, что может с позиции силы на равных говорить с
американцами.
Для того чтобы США серьезно отнеслись к требованиям России, ей
необходимо создавать угрозы не для европейских и прочих сателлитов
американцев (они их ни во что не ставят и при первой необходимости
тут же сдадут), а именно неприемлемые для США угрозы в
стратегических и жизненно важных болевых точках.
Такие возможности у России сегодня имеются: это и гиперзвуковое
оружие, возможности размещения стратегических
сил в подбрюшье США в Венесуэле, Никарагуа или на Кубе, дислокация
стратегического подводного флота и тех
же «Посейдонов» у американского побережья с угрозой в случае
необходимости полного уничтожения слабеющего гегемона.
Неоднократные заявления Москвы, что при отказе США от
договоренностей по безопасности она использует для убеждения
военную и военно-техническую мощь, вряд ли пустые слова, и
американцы понимают это.
Имперский дух России просыпается, и она начинает столбить свою
зону жизненных интересов, показывая США, что их гегемонизм подходит
к концу.
Неожиданный удар по США Россия может нанести и в совершенно
другой сфере.
Участившиеся контакты с лидерами Китая, Индии и Ирана говорят о
возможности формирования на базе этих стран экономического
антизападного блока со своим замкнутым рынком с более чем
трехмиллиардным населением, уходом от использования в расчетах
доллара и созданием своей валютной зоны. Это уже будут претензии на
новую Ялту и передел мира, где США выступят в качестве
проигравшего, и новый миропорядок будет устанавливаться за их
счет.
Россия сделала серьезную заявку на свое лидерство, предъявив
весомые претензии коллективному Западу (фактически ультиматум) по
обеспечению ее безопасности с угрозой применения силы при отказе от
предлагаемых договоренностей. Неприменение заявленных жестких мер
станет для России катастрофой с потерей своего лица на
международной арене и внутри страны. В данной ситуации Москве
необходимо будет конкретными действиями подтвердить свой
ультиматум, не втягиваясь в затяжной конфликт и нанеся Западу удар
в самом неожиданном месте, показав, что она готова отстаивать свои
интересы всеми доступными методами и средствами.
Для нанесения такого удара нужна консолидация внутри России и
готовность общества идти на неизбежные издержки и потери.
Большинство народа наверняка поддержит такую линию, а в среде элиты
далеко не все так однозначно.
Слишком много еще в структурах власти компрадорской и продажной
элиты, смотрящей в сторону Запада и держащей там свои активы. В
любой момент они будут готовы ударить в спину, и для исключения
такой возможности предстоит неизбежная зачистка «пятой колонны». В
целях обеспечения интересов государства Путину предстоит делать
выбор далеко не в пользу властного окружения, как это ему пришлось
делать ровно два года назад, удаляя из власти слишком уж ненадежных
соратников.
Предполагаю, что в январе-феврале он в своем очередном ежегодном
послании Федеральному собранию объявит о серьезных изменениях в
структурах государственной власти и шагах по противодействию
проискам западных «партнеров», необходимых для реализации планов по
безопасности и выводу России на лидирующие позиции в мире.
Без таких шагов расширение «жизненного пространства» никак не может быть обеспечено, и в скором времени мы увидим, насколько верховная власть готова идти на радикальные меры внутри страны и в противостоянии с Западом.