Новая теория сознания
hyperboreus — 31.07.2024 На Горьком вышла моя рецензия на книгу "Отелесненный ум. Когнитивная наука и человеческий опыт". Книга интересная, хотя и неоднозначная. Оставляет много вопросов.Эволюцию западных представлений о человеческом «я» можно описать параболой. Древние греки полагали подлинное мышление объективным процессом, а все то, что шло от субъективного начала, объявляли мнением, в котором и разбираться не стоит. Пожалуй, впервые о непреходящей правде своего внутреннего голоса заговорил Августин Блаженный. Уже в Новое время Декарт сделал «я» основанием истинного знания, Кант — условием всякого опыта, а Фихте и вовсе — творцом всего, что не «я». С этой вершины быстро начался закат: Юм назвал «я» привычкой, Ницше — игрой слов, Фрейд открыл под «я» океан бессознательного и т. д. Наконец, современные когнитивные науки, основываясь на экспериментах с мозгом и сознанием, провозгласили вторичность, эпифеноменальность нашего «я», его, в общем-то, необязательность для сознания. Но если это так, почему «я» остается важным для нас, почему мы продолжаем ощущать его центром и смыслом своего существования и как преодолеть пропасть между экзистенциальным ощущением «я» и объективным научным взглядом? Авторы книги «Отелесненный ум» берутся ответить на эти вопросы, предлагая новую, альтернативную когнитивизму, теорию сознания — энактивизм — и обосновывая ее не только с помощью последних достижений западной науки и философии, но и привлекая буддийские практики медитации.
|
</> |