Россия переходит к сословному образованию?
bromarin — 26.04.2010Как известно, все годы независимости по ходу тех или иных преобразований в экономике и в обществе в целом Украина постоянно шла вслед за Россией с разницей 2-3-5 лет и некоторой местной спецификой. Так что российкая действительность служит нам неким прообразом того, что следует ожидать в ближайшем будущем. В таком ключе стоит пристальнее приглядеться к реформам российского образования.
В
минувшую пятницу, 23 апреля, Госдума в третьем чтении приняла
законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных
(муниципальных) учреждений». О нем давно и со страхом говорят
работники системы образования, здравоохранения и других бюджетных
организаций.
Хотя формально этот
закон всего лишь реорганизует финансирование и несколько меняет
правовой статус бюджетных учреждений, его последствием вполне может
стать фактическая отмена бесплатного среднего образования и
здравоохранения — в том виде, в котором мы привыкли их
воспринимать с советских лет.
Суть предлагаемой и уже почти принятой реформы в том, что бюджетные
учреждения становятся более самостоятельными экономически — но при
этом лишаются гарантированного бюджетного финансирования в полном
объеме. По традиционной схеме будут финансироваться лишь такие
учреждения, как военные части, исправительная система,
психиатрические больницы, лепрозории.
А вот обыкновенным школам и больницам деньги дадут лишь по числу
учеников (пациентов) и только в рамках гарантированного
государством лимита образования (лечения). Вопрос о бесплатном
лимите — а он, понятно, самый важный в этой ситуации — обсудят лишь
в ноябре этого года, за месяц до начала реформы.
Пока больше всего взволнованы родители школьников — они обсуждают
слухи о том, что в бесплатный лимит могут войти лишь 2 часа
русского языка в неделю, 2 часа математики, 3 часа физкультуры и 3
часа религии (ОПК, светская этика или уроки по другим конфессиям, в
зависимости от школы). Такой эксперимент, по словам некоторых
родителей, уже начался в Южном административном округе Москвы.
Остальные предметы и дополнительные часы, как сообщают те же
родители со ссылкой на директора одной из школ округа, будут
платными: за полноценный язык родителям придется заплатить 1000
рублей в месяц, за остальные предметы — по 500. Таким образом,
полноценное обучение среднего столичного школьника обойдется его
родителям в 5—6 тысяч рублей в месяц. Сумма для московских
родителей не запредельная, но для многих весьма ощутимая.
В управлении образования ЮАО города Москвы «СП» официально не
подтвердили наличие такого эксперимента. Однако при личной беседе с
корреспондентом издания директор одной из столичных школ
подтвердил, что подобные инициативы обсуждаются на совещаниях у
чиновников системы образования столицы. «Указанный состав
бесплатных предметов, конечно, слишком жесткий — к тому же речь,
скорее всего, идет о начальной школе — но в принципе директоров
школ уже готовят к тому, что очень скоро нам придется зарабатывать
на детях, а бюджетное кормление заканчивается».
Стоит отметить, что Конституция РФ и закон «О всеобщем среднем
образовании» гарантируют гражданам России бесплатное общее
образование — однако в этих документах не регламентирован его
объем. Таким образом, урезание бесплатного образовательного
минимума хотя бы и до объема церковно-приходской школы не потребует
изменения ни в Конституции, ни в законе.
Впрочем, даже если бы такие изменения и потребовались — внести их с
нынешним составом Госдумы вполне возможно силами одной «Единой
России». Как это, собственно, и произошло с принятым в пятницу
законом о бюджетных организациях: фракция КПРФ и депутаты других
фракций выступили против, но голосов правящей партии хватило и без
убеждения оппозиционеров.
Поразительно, но грядущая радикальная реформа образования, которая,
если состоится, изменит — и не в лучшую сторону — жизнь миллионов
россиян, остается практически незамеченной ни крупными федеральными
СМИ, ни их аудиторией. Иначе говоря, о готовящемся переводе
образования и здравоохранения на платную основу не знает
большинство жителей России, а те, кто знает, уверены, что не могут
ничего изменить.
В такой ситуации трудно удержаться от параллелей и не вспомнить,
когда среднее образование в России в последний раз было платным.
Перевести старшую школу и ВУЗы на коммерческую основу постановил
Совнарком в 1940 году — когда уже шла Вторая мировая война и
надвигалась Великая Отечественная.
Это постановление имеет смысл привести полностью:
№27 от 26 октября 1940 года
Постановление №638
«Об установлении платности обучения в старших классах средних школ
и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка
назначений стипендий».
Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся
и значительные расходы Советского государства на строительство,
оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и
высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает
необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и
высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим
постановляет:
1.Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и
высших учебных заведениях плату за обучение.
2.Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие
размеры платы за обучение:
а) в школах Москвы и Ленинграда , а также столичных городов союзных
республик – 200 рублей в год;
б) во всех остальных городах, а также селах – 150 рублей в год.
Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ
распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ,
сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.
1.Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных
заведениях СССР:
а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и
Ленинграде и столицах союзных республик, — 400 рублей в год;
б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, — 300
рублей в год…
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР М. Холмов
Москва, Кремль. 2 октября 1940г. №1860.
Этот странный для коммунистического государства возврат к
коммерческому образованию объяснялся прагматическими соображениями:
в СССР на тот момент было куда больше нужды в рабочих руках, чем в
людях с высшим образованием. К тому же, военные учебные заведения
оставались бесплатными — а значит, после школы-семилетки мальчишек
стимулировали идти в летные, танковые и тому подобные училища.
Надвигалась война, и правительство не могло этого не понимать.
Было и еще одно, на сей раз не столь прагматичное, соображение.
Введение платы за обучение — такой, какую могли легко позволить
себе уже имеющиеся специалисты с высшим образованием, но не могли
низы советского общества — было серьезным шагом к закреплению новой
сословности в советском обществе. Сын инженера мог стать инженером,
сын рабочего с большой долей вероятности оставался рабочим, сын
колхозника — колхозником. Если, конечно, не шел в армию или партию,
которые были единственными работающими социальными лифтами.
Сталин почти построил такое общество — в нем, если говорить об
образовании, было восстановлено даже раздельное обучение девочек и
мальчиков. Но чуть-чуть не успел: скончался в 1953 году. Отменили
платное и раздельное образование в 1954 году. То есть сразу после
наметившегося поворота к «ленинским ценностям».
Экстраполируя советскую историю на нынешнее положение дел, логично
задать вопрос: что именно сейчас нужно властям, реформирующим
систему образования? Страна готовится к войне (это можно
предположить и по некоторым шагам военной реформы, например, по
тотальному внедрению «паспортов призывника») или хочет новой
сословности?
Если первое — то это, как говорится, не дай Бог. А если второе — то
ввести сословность нынешнему руководству России будет еще труднее,
чем Сталину. У «отца народов» было под началом общество, еще хорошо
помнившее прежнюю сословность и не имевшее, в массе своей, высшего
образования. В современной же России процент выпускников вузов не в
пример выше, а бессословное общество — стараниями товарищей
Хрущева, Брежнева и других — все-таки было построено.?
с