Россия, которую нам потеряли - 10
qebedo — 09.07.2022 Мудрости латынскияНа самом деле среди главных причин церковного раскола в Московском царстве XVII века – падение Константинополиса в 1453 году. Многие православные «книжники» бежали от мусульманского ига, не желая подвергаться опасности и преследованиям – новые хозяева не гнушались периодически резать христиан, а при случае поднимали руку и на священников (история знает несколько случаев казни даже патриархов Константинопольских, и отнюдь не за уголовные преступления). Куда могли бежать православные монахи, учитывая, что Болгария и Греция оказались также в самом скором времени «под пятой османа», а Сербия и Албания будут там же через каких-то сто лет? В Хорватию, где Хабсбурги использовали православных мигрантов для охраны границы с турками и потому не давили на их религиозные убеждения, или в Италию, ибо там ближе, климат похожий, и проще найти пропитание, преподавая греческий. Однако это были «латынские», «иноверческие» страны. А в Москве «сиял светоч истинной веры», к тому же со времен брака Зои Палеологины (которую, правда, волосато-немытый муж-варвар Иван III Якобывеликий заставил «перехреститься в правильное православие» и обозваться Софьей) тамошние правители изо всех сил косплеили василевсов – обозвались царями (кесарями по-ромейски), спёрли двуглавого орла (герб Палеологосов) и объявили, что «Москва – третий Рим», имея в виду, что Константинополис был вторым.
Зоя-Софья Палеологина, отреставрированная по черепу
Так что с XV века в Москве всегда толкалось много греческих «книжников», и именно они «нанесли» в голову патриарху Никону его «бесовския идеи про реформы окаянския». Русское духовенство всегда относилась ко грекам «двояйко» – с одной стороны, тупо было спорить, что они умеют по-грецки (греки жыж), по латыне и, заразы, быстро учатся по-русски, так что в спорах о том, что на самом деле написано в священных текстах, сермяжные аборигены с ними никак тягаться не могли. С другой стороны, приезжавшие четко делились на две группы (хотя часто были и такие, кто успел побывать «и там, и там»). «Святых старцев» из монастырей горы Афон на Руси всегда встречали с распростертыми объятиями – они обычно учили, что надо ничего не жрать, не пить, бесконечно работать, сексу отлуп, и аще жить следует «по старине» и преимущественно в грязи и темноте (и фигурально, и буквально), кратчайший путь ко святости. Такие «идеи» лОжилися на посконные души руссиянских «пастырей» аки бальзам.
Однако другие «типагреки» прибывали из мест более отдаленных – из Италии и австрийских владений, где обитались после бегства из бывшей Романии. Там они, естественно, «набирались латыньской мудрости», всяких наук, физиков-химиев, начитамшись разных галилеов галилеусов, и несли оттудова оную «заразу» в священный московский вертоград, чем бесили большинство иерархов РПЦ, не говоря уже о среднем звене. С присоединением части Украины и Беларуси «стало хуже» – в Москву, окромя греков, потянулись и «мало-бяло-россы», выучившиеся во всяких тамошних коллегиумах и, простихоспидя, ниверситетах! Типичным примером такого «умника» был Симеон Полоцкий, наставник царя Федора – учился в Киево-Могилянской академии (которая хоть и была православной, но после завоевания части Беларуси московские воеводы на полном серьезе заставляли тамошних жителей «хреститься в правильное православие», не считая их за «тру-ортодоксов»), а возможно что и в «латынском» коллегиуме в Вильно (там учились в основном будущие езуиты, но и православные укробяларусы часто попадались), до кучи всего якшался с униатами (не доказано, но с удовольствием клеветалось).
Здание Московского печатного двора
И вот такой «херетикЪ» жил при дворе, влиял на царя и «подсказывал ему подсказки»! Пользуясь своим положением, Симеон развил бурную деятельность – в 1678 году по его совету царь завел во дворце типографию (Верхнюю печатню – в отличие от заведенного при Алексее Михайловиче Московского печатного двора), где его учитель издавал свои сочинения, плевая на цензуру самого патриарха Иокима. И постепенно вокруг Полоцкого сложился кружок «книжников». В него входил прежде всего Сильвестр (в миру Семен) Медведев, поэт, историк, философ, дипломат и «агент невидимого фронта» (начинал карьеру в Приказе тайных дел), много писавший и ставший справщиком (переводчиком) и книгохранителем Верхней печатни. Влияние кружка Полоцкого было столь велико, что у него даже завелись оппоненты – например, келарь (заведующий продуктовым складом и кухней) Чудова монастыря Евфимий [Чудовский], много писавший и издававшийся, а также занимавшийся переводами и редакторской работой на Московском печатном дворе. Он обладал полемическим даром и «жег глаголом» латыньство Симеона, настаивая, что «греческая мудрость» намного превосходнее.
В общем, «назрел вопрос просвещениев», и Симеон с царем решили основать «почти высшую школу». Попытки такие были, и уже сыздавна – в XVII веке семь штук, но, поработав немного, сии заведения закрывались. Зимой 1680 – 1681 годов некий иеромонах Тимофей воротился из странствий по заграницам, где учился в Константинополисе, и предстал перед царем с просьбой разрешить открыть в столице церковную школу. И с позволения Федора III в апреле 1681 года при Московском печатном дворе открылась Типографская школа, в которую набрали три-четыре десятка учеников. Развитие и работа ТШ пришлись уже на время после царствования старшего сына Алексея Михайловича, вплоть до того, что она стала базой для первого российского университетского типа заведения – Славяно-греко-латинской академии. Так что Федор III – зачинатель отечественного Просвещения и высшего образования. Помимо церковных книг, ученики штудировали в обязательно-программном порядке на языках оригиналов Аристотелеса, Платона, Демосфенеса, Като, Хиппократеса, Галеноса, Хомероса, Аристофанеса, Эсхилоса, Эзопоса, Софоклеса, Лукианоса, Хесиодоса, Пифагораса, Павсаниаса, Херодотоса, Аммиануса Маркеллинуса, Дионисиоса Галикарнасского и Диодороса Сицилийского.
|
</> |