Россия ими сильна

топ 100 блогов willie_wonka05.10.2011 Школьники из глубинки написали сочинения про Ломоносова и прислали их в МГУ. Нда, давненько я… не брала в руки шашек.

Из разговоров жюри:

- У меня тема написана – «Письмо на космическую орбиту», это зачёркнуто и сверху написано: «Ломоносов».
- Вот так! Не выпендривайся, мол.
- Коллеги! «Михаил Васильевич очень много сделал для нашей страны: он родился 8 ноября 1711 года». Вот так. «Он родился 8 ноября», уже бонус.
- У меня вообще… Что это за письма всё? Почему это всё в форме письма?
- У них, видимо, тема такая была. Про Ломоносова, но в форме письма.
- У меня вообще: «Здравствуй, Катя!»
- Здравствуй, Вася, Я снялася В платье тёмно-голубом. У меня ещё лучше. Начинается: «Дорогие почтовые служащие России! Хочу рассказать вам про Ломоносова». Письмо надо – он его прямо почтовым служащим и адресует.
- А у меня рифма: «улыбнулась» – «стремиться».
- «Что может собственных Плавтонов…»!
- У вас ерунда. Вот у меня значительно всё хуже: «Прервана связь с Большою землёй, Решать надо быстро и смело. Фашисты ползут волна за волной, Ползут на кровавое дело…»
- «Здравствуйте, несравненный Михаил Васильевич! Не могу обратиться к Вам иначе».
- «Здравствуй, милая Оленька, «боевая подруга» моя!..» Кошмар.
- «Адрес: Его Высокородию Михаилу Васильевичу Ломоносову. Милостивый государь, Михаил Васильевич! Пишет вам ученица второй ступени общеобразовательной школы, 9 класс МБОУ СОШ № 1 города Гурьевска».
- «Дорогие космонавты! Вот вы и на космической орбите. [Тра-ля-ля]. Вы знаете, что за вас болеет вся страна. Вы совершаете подвиг, которым восхищаются люди. Я много знаю о космосе: о полётах мышей, Белки и Стрелки, Пчёлки и Мушки, Чернушки, морских свинок, лягушек. Конечно, я знаю о человеке-легенде Юрии Алексеевиче Гагарине. Вы сейчас видите нашу Землю в иллюминаторе. Наверное, это красивый голубой шар. И мы все ждём вас на нём».
- «Здравствуй, мой маленький друг!»
- Михайло Васильич Ломоносов… Вот так-то.
- Так, ну тут совсем бред.
- «Я, как и Вы, патриот своей Родины. Безмерно люблю свою матушку-Русь и хотел бы внести посильный вклад в развитие науки». Слушайте, а за что ж я пять-то поставила? Это же кошмар!
- Так, сочинение на тему: «Я учусь у Лермонтова». Внутри: «Здравствуй, дорогой друг! Как поживаешь? Как дела с учёбой? У меня всё хорошо. Хотел рассказать про то, как я хочу учиться у Ломоносова. Он родился в то время, когда сильные и энергичные люди выдвигались на первые роли в государстве. Бурно разочаровали деятельность купцы промышленники. Личные судьбы людей развивались стремительно, как и судьба всей страны. Падения были ужасающи, повороты неожиданны, полёты захватывающе высоки. Многих в ту пору позвала Россия, но великим избранником в самом полном смысле этого слова стал Михаил Васильевич Лермонтов – первый из деятельной культуры, завоевавший мировую славу. Дорогой друг! Надеюсь тебе понравилось мое письмо. До скорой встречи». Дальше учителем поставлена двойка и написано красной ручкой: «Роспись мамы». Вот только зачем они в МГУ-то это на конкурс прислали, не пойму?
- «У нас в классе учится Абдурахман. Он приехал с родителями из Киргизии. Абдурахман очень умный. Учительница называет его киргизским Ломоносовым. Я с ней согласна. Учительница только начнёт объяснять новую тему, а он уже своими словами говорит правильно. Я сначала думала, что он дома всё заранее учит, но потом поняла, что Абдурахман очень хорошо понимает математику. Я даже завидую ему, потому что у меня не всегда получаются задачки и примеры. Абдурахману всего 10 лет, а он уже участвовал в математическом конкурсе “Кенгуру”. Думаю, что он поступит в институт после окончания школы и станет учёным».
- «Привет, дружище! Прости, что долго не писал тебе»… Так… Чего-то в Нижнем Тагиле прямо плохи совсем дела, смотрю я.
- «Не удивляйтесь, но на моём столе стоит бюст Михаила Васильевича Ломоносова, стоит там уже 13 лет, с того дня, когда мои родители узнали о моём существовании. Здесь, наверное, надо пояснить: родители обустроили комнату, в которой должен был бы жить их будущий сын Михаил. Имя они давно придумали. Почему Михаил? Я сама догадалась не так давно. Мне с самого рождения говорили: «Учись у М.В. Ломоносова, Даша». Да, забыла представиться: Дарья Яшина, которой суждено было родиться вместо Михаила Яшина. Так вот, вернёмся к тому, что мне говорили: «Даша, учись, как М.В. Ломоносов», – и ставили бюстик перед глазами, рассказывая о его упорстве, даровитости, смелости, выдержке. Я знаю об этом удивительном человеке всё. Однако если признаться сейчас, то, будучи ещё «завсегдатой» детского сада, я говорила, что готова у него учиться, только его в нашей группе нет. Мама с папой смеялись, а я тем временем взрослела… Сейчас, сидя в кафе в ожидании начала киносеанса, я смотрю на людей и осознаю то, чему надо учиться у Михаила Васильевича…
Девушка перешагивает лужу, застенчиво поправляет погннутую спицу своего зонта, протягивает руку, чтобы ощутить, идёт ли дождь. Стыдясь своего «убогого» зонта, она прячет его в сумку, расстроившись из-за своей обшарпанной сумки, она обхватывает её обеими руками, как бы стараясь спрятать её куда-то в себя…
Ломоносов… Он тоже конфузился. Но зная, что одежда ни в коем случае не умаляет человеческого достоинства, он уважал людей, а значит, а самого себя. Он оценивал личность, а не оболочку. Человек, уважающий себя, уважает и других, он не может позволить другим думать о себе плохо, вот, философия М.В. Ломоносова». Кошмар. Кошмар. Что же здесь написать? Саш, напиши здесь двойку или что-нибудь, чтобы мы не забыли…
- «Это какой-то небывалый… титан. Ни перед кем он… не сгибался».
- «До свиданья, мой дружок».

Необыкновенная сила воли бросила его вдогонку за караваном с мёрзлой рыбой, следующим в Москву.

Все приборы и всё оборудывание, с которым я познакомился, до сих пор у меня перед глазами. Я рассматриваю слайды, и меня необъяснимо тянет снова побывать в институте, понаблюдать за опытами.

Как известно, Ломоносов в юности на попутках и пешком добрался до Москвы.

Михаил Васильевич, пишу вам снова. Сегодня на меня нахлынули воспоминания. Вижу себя пятиклассницей на уроке литературы. Впервые я так много узнала о вас и вашей жизни. Представляла, как вы догоняете обоз с рыбой, прижимая к груди грамматику Смотрицкого и арифметику Магницкого. Думала: кто бы совершил открытия, если бы вы не покинули дом и не отправились учиться?!

Тёмной декабрьской ночью 19-летний Ломоносов догнал рыбный обоз…

Узнав его биографию, я была поражена: как человек, родившийся в семье пусть зажиточного, но всё-таки неграмотного крестьянина, мог пешком, с обозом, дойти до Москвы??

Мне трудно представить себе, как вы добирались до Москвы с рыбным обозом, который, кстати, догнали пешком лишь на третий день, зимой, в страшный холод…

В 1736 году он был командирован в Германию для обучения химии и металлургии, где он пробыл до 1741 года.

Или вот ещё случай: явился в Москву учиться.

Мы благодарны вам, Михаил Васильевич, за то, что вы любили свою родину и до последних дней своей жизни боролись с врагами русской культуры: Герардом Фридрихом Миллером, Готлибом-Зигфридом Байером, Августом-Людвигом Шлетцером.

Стихи. Письмо-исповедь М.В. Ломоносову.
Рада приветствовать вас, Михаил!
К вам свою речь обращаю.
В жизни ваш путь ярче всяких светил –
Об этом точно я знаю.

Неважно родиться в богатой семье
И блага иметь все с рожденья.
Труднее гораздо быть верным себе
И жить, не утратив терпенья.

Вы путь прошагали нелёгкий – и вдруг
Удача всё ж вам улыбнулась.
Возможность учиться, познать мир вокруг,
К наукам высоким стремиться.

Вы много читали, трудились… Потом
Других обучали секретам.
Поэт и учёный-энциклопедист,
Вам мало подобных на свете.

У вас я учусь терепенью. Хочу
Стране своей стать полезной,
Честно трудиться, жить по уму,
В общении быть любезной.

Талант многогранен ваш, и потому
Шаги ваши вечны в науке.
Открытия ваши знают отцы,
Сыны, а теперь ещё внуки.

Мы учимся в школе по книгам, что вы
Читали и даже писали.
И пусть между нами тысячи дней,
А кажется, будто вы с нами.

Сейчас молодым открыты дороги.
Компьютеры и Интернет.
Сидят в паутине, словно в остроге,
Друг другу пишут: «Привет!»

Всё меньше места живому общенью,
Всё реже письма летят,
И чтение больше – не увлеченье,
Уже лет двадцать подряд.

Но всё же в стране нашей много талантов,
Россия ими сильна.
Актёров, учёных и музыкантов
Миру дарит она.

Сказать вам спасибо потомки хотят
За ум, доброту и талант.
И пусть на пути будут сотни преград,
Не сделаем шаг мы назад.

О будущем нашем, победах, делах
Старательно буду писать.
Ведь чудно, наверное, весточку друга
Пусть редко, но всё ж получать.

14 апреля. Город Темрюк, Темрюкский район, Краснодарский край.

Письмо литературному герою, И.И. Обломову из романа И. А. Гончарова «Обломов».
«Учусь у Ломоносова». На региональный этап Всероссийского конкурса «Лучший урок письма».

Уважаемый Илья Ильич, здравствуйте!
Нас с Вами разделяет более чем полтора века. Кажется, что между нами огромная пропасть. Действительно, за эти годы в России произошли огромные изменения: ваш Захар стал вольным человеком, случилось несколько революций, наша страна не раз была втянута в войны, русский человек покорил космос… Обо всём и не расскажешь в обычном письме. Тем более, что я очень похож на вас в нелюбви к письму и чтению. Но прочитав о вас (в списке для летнего чтения значился роман И.А. Гончарова «Обломов»!), я к своему большому удивлению обнаружил, что сам человек за это время изменился вовсе не так сильно, как жизнь, окружающая его. Нет, вы знаете, мне стало страшно, что я могу повторить Ваш путь, если труд и скука для меня тоже станут синонимами. А я уже сказал, что у нас много общего, поэтому мне надо приложить немало усилий, чтобы этого не допустить. Я не могу себе позволить лежать целыми днями у телевизора с пультом в руке (я думаю, что он бы Вам точно понравился). Да, я не обладаю усидчивостью, силой воли, чтобы заставить себя хорошо учиться. Ноя люблю двигаться, общаться с друзьями, умею веселиться – и это меня немного успокаивает. Значит, между нами нельзя поставить знак равенства. Значит, у меня есть шанс стать не таким, как Вы. А Вам всего-то и надо было, что встать с дивана, ведь у вас уже был пример Михаила Васильевича Ломоносова, пешком проделавшего множество километров за своей мечтой. И результат: простой мальчишка стал величайшим человеком. Прославившим многие отрасли науки и искусства. Его имя известно сегодня каждому человеку в нашей стране. Вот что делают целеустремлённость и трудолюбие, вот пример, достойный подражания! Но всё-таки. Илья Ильич, я хочу сказать вам спасибо за науку, ведь отрицательный пример – это тоже пример, теорема от обратного, хотя я всё же больше хочу быть похожим на Ломоносова. Надеюсь, через два года, когда я окончу школу, пусть не пешком, но я отправлюсь за своей мечтой.
12 июля 2011 года,
С уважением 16-летний отрок Павел Мороков.
Воронежская область, Ольховатский р-н, посёлок Заболотовка.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Широкая спина российского президента Владимира Путина, кажется, опять пострадала. Только-только кремлёвский лидер порадовался подчёркнуто дружественному жесту нового словацкого президента Зузанны Чапутовой, пригласившей его посетить страну в ближайшее время, как на тебе! Прямо-таки нож ...
Если меня спросить, в чем, в каком направлении в нашей стране заложен наибольший резерв развития, я отвечу - это приход частных инвестиций в социальную сферу. Это и новая, огромная по объему средств отрасль для бизнеса, и возможность для повышения ...
Патрушев констатировал провал импортозамещения и пожаловался на нехватку ученых Секретарь Совбеза Николай Патрушев Совбез РФ Секретарь Совета безопасности Николай Патрушев отметил отсутствие желания у российских компаний закупать отечественное оборудование и пожаловался на ...
Бурный расцвет современного искусства в Перми, превративший ее в уральские Афины, сам по себе не вызывает особых вопросов. Если представители династии Виттельсбахов стремились превратить Мюнхен (тоже изрядная глушь по тем временам) в Афины на ...
Очаровательная рождественская открытка. Очень нравится она мне сюжетом и своей простотой и неяркостью.   Интересный прием, когда кругом выделены ангелы, точнее их лица.  И смешнные мордашки наблюдают из окон ...