Россия и замысел Творца
iov75 — 07.08.2025
«Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня».
Св. прав. Иоанн Кронштадтский
"Надо, чтобы воссиял в отпор Западу наш Христос, которого мы сохранили и которого они не знали…одною только русской мыслью, русским Богом и Христом…на всей земле единственный народ-богоносец, грядущий обновить и спасти мир именем нового бога", - ему одному "даны ключи жизни и нового слова"
Ф.М. Достоевский

Начиная с древнего Платона, идея всегда находилась по ту сторону физического мира. Идея - это совершенная мыслеформа Бога, чьё корявое отображение мы наблюдаем в объективной реальности несовершенного мира. Наш мир не идеален и Христос в Своём Благовестии обращается далеко не к ангелам, а к "роду лукавому и прелюбодейному".
В сакральном смысле, Русская Идея – это замысел Творца о нас, как о народе. Что нам дает опосредованное право так считать?
Из Ветхого Завета мы знаем о народе, на которого у Творца были Свои планы. Если угодно, был Свой замысел. Идея.
Мы, русские не можем похвастаться таким веским багажом.
Всё, чем мы располагаем, это утверждениями некоторых авторитетных старцев прошлого и некоторых русских святых, об особой миссии русского народа.
Так например, святой Иоанн Шанхайский писал: "Когда окончатся страдания твои (России), правда твоя пойдет с тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя. Придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобой сиянию. Тогда возведи окрест очи твои и виждь: се бо придут к тебе от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящая Христа во веки!"
"Так или иначе русский национальный мессианизм всегда выражался в утверждении русского Христа, в более или менее тонкой русификации Евангелия... Именно в России совершится новое пришествие Христово. Народ русский есть «на всей земле единственный народ-богоносец, грядущий обновить и спасти мир именем нового бога», ему одному «даны ключи жизни и нового слова" (Е.Н. Трубецкой "Избранное" М. 1997 г. (С. 300-302))
Есть и светские варианты «русской идеи». Петр Чаадаев писал в XIX веке, что миссия России заключается в том, чтобы давать цивилизованному миру отрицательные уроки истории — «как не надо делать». С этой задачей, по всей видимости, мы тоже справились: показали на собственной шкуре всю несостоятельность марксизма, либерализма, модернизма, толерастии и прочих западных «ковидо-прелестей».
Причём «замысел Творца», чтобы быть осознанным, принятым нами, должен быть донесён в понятной для людей форме. В ясном содержании, которое они способны и желают вместить. Не думаю, что это простая задачка. Кто мы, а Кто Бог!? Тем более, что подобное Откровение носило бы универсальный для всех времен, эпох и народов «характер». У одного избранного народа – это не сложилось …
Почему «русскую идею» ищут давно, а когда «находят», то несмотря на всю ценностно-смысловую важность найденного, это всегда немного не о том? Владимир Даль очень тонко заметил: «Не может же русский человек быть счастлив в одиночку, ему нужно участие окружающих, а без этого он не будет счастлив…». Помните слова Ф.М. Достоевского: "Живи так, как если бы от тебя зависела судьба мира".
Думаю, многие осознают насколько утопичной выглядит эта мысль. Формально, да. Хотя когда-то утопичным представлялся мир, в котором отсутствует Пантеон богов и божественный император. Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда! Однако жизнь показала … может.
Далее, с поиском «Русской идеи» сопряжена одна из «ловушек дьявола». Мы это уже проходили. Когда несогласных с «единственно правильной идеологией» людей, если и не уничтожали безжалостно, то по крайней мере, считали выброшенными за борт общественно-политической жизни. Со временем «машина насилия» (государство), изжив одну «правильную» идеологию, затыкала идеологическую брешь - другой «правильной» идеологией. В итоге, мы топчемся в Стигийском болоте.
Апологеты «народ для Идеи», «народ – носитель Идеи», «народ – служитель Идеи» и т.д., наступают на одни и те же «грабли». Пытаются засунуть «небеса в свою голову», и от этого их голова лопается. На выходе мы имеем первоклассную демагогию от первоклассных пропагандистов. То есть, смыслов в их посланиях невероятно много, но действительной пользы - ноль.
Например: «Судя по нашей истории, нашему устремлению в космические выси, нашему эсхатологическому мировоззрению, смысл русской идеи в поиске Истины и беззаветном служении ей. Масштаб нашей национальной идеи невозможно осознать без погружения в борьбу добра со злом, без постижения смысла мировой истории и роли России в ней. В этом масштабе, в этой устремлённости к истине, правде, добру, справедливости и заключается наша национальная идея – замысел о нас Творца, наш национальный идеал, наша миссия и наше призвание в истории человечества», - пишет Александр Рязанов в «Идеологическом манифесте».
И что с этим месседжем делать? В практическом смысле?
Я соглашусь с тезисом о «замысле Творца». По хорошему, главные и высокопрофессиональные эксперты по «замыслу Творца» у нас имеются в достаточном количестве. Они пользуются всеми материальными благами (абсолютно недоступными рядовому гражданину), колоссальной властью и, пока ещё, авторитетом. Но судя по тому, что наш общечеловеческий Титаник находится в активном поиске очередного айсберга – «замысел Творца» может совсем не совпадать с тем, что «эксперты» от Бога говорят нам об этом «замысле». В суровой действительности и вопреки распространённому мнению об их «всезнании» практический толк от этого «знания» в решении проблемы Русской идеи = 0.
Почему так?
Идея о «замысле» Творца – это мыслеформа для бесчисленных манипуляций, потому что ничего не говорит о мотивах и намерениях Бога. Богословских объяснений на эту тему хватает, а вот ясности как нет, так и не предвидится. «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (Рим. 11:34.36). Понятно, что в современном релятивистском сознании серьёзные размышления об этом лежат в сфере психиатрии: «Если я разговариваю с Богом – это называется молитва. Если Бог говорит со мной, то это шизофрения».
Было время, когда высокопрофессиональные эксперты по «замыслу Творца», предложили эсхатологическую идею: «Москва - третий Рим». Россия – это последний оплот вселенского христианства. «Предназначение русских заключается в сохранение Православия до Страшного суда». Москва – это и есть тот загадочный «удерживающий» мир от власти Антихриста. Вселенского зла. Эта идея в прошлых веках «духовно скрепляла» глубинный народ, мотивируя его на славные подвиги. Она сыграла ключевую роль в героической истории нашего Отечества. Сегодня она вновь оглашается с высоких трибун. Напомню. 15 февраля 2025 года Патриарх Кирилл на проповеди в храме Христа Спасителя, в очередной раз повторил свою мысль о России как об "удерживающим": "Наша страна, стоящая на пути альтернативного, как я говорю, цивилизационного развития по отношению к западному миру, наша страна будет еще более сильной и будет еще более привлекательным примером для всего мира и в каком то смысле сохранит свою миссию катехона, удерживающего. Это слово из Апокалипсиса. Страна наша будет удерживающим от распада рода человеческого от победы зла в масштабах всей планеты". Правда, это из 2-го Послания ап. Павла к Фессалоникийцам, глава 2, стих 7, а не Апокалипсиса, но суть, думаю, понятна.
Ранее, в Наказе 25-му съезду Всемирного Русского Народного Собора Патриарх сказал: "С духовно-нравственной точки зрения специальная военная операция является Священной войной, в которой Россия и её народ, защищая единое духовное пространство Святой Руси, выполняют миссию "Удерживающего", защищающего мир от натиска глобализма и победы впавшего в сатанизм Запада… Высший смысл существования России и созданного ею Русского мира - их духовная миссия - заключается в том, чтобы быть всемирным "Удерживающим", защищающим мир от зла. Историческая миссия заключается в том, чтобы раз за разом обрушивать попытки установления в мире универсальной гегемонии - попытки подчинить человечество единому злому началу".
Тема "Удерживающего" - это апокалиптическая тема. Удерживающий — это сила, которая не даёт прийти в мир Антихристу. Сберегает мир от полного уничтожения. Согласно словам Патриарха, Россия – это и есть тот самый "Удерживающий", который стоит на пути грядущего царства Антихриста.
Дмитрий Скворцов считает что: «Третий Рим» – это не текущее состояние Руси, а её призвание. Та самая национальная идея. Идея государства, созданного Церковью. Так кому же, как не Церкви, возрождать её. А не объявлять не соответствующей «сегодняшней реальности»…
Член синодальной Богословской комиссии и Межсоборного присутствия РПЦ прот. Андрей Новиков ещё в 2009 писал: «На ком, как не на едином Русском Мире лежит ответственность за отстаивание православной веры и нравственности в планетарном масштабе?»
Это «серьёзная» идеологическая заявка на Проект будущего, которая при политической воле и благоприятных условиях, может претендовать на геополитический Проект. Однако стоит помнить – может … не значит стать.
Я солидарен с Ниной Васильевной Синицыной: «Сама мысль о "константинопольской вотчине" московских правителей – не русского, а западного происхождения. Впервые об этом в 1473 году Венецианский Сенат писал Ивану III, говоря о его правах, якобы возникающих на основе брака с представительницей императорского дома. А в 1518 году римский папа Лев X пытался привлечь московского великого князя к участию в очередном крестовом походе против турок, надеясь его соблазнить "константинопольской вотчиной". Это в плане реальной политики. Что же касается историософии, то мысль о наследовании павшей империи была опасной: унаследовав ее судьбу, можно было повторить ее финал. Умы и других мыслителей того времени занимал вопрос о будущих судьбах царства.
Так, дипломат и публицист Ф. И. Карпов, современник Филофея, в послании к митрополиту Даниилу обсуждал вопрос, чтó необходимо для того, чтобы гарантировать "вечность царства", и отвечал, что "закон и правда" нужны ему прежде всего, а не терпение как норма политической жизни».
Как мы знаем, в безбожном СССР - этот, говоря словами прот. Андрея Новикова, тяжелейший и ответственный «замысел» Творца, был выброшен на пыльную свалку истории.
Российская Империя повторила финал Византийской, чтобы возродившись мифическим Фениксом, явить человечеству принципиально новый геополитический Проект! В нём знание (разум) и принятие Идей (нравственность) имели принципиально иные безусловные аксиомы. И хотя путь к высшей цели («светлое коммунистическое будущее») и был усеян мегатрупами и гигапокойниками, значительное большинство людей, не считало творцов «Красного проекта» - сумасшедшими людьми. После их кончины их оплакивали. Им ставили памятники. Их ставили в пример подрастающим поколениям. Их плакаты не висели разве что в клозете. Но … и это прошло.
В современной «новой нормальности», люди не способны иметь жестко- табуированные нравственные нормы. Сегодня «категорический императив» Канта, это просто его личная проблема и его личный императив.
С другой стороны, общество, меняющее идеи как перчатки, обречено на «чаадаевское проклятие».
Культура тонкая, хрупкая преграда на пути всепобеждающего, наступающего хаоса.
Культурный прогресс возможен в двух ипостасях – духовной и интеллектуальной. Эти две «лошадки» и тянут телегу страны-цивилизации. Любой перекос ещё шире откроет «Пандоров ящик» и ускорит стрелки часов «Судного дня».
К сожалению, глубоко уставшая от нас Природа, не даст нам ответа на «проклятые» вопросы о добре и зле, гармонии и уродстве, божественном и демоническом. Нам самим придётся отвечать на эти вопросы. У мироздания ответов для нас просто нет. Сегодняшняя попытка спрятаться за научно-философский релятивизм (в религии – экуменизм), означает одно. Мы отказываемся видеть «голого короля». Хотя и в целом, это устраивает современного духовно-всеядного человека.
На мой взгляд, «сизифов» поиск «Русской идеи» - связан с нашими отчаянными надеждами обнаружить смысл о нас самих. Это наша проблема. Загадочное «молчание», «безразличие» или «равнодушие» Всевышнего, к этому отношение не имеет.
Но есть и другой ответ. Я вполне допускаю, что полнота понимания истинного «замысла» Творца, будет понятна русским людям будущего, а не нам – стоящим на очень низкой ступени духовного развития.
P/S. Нужно понимать, что Апокалипсис - это ведь тоже замысел Творца. Так сказать, "вишенка на торте".
Картина конца «этого мира», в той или иной форме, присутствует практически в любой "религиозной модели" и, по-видимому, это связанно с общим фаталистическим архетипом, чем с реальным взглядом на мир и его историю. Однако фатализм лишает человека "свободного выбора" и элементарной ответственности. Фатализм обессмысливает и пророческие послания (о социальной справедливости, о мире и гармонии), в которых подразумевается способность человека откликнуться на призыв Бога, Его Обетования. Да и потом, идея синергии (сотворенных со-творцов, со-работников Божиих), терпит полное фиаско.
Конечно, трудно отрицать, что сегодняшнее время говорит об уязвимости и ненадежности, построенного технологического "песочного Царства", но разве это снимает с нас ответственность. Технологическая мощь достигнутая современными гигантами тела и пигмеями духа и, давшая неограниченные возможности влиять как на природу, так и на вариативное будущее усиливают эту ответственность.
Итальянский философ Антонио Грамши писал: «Кризис заключается именно в том, что старое умирает, а новое ещё не может родиться; в этом междуцарствии проявляется большое разнообразие болезненных симптомов».
Странно, но говоря об умирающем мире. О его исчезновении и гибели, люди не говорят о рождении нового мира.
|
|
</> |
Сколько стоит билет на автобус в Иркутске? Цены, маршруты и лайфхаки для пассажиров
Мик Джаггер
Про Муму, Ивана Сергеича и сюрприз
ЗНАМЕНСКАЯ ПЛОЩАДЬ .
"Классический" Дагестан - 2025. Лучшие фото
Загадочные российские лоялисты
Орёл. Пара Муралов
Настоящая Нанана
Два обеда с курицей

