Россия и производство
artyom_ferrier — 24.09.2018Был такой позднесоветский анекдот.
«Июль, сорок градусов в тени, по Тбилиси разъезжает чёрная Волга с наглухо задраенными окнами, внутри — четверо солидных мужчин в кожаных пальто и ондатровых шапках.
Вдруг один, помоложе, не выдерживает, говорит: «Может, хоть одно окрошко откроем, да?»
Остальные, хором и со всей категоричностью: «Нэт! Пусть всэ думают, что у нас — кондыционэр!»
Анекдот, конечно, не о советских этнических стереотипах. Ну да, грузины тогда воспринимались как богатые и «понтоватые» ребята. Некоторые из них. Поскольку некоторые и были «богатыми», ибо им разрешали торговать на рынках мимозой под Восьмое Марта и мандаринами под Новый год, а в те времена это подразумевало баснословное богатство, вот аж вплоть до чёрной Волги и даже серого Зима.
Но вспоминается этот анекдот всякий раз, когда вижу в Сети, как очередной «ымперец» начинает расписывать, насколько крепка и могущественна российская экономика, как много она производит всякого-разного (и машины, и автобусы, и оборудование), а не только что ресурсным экспортом пробавляется.
Ну, с одной стороны — доля истины есть. Конечно, даже в современном своём виде российская экономика малость покрепче совковой, которая вообще была, по сути, «эрзацем», «бутафорией». Она просто органически была так устроена, что никто, включая Госплан, толком не знал, что чего стоит и кому что на самом деле нужно. Тут дело даже не в пресловутых приписках (которые, конечно, тоже достигали феерических масштабов), а именно в «имманентной», экзистенциальной невозможности оценить не то что «производительность труда», но и саму по себе его ценность, востребованность продукции того труда.
Современная российская экономика — всё-таки рыночная в основе своей. То есть, нормальная, человеческая. И это так же верно, что Волга — в принципе нормальная машина. Ну, четыре колеса, движок есть, коробка. Сиденья, опять же (заднее — весьма даже такое... романтическое).
Я знаю, о чём говорю. У меня в отрочестве у самого была Волга, я много и с удовольствием на ней ездил (правда, тогда ещё немецкие или японские машины были изрядной экзотикой).
Но вот если делать вид, что твоя Волга — это что-то вроде Бентли или хотя бы какой-нибудь Тойоты Камри в стандартной комплектации, то получится смешно. Или — очень дорого.
В действительности, я знавал оригиналов, которые брали даже не 31 или 24 волгу, а 21, вот как в «Берегись автомобиля». С её более «классичными» обводами пятидесятых. Ставили на неё двигло, трансмиссию и ходовую от бэхи семёрки, полный электропакет — и вообще полный фарш.
Получалось — ну, что-то вроде бэхи-семёрки, только в кузове 21-й Волги. При этом, вдвое дороже бумера — и безо всякой гарантии на сервисное обслуживание. Ибо если сунуться с этим чудом на баварский сервис — естественно, пошлют очень далеко. Скажут, мол, наши инженеры продумывали все эти узлы и агрегаты немножко под другую конфигурацию, немножко под другой кузов, а вот с этим «павлиноуткоежом» - возитесь сами, мы такой ответственности на себя не возьмём.
Поэтому подобные «кастомные» доработки — делаются под определённый заказ, с полным пониманием, что если потом счастливый владелец захочет продать своё сокровище кому-то ещё, то ему придётся потрудиться, чтобы найти такого же чудака.
Хочу ли я сказать, что российская машиностроительная продукция, конкретные изделия, представляют собой этаких «павлиноуткоежей»? Да не, необязательно. Речь — о самом принципе организации экономических отношений вообще и промышленности в частности. Где всё чаще (и не со вчерашнего дня) работает этот принцип: не важно, зачем; не важно, кому это надо; но вот производство должно быть, и оно должно быть своё, ибо бизнес должен быть социально ответственным. Он, понимаешь, рабочие места должен создавать (а не думать о максимизации прибыли и получении конкурентного преимущества на свободном рынке, как полагали некоторые «наивные» люди от Адама Смита до Хайека).
Правда, если заиграться с таким отношением к индустрии — потом неизбежно возникает вопрос: «И за чей счёт этот банкет?» Причём, не только в России. Но поскольку современную Россию недаром называют Союз-2.0 в политическом и идеологическом отношении, то в экономике, разумеется, тоже всеблажайшая забота государства о росте производства.
И я знаю много историй, как это делается и какие имеет выражения (помимо чисто военного заказа, который, конечно, во всех странах «распил бабла», преимущественно), но приведу одну.
Пообщался давеча с одним бывшим своим невольничком с Калужской плантации, который нынче студент Юракадемии и стажируется при СК. Смышлёный паренёк, а нам нужны свои смышлёные ребята в следственном комитете. Да и ему потом не помешают, ибо кто ж Бастрыкина-то допрашивать будет? Не такие же дуболомы, как он сам.
И вот этот паренёк, Серёжка, живёт на одной из моих «конспиративных» хат в Москве. Я их ещё в девяностые накупил за копейки, когда однушка в спальном районе где-то пятнарик стоить могла, а потом не трепыхался с этой недвижимостью, ни на подъёме до двухсот тысяч, ни на нынешнем падении.
Мне эти хаты для того и нужны, чтобы размещать там всяких хороших знакомых. Кому — затихариться, кому — просто перекантоваться, чтоб со съёмной не связываться. Но если кто вселяется — то коммунальными всякими делами, естественно, они занимаются.
И вот Серёжка поделился. Устраивают собрание в их подъезде, поднимают вопрос о замене лифта. А лифт, при этом, - ну так, обычный, отечественный, начала нулевых, средней «ломучести». Может, раз в пару-тройку месяцев где-то застрянет, через полчаса приходит мастер, подвигает, что надо, и снова арбайт.
Тётка, старшая по подъезду, рассказывает: «Я им говорю, что нормальный лифт, чего его трогать-то до капитального ремонта, который ещё через два года по плану? А то ж на ремонте — однозначно лифт ушатают да изгваздают».
Тут прерываю его: «Серёнь, ты мне зачем про эту всю бытовуху расписываешь? Ты-то сам — один хрен по лестнице бегаешь. Что тебе тот лифт?»
Говорит: «Не, там интересно дальше. В общем, ей открытым текстом сказали в жилконторе, что есть такой Карачаевский завод. Который производит лифты. Разные, но в том числе — для девятиэтажек. Подо что у него имеются соответствующие мощности. Но новых девятиэтажек никто нынче не строит, а лифты куда-то девать надо. Поэтому — приходится менять. Ибо Карачаево - «сейсмоопасный» регион, завод должен работать, работяги должны получать зарплату и тратить её в местных шалманах, чтобы все были счастливы. А не то — может быть плохо. Дело государственной важности».
Тётка: «Но у нас же свежий ещё лифт, 2003 года».
Они: «А по нашим документам — 73, введён в эксплуатацию одновременно с домом».
Она: «Да придите, посмотрите сами».
Они: «А ниипёт. По документам лифт ваш все сроки свои отжужжал, в любой момент шмякнуться может. Хотите — оформляйте всем подъездом отказ от замены, но тогда и обслуживание платное будет, и ответственность за аварии — тоже ваша, а не наша».
«И всё бы ничего, - продолжает Серёга, - заменили бы и заменили, но, как говорит эта тётка, похожий прикол был в соседнем доме. Тоже впарили досрочную замену лифта, якобы у них доисторический был, а потом вдруг говорят: «Извините, ошибочка вышла. Мы-то думали, что у вас лифт семидесятых годов, а тут документы нашлись, и оказывается — в начале нулевых-то замена была. И получается, что вы до гарантийного срока потребовали этот сравнительно новый лифт себе поменять. А значит, платить придётся. Ну, по сколько-то тысяч с носа».
«И — отключили им лифт. Три месяца там бабульки да мамаши с карапузами по ступенькам ползали, пока, вроде, прокуратуру не напрягли и как-то порамсили».
Спрашиваю: «И что? Хочешь выступить в роли прокуратуры?»
«Ну, сходить с этой тёткой в управляющую компанию, в управу — послушать, что говорят. На диктофончик записать. Особенно — если откажутся копии документов предоставить».
Смеюсь: «Ладно, потренируйся на кошечках. Но, надеюсь, ты достаточно большой мальчик, чтобы понимать: юрисперденция и Россия — это немножко расходящиеся... вектора?»
«Нет, я позавчера родился».
Вообще, показательная, конечно, история. Одна из сотен, которые я знаю.
А я знал истории и советского времени, и девяностых, и нынешней эпохи.
В советские времена доводилось читать в прессе про новый цех при Химкомбинате, который уже не только вступил в строй, но и перевыполнил на двадцать процентов план по отгрузке кафельной плитки из отходов своего производства (экологически безопасно, высший сорт). Тот Химкомбинат находился близ дачи моих друзей, там все были местные — и на момент публикации там даже котлован ещё не был толком отрыт под новый цех.
В девяностые, как извещали «рыдатели за Отечество», «всё пропало, шеф», производства рухнули в разы — вот только почему энергопотребление внутри России просело максимум на 20 процентов. Что в целом можно объяснить, с одной стороны, введением хоть какой-то экономии против советской безалаберности, а с другой — реальным сокращением оборонки, ибо — куда ещё столько танчиков и самолётиков (а это — довольно энергозатратные производства по всей цепочке).
Ну а сейчас снова, говорят, небывалый подъём производства.
Что ж, в каких-то случаях — и не приписки, наверное (в отличие от советского времени, где все показатели неуклонно росли вплоть до 90 года, только вот нихера не было). Многое — наверное, и реально производится.
И лифты, вон, в Карачаево точно производятся, раз уж их навязывать потребителям приходится.
И автобусы в количестве 40 000 единиц в год — тоже, наверное, производятся. Насколько вижу, сейчас уж не только в гортрансах, но и на междугородних маршрутах превалируют Лиазы, Голазы, Пазики.
Вот только мне интересно, что будет с начальником гортранса, который скажет вдруг: «Вместо новых Лиазов мы, пожалуй, закупим десятилетние Маны — они по-любому экономичней, надёжней, а что не новьё — переживём как-нибудь».
Да тут доводилось слышать и от частников, причём, не только на общественном транспорте, а, скажем, в агрохолдингах, что им ненавязчиво намекали: «Техника может быть у вас какой угодно страны происхождения, но при условии, что российского производителя». Ну, как в высказывании Форда, что его машины могут быть любого цвета при условии, что этот цвет — чёрный. И, естественно, от правильного понимания политики Партии и Правительства — у любого такого частника, достаточно крупного, много чего зависит. И не все же могут ответить областному чиновнику в моём духе: «Чего? А в Лефортово ты этот разговор не желаешь продолжить? За что? Да было бы — уже б там кочумал» :-)
При этом, я не хочу сказать, что российская продукция — однозначно говно. Ну вот молочка и сыры — да, преимущественно говно. А машины — могут быть и ничего себе. В своей категории.
Ну вот я сам использую УАЗ Хантер для покатушек по карьерам близ моей Сенской гасиенды, равно как и для обучения молодняка, своих «невольничков» на Калужской плантации. Нормальная, весёленькая такая машинка, и если что вдруг с ней случится — в лесу палками, лыком и смолой починить можно, чтоб доехать :-)
Правда, мне никто не навязывал эти машины. Сам выбрал — сам взял.
В целом же продукция российского машиностроения (не только «бибикостроения») - ну, навязывается, так или иначе.
Во-первых, потому, что предприятия так или иначе получают то ли субсидии, то ли льготные и фактически безвозвратные кредиты. При таких-то условиях — конечно, можно демпинговать (хотя «демпинг» на внутрироссийском рынке оборачивается дороже цен на сравнимую продукцию на американском).
Во-вторых, несмотря на ВТО, по-прежнему пошлины на импортные аналоги — весьма высокие.
В-третьих же, идёт порой прямое принуждение тех или иных хозяйствующих субъектов к закупке «правильной» продукции, чтобы обеспечить ей сбыт.
И это возможно, поскольку, положа руку на сердце, российские товары (за исключением природных ресурсов и продуктов нижайшего передела, вроде чугуния и аллюмина в чушках) — имеют только внутренний рынок сбыта.
Ну ладно, ещё в некоторые бывшие советские республики что-то сбывается, хотя, вообще-то, азиаты больше ориентируются на Китай, Украина и Прибалтика — на Европу, а Беларусь — себе на уме и что-то российское берёт, только если приплатить.
Ну и ещё — как бы экспорт вооружений, но это чисто повтор Совка. «Поставим в Сирию снаряжения на охуеллиард баксов в кредит, запишем жирный плюс в сальдо текущего года — потом, конечно, простим кредит». Бизнес по-русски. А с более серьёзными партнёрами — договоримся с Турцией о поставках С-400, расскажем-покажем... а потом вдруг ПВО Латакии под управлением С-400 сбивает российский Ил-20. Совпадение? Наверное. Ведь турки не могут быть такими гадами, чтобы взять да сбить российский военный самолёт.
Впрочем, вернёмся к экономике.
Вообще, очень забавно, что зачастую одни и те же люди изрекают следующие утверждения:
1 Россия имеет высокое производство всяких технических штук, включая автомобили, грузовики и автобусы, и даже наращивает, несмотря на всякие эти ваши санкции.
2 Илон Маск, конечно, в геометрической прогрессии наращивает производство своих Тесл, да вот беда: не всякое производство выгодно. Анекдот, но чем больше он производит своих машинок — тем больше терпит убытков.
Да, анекдот, конечно.
У одного парня есть сотни тысяч предзаказов, поэтому он жопу рвёт, чтобы расширить производство, ибо куй железо, пока горячо. Для этого вбухивает выручку в строительство новых мощностей — отчего, естественно, в общем и целом имеет убытки (хотя сами по себе его машинки — по рентабельности сравнимы только с производством героина из опия-сырца). Да акционеры, на самом деле, и не любят, когда компания показывает прибыль. Они больше следят за её капитализацией, за курсом акций, и у Теслы — это уже такой предсказуемый «роллеркостер», когда в середине квартала провал (когда нагнетается чернуха, мол, все планы рушатся), а по итогам квартала — взлёт, когда из официальной отчётности выясняется, что вовсе даже хорошо.
У других ребят — рынок сбыта отечественной продукции на их территории (а другие — просто не особо и берут её) обеспечивается комплексом протекционистских, административных и прямо-таки мошеннических мер (ну вот как в Серёжиной истории с заменой лифтой в соседнем доме, где, конечно, трижды «за что купил — за то продал»).
Но каким-то диковинным образом в головах одних и тех же экономически не совсем безграмотных людей уживается и выживает следующая мысль: «Само по себе производство — это вовсе необязательно благо, ведь надо посмотреть, насколько оно рентабельно, но что в России много чего производят, много чего пилят руками — это однозначно хорошо, так победим, даст Бог».
Они на что надеются? Что вот теми самыми мастеровитыми руками запилены будут пусть не рентабельные, но грозные ядрёные всякие вундерваффли и прочие «Калибры»? И, значит, отсель грозить мы будем шведу? А если не только швед «угрозится» и содрогнётся? И тогда — мы его, он нас, и хана России? Предел мечтаний, что ли?
Или они где-то подспудно считают, что удастся наебать экономику. Что если снова сориентировать свою промышленность на внутренний рынок, всячески поддерживая внутреннего производителя и понукая внутреннего потребителя к покупке отечественного, то... на сей раз удастся чего-то путное? А вот не как было в прошлый раз, когда лозунг «советское — значит «отличное»» очень быстро перешёл в «совок — говно».
Что, замечу, в обоих случаях было несправедливо. Не, тут дискретность всё-таки важна.
Вот женские колготки советские — да, говно были, потому так и ценилась Италия. И за одну только пару итальянских колготок или чулок — можно было соблазнить весьма даже благовоспитанную питерскую девицу.
И гондоны совковые, изделия №2 Баковского завода — говно были. Просто кошмар любого пацана, вступающего в пубертат. Вместо них — хоть через полиэтилен, и то лучше. Потому и за пачку не то что Дюрекса, но корейщины какой-нибудь в ленточке — можно было соблазнить весьма симпатичного парня (типа даже меня :-) ).
Мы в начале девяностых с Ленкой так и жили. Я ей на Новый год — колготки итальянские (не считая видеокассет), она мне — пачку презервативов (не считая тетрадок на проверку, чисто поржать, но и подправить). Мы-то с ней не пользовались, но дарила с намёком: если где на стороне загуляешь — всё-таки употребляй, во избежание. Ну, она была моя учительница инглиша, и старшая барышня, аж 22-двух лет от роду — потому и заботилась ненавязчиво.
Но при этом — были и качественные советские продукты. Вот мороженое тогда было такое же хорошее, как сейчас. Поэтому и кривило, когда от сверстников слышал: «Забурились в Баскин-Роббинз — и там вау, такой пломбир, и столько ароматов, вот это Цивилизация!» - «Да пломбир за 48 копеек тоже вполне приемлем, а варенья накидать туда — по вкусу».
Или, вот, скажем, «покемон». Если его использовать как снайперку, то он, возможно, немножко проигрывает зарубежным образцам под близкие патроны (при этом не считаем близким «лапочку», Лапуа-магнум 8.6, который просто другого класса специализированный снайперский патрон). Но я не побоюсь утверждать, что среди ручных пулемётов ПКМ — возможно, лучший в мире (ибо Печенег, тоже интересная разработка, на самом деле лучше годится для турельного размещения).
Да, ну и Зил-157, конечно, легендарный «колун». У меня на Плантации их сейчас три штуки, и «невольнички» их обожают. Да, это растёт от Студера, и Студебеккер они бы не меньше обожали (как будто «дядя ваш Студебеккер»), но всё-таки Зил-157, насколько знаю, был глубоко и творчески переработан для здешних условий. И мы их используем для вытаскивания и буксировки тех машин, которые своим ходом уже не могут. Жрёт, конечно, как чревоугодница с дитём во чреве, но очень тяговитая, «проползучая» и неприхотливая машинка.
То есть, что-то из советской продукции было хорошо, а что-то безобразно, но, отчасти, на излёте Совка сыграл психологический эффект.
«Вы нам это навязывали, вы убеждали нас, будто бы всё у нас лучшее (или хотя бы годное). А оказалось, что всё вы пиздели, все вы бляди, и потому всё ваше — говно!»
Кто смотрел фильмы конца восьмидесятых — наверняка подмечал нечто подобное, порою доходившее до истерики.
Вот, не говоря уж про «Ассу» и «Иглу», которые всё-таки «арт-хаусные» проекты, но - «Маленькая Вера», «Авария, дочь мента», «Меня зовут Арлекино», «Пацаны». Да даже «Бакенбарды» (тоже — немножко другой категории).
Кто не жил в конце восьмидесятых в сколько-то разумном возрасте — скорее всего, и названий не знает. Или — слышал где-то, что это вот была клевета на советскую действительность, чтоб ушатать и повалить.
На самом деле, безотносительно правдивости и художественной ценности таких «перестроечных» фильмов (хотя некоторые — вполне даже ничего) — они востребованы оказались тогда. Ибо то, что говорили там персонажи — думали, в общем-то, все. Что всё враньё, всё говно в этой стране, построенной на вранье и говне.
И вот сейчас — я с интересом наблюдаю дубль два.
Да, с одной стороны — всё стабильно, станки работают, производство неуклонно растёт.
С другой — молодёжи не нужно теперь даже каких-то фильмов в киношке. Они всё в Ютубе посмотрят, как взрослые опять им врут, опять проворовавшись.
Ибо производство-то, допустим, и растёт. Но это, в значительной части, производство абсолютно ненужных вещей. Не считая оборонки — и в гражданке заводы производят хер знает что, чего невозможно впарить на внешних рынках. И по совокупности затрат в ВВП — да, выглядит круто. Почти как одна двадцатая от американского ВВП. Ну, самое время тельник на груди рвать и пиндосов к ногтю прижимать.
Производство — можно оборудовать за пару лет где угодно. Но весь вопрос в издержках и рентабельности.
Россия, увы, не очень привлекательная площадка для работы на внешний рынок. Не очень привлекательная площадка для инвестиций транснациональных корпораций.
Я вот жизнь положил, чтобы сделать её привлекательной для этих целей, чтобы приходили к нам и Сименс, и Филлипс, чтобы не боялись они с нами связываться, ибо мы теперь хорошие; чтобы не боялись их сотрудники по улицам нашим гулять, когда вся местная гопня то ли подчищена, то ли «демотивирована» от гопотских своих дел. Именно этим — я всю жизнь занимался. Ну и - «не шмогла я». Да, предусмотреть фортель Вовы Путина с тем, где он всё это похерил ради крымской барабульки — это было трудно предусмотреть логически. Тут, Шапка Мономаха (хана Узбека подарок, как подсказывают) слишком на череп надавила.
Поэтому, чем дальше — тем более такой «новгородский» у меня взгляд на Россию и её возможности.
Вот смотришь на речку, бывает — и думаешь: то-то жирные там сиги. Вернее, и не жирные вовсе, как какая-нибудь сёмга, что норвегами в закутах выращивается. Тут-то, у нас, — реально речная, реально подвижная рыба, в естественной среде обитания. Аккурат для любителей all natural, all organic.
Но если посмотреть чуть выше по течению — там увидишь какую-нибудь говнофабрику. И ладно бы гражданскую, где всё-таки можно потребовать фильтры по уму ставить, но через раз — военно значимое какое-то производство.
И военщина — это бич Московии. Во всех смыслах.
«Если не мы, то на нас снова покусятся, снова захотят отобрать нашу Родину».
«Не раз» - это сколько раз? Гитлер, Наполеон, поляки в Смутное Время, татаро-монголы. Ничего не упустил?
Если кто-то считает, что это очень много — ну, посмотрите, сколько раз европейские державы друг с другом дрались и чего-то откусывали друг у друга.
Да если смотреть в глаза реальности, то никто никогда, никакие иноземные захватчики, не наносили этим землям и их жителям такого урона, как сама Московия.
А сами по себе московитские земли — да не очень ценны после открытия морской торговли, когда путь Волга-Каспий стал не критически важен.
Ну да, рыбка, грибочки, мёд.
А что теперь?
Производства развивать, ценные руки взращивать и поддерживать? Ну, которые реально ценные — где угодно устроятся. Вполне разумно выдавать им долгосрочный кредит и потом брать с них. Учебные предприятия — конечно, придётся держать.
Но массовые производства на территории России? А нахер они, когда могут попортить наших сигов, ряпушек и корюшек?
Нужно думать о стратегических приоритетах, а не о сиюминутных понтах (вроде всяких там Буков, которые хер знает куда пуляют, да Мигов, которые хер знает куда падают).
|
</> |