Россия и ЕС

Экономическими успехами объединённая Европа тоже похвастаться не может. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 20 странах еврозоны потребление снизилось приблизительно на 1% с конца 2019 года, в то время как в США возросло почти на 9%. На ЕС сейчас приходится около 18% мирового потребления, а на Соединенные Штаты — 28%, хотя 15 лет назад показатели были равны. По данным Международного валютного фонда, экономика еврозоны выросла примерно на 6% за последние 15 лет по сравнению с 82% в США. В конце нулевых годов ЕС был крупнейшей экономикой мира, а теперь пропустил вперёд не только Китай, но и Штаты.
Тем не менее, для стран Восточной Европы в начале нулевых не просматривалось альтернативных путей развития, кроме как присоединиться к Европейскому Союзу. Маленькие по населению и не богатые природными ресурсами государства этого региона могли добиться экономического роста только встроившись в международное разделение труда, либо получив приток денег извне, через кредиты, инвестиции и дотации. Своеобразной системой такого разделения труда был СЭВ, но он почил в бозе к началу 1990-х, одновременно исчерпалась и возможности получать помощь от СССР.
В таких обстоятельства у них не было иного выбора, кроме как войти в "европейский дом". В итоге, одним из них удалось встроиться в мировой рынок по пути кластерного взаимодействия (например Чехия), другим по пути инвестиционного взаимодействия (например Польша) и все получили дополнительные бонусы в виде дотаций от богатых стран запада.
Так в 2015 году в число «доноров», то есть стран, которые внесли в казну ЕС больше денег, чем получили, вошли 10 стран Евросоюза. Главными «донорами» были Германия (17 млрд евро в год), Великобритания (13,9 млрд евро в год) и Франция (6,1 млрд евро в год). На душу населения больше всех в казну ЕС в 2015 году внесли Нидерланды (331 евро на человека), Швеция (262 евро на человека) и Великобритания (215 евро с человека).
Это проливает свет, почему вдруг британцы решили выйти из столь затратного проекта.
Самая большая разница между взносами и полученными средствами (в пользу последних) оказалась у Польши (получила на 9 млрд евро больше, чем внесла в казну), Чехии (на 5 млрд евро), Румынии (на 5 млрд евро) и Греции (на 4,8 млрд евро). На душу населения больше всего денег из казны ЕС (по сравнению со сделанными взносами) «получили» жители Люксембурга (разница составила 2 тыс. евро), Словакии (560 евро) и Чехии (523 евро).
Параллельно из стран Восточной Европы на Запад устремились потоки мигрантов, мечтающих о западноевропейских зарплатах. В странах Восточной Европы отток населения ускорил депопуляцию, но также ускорил и рост ВВП на душу. Ведь если население убывает, то ВВП на душу растёт даже быстрее чем экономика в целом.
Теперь поговорим о России. Стоит признать, что у нас дела в экономике далеки от идеала, главная наша проблема - низкие среднегодовые темпы экономического роста на протяжении последних 15 лет, но ЕС тут явно не пример для подражания, ведь растёт он столь же медленно, как и мы. Тем не менее, среди российских либералов интеграция в Европу голубая мечта. Мечта, однако, несбыточная и вовсе не потому, что российские элиты в 2022 году побили все горшки в отношениях с западом. Проблема в нежелании самого ЕС нас принимать.
Если бы ЕС ставил целью интегрировать постсоветское пространство, то ему нужно было начинать как раз с России. Россия нулевых годов была идеальным кандидатом: прибыльный актив с огромным положительным внешнеторговым балансом, большими резервами, низким долгом, сбалансированным бюджетом, растущим внутренним рынком. То есть совсем не нищеброды из Украины, Молдавии и Грузии, которых нужно поднимать за счёт Запада, и не восточноевропейские нахлебники, которых необходимо постоянно подкармливать.
Плюс Россия обладала серьезной армией, ВПК, ядерными силами. У власти находились западники, которые просили у ЕС безвиз и мечтали о Европе от Лиссабона до Владивостока. В случае присоединения к ЕС России, присоединение Украины, Белоруссии и Закавказья стало бы делом техники. Однако, европейские власти не спешили идти навстречу русским западникам задолго до 2014 года. Почему они так поступали?
Ответа может быть два: 1) Они в принципе не желали видеть Россию в ЕС по тем или иным причинам. Возможно потому, что с ней пришлось бы считаться при решении внутриевропейских дел. 2) Руководство ЕС оказались идиотами и бездарями, которые упустили свой шанс, оттолкнув Россию.
Но что если евроинтеграция всё-таки была бы возможна, был бы в ней для России смысл? На самом деле нет, мечтателям о европейских дотациях стоит посмотреть на их объёмы. Даже Польша в лучшие времена получала от дотаций в год чистого прибытка чуть больше чем 10 млрд. долларов. В то время как положительное сальдо внешнеторгового баланса России за один 2022 год составило 332,5 млрд. $, в 30 раз больше. А всего с 1994 по 2022 экспорт России составил свыше 8,5 трлн. $, а положительное сальдо достигло 3,4 трлн. $. Не вызывает сомнений, что присоединись Россия к ЕС, то она оказалась бы в числе доноров и теряла бы деньги, а не получала их.
Кроме того, пошёл бы отток молодого трудоспособного населения в более богатые страны Запада и, как следствие, усугубление демографических проблем. Я уже не говорю об опасности вымирания некоторых отраслей экономики, которые не выдержали бы конкуренции с Европой в случае снятия всех барьеров.
В нагрузку ко всем этим "прелестям" мы бы получили европейскую "повесточку" с мультикультурализмом и меньшинствобесием, как будто нам не хватает доморощенной многонационалочки. Короче говоря, большая историческая удача, что нас не приняли в этот "европейский дом", ничего хорошего от него мы даже теоретически получить не могли.
Это совершенно не мешает России быть Европой в культурном плане, также как Норвегия и Швейцария не перестают быть Европой не вступая в ЕС.
|
</> |