Россия и допинг-гейт. Часть восьмая. Жертва «Биатлона с Губерниевым»
paisiypchelnik — 21.01.2019 Вот так планируешь написать одно, а потом врывается допинговая тема, и опять возвращаешься к допинг-гейту.(Принимаешь небось?)
Ну что ж, друзья, если вы тут недавно, то вот вам информация: уже несколько лет я веду рассказы о допинговом скандале в российском спорте. Зачем я это делаю? Ну, скажем так, из чувства протеста против того, что порой пишут и говорят в наших СМИ. Это попытка донести до моих читателей (в основном – для далеких от спорта друзей) более-менее взвешенную (пусть и не без субъективщины) ситуацию. Обычно я пишу что-то на эту тему если появляется веская причина. На этот раз веской причиной стала зажигательная речь российской дебютантки Кубка мира по биатлону Евгении Павловой.
Это ссылка на предыдущую часть допинг-гейта
А это очень важная ссылка на ту часть допинг-гейта, где я рассказываю о терапевтических исключенииях. Обязательно ознакомьтесь с ней перед прочтением этого поста.
Ну и пост, как обычно, в формате "карточек Медузы", очень уж он мне нравится.
С чего все началось?
Российская биатлонистка Евгения Павлова на этапе Кубка мира (главный биатлонный турнир сезона после чемпионата мира) заняла в спринте 43-е место. Комментируя выступление, она написала в Инстаграме следующее: «Очень благодарна, что есть болельщики, что они переживают. Но вы тоже поймите, мы не железные, мы не иностранцы, у которых есть ТИ... Мы бегаем на своем здоровье... Бывает вот такое, накрывает и все ... Мы этого тоже не хотим. Но это здоровье, и оно одно».
(ТИ – терапевтические исключения, если вы не поняли)
А потом она стала 28-й из 30 участниц масс-старта и дала еще и такой комментарий: «Мы не астматики, ничем не болеем, бегаем на своем здоровье. Вот пример – отпахала в Оберхофе, здесь торкнуло. А куча иностранцев бегает на ТИ – это всем известно. Я не говорю, что все такие. Но точно знаю, что моя команда чистая – до других дела нет. Если они возмущаются, значит, мы сильнее».
Права ли Павлова?
Смотря что вкладывать в понятие «права». Фразе «моя команда чистая» конкретно в данный момент я склонен верить. Сборная России за предыдущие прегрешения находится под микроскопом у ВАДА, а сейчас, когда изучаются данные Московской антидопинговой лаборатории (об этом как-нибудь в другой раз) нужно быть полными кретинами, чтобы пытаться что-то сунуть спортсменам.
Теперь по более важной теме – ТИ. Отчасти Павлова права – у некоторых иностранцев они действительно есть. Но вот в чем загвоздка: мы об этом не можем знать наверняка. Ведь терапевтические исключения – тема конфиденциальная.
А почему эта тема конфиденциальная? Почему бы не раскрыть данные, чтобы вопросов ни у кого не было?
Процитирую свой же старый пост. А представьте себе, что вам нужно купить средство, например, от геморроя, и ваша покупка будет вывешена на всеобщее обозрение. Приятно будет? Так и многим спортсменам вряд ли хочется, чтобы весь мир знал об их болячках. Да даже с точки зрения соперничества - знание слабых сторон оппонента можно использовать во время поединка.
Но Павлова же в этой кухне варится, она наверняка знает больше обывателей?
(выбор картинки уровня "фантазия закончилась")
Может, да, а может, и нет. Я не в курсе источников Павловой, но тут важен контекст ее высказываний. Они были написаны и произнесены конкретно для российских болельщиков как оправдания своему неудачному выступлению. Это не «попытка поднять важную проблему», как пишут в одном авторитетном издании, это игра на патриотических чувствах зрителей, которым обидно смотреть на поражения наших атлетов и обязательно нужно найти им объективную причину. Абсолютно тем же самым занимается неоднократно критикуемый мной Дмитрий Губерниев. Собственно, в данном контексте Павлова выглядят именно как типичная жертва пропагандистских высказываний комментатора. «Мы все чистые, а соперники все поголовно «астматики» с кучей разрешений».
Почему же так получается, что россияне «бегают чистыми», а у «кучи соперников ТИ»?
Ну, начнем с того, что терапевтические исключения есть и у российских спортсменов, но в гораздо меньшем количестве. Про биатлонистов сказать не могу, может, у них и нет.
Вообще тут возможны разные трактовки ситуации.
Трактовка 1: весь мир ополчился на Россию, ВАДА дает терапевтические исключения всем, кроме россиян, чтобы Россия проигрывала, потому что ее во всем мире поголовно ненавидят и устроили массовый заговор.
Трактовка 2: в России слишком поздно озаботились, скажем так, легальной фармакологией. Понятно, что спорт высших достижений на одном таланте и тренировках не работает. Ежегодно врачи находят новые и новые пути обхода допинговых ограничений, а ВАДА ставит новые и новые препоны. При желании можно найти те или иные отклонения в здоровье практически у любого человека (кроме призывников в военкомате, конечно), а значит можно воспользоваться этой возможностью. Разумеется, делать все нужно с умом, а то получится как с лыжником Сундбю, который лишился победы в Кубке мира и больших призовых за злоупотребление препаратом от астмы.
Но вот наша медицина пошла другим путем в эпоху, когда допинг-контроль был не таким жестким. После его усиления в начале XXI века перестроиться мы не смогли или не захотели, а потому из раза в раз вляпывались в допинговые скандалы.
В принципе, обе трактовки имеют право на жизнь, а правда, вполне возможно, и лежит где-то посредине.
А почему так много претензий к терапевтическим исключениям стало в последние годы?
Ну а предыдущий пункт и есть ответ на вопрос. Когда россияне побеждали при не самом сильном допинговом контроле, к ТИ соперников претензий было гораздо меньше. К тому же раньше не так активен был на допинговой теме все тот же Губерниев. Сейчас при усиленном контроле победы в биатлоне пропали, зато пошли разговоры про легальный допинг соперников. При этом под раздачу попадают абсолютно все, кто хоть каких-то достижений добивается. Под раздачу попадает даже тот же Мартен Фуркад, который сам высказывался против терапевтических исключений. Конечно, доказательств его словам у нас нет, но по мне нужно быть полным идиотом, чтобы принимать ТИ и требовать их запрета. Все же база данных ВАДА – это не военные архивы, нет никакой гарантии, что кто-нибудь не сольет информацию по справкам Фуркада.
Ну так а кто в биатлоне имеет ТИ?
Чтоб вы понимали: официальных данных по терапевтическим исключениям биатлонистов попросту нет. Даже когда хакеры Fancy Bears сливали базу данных спортсменов с ТИ, среди нескольких сотен не было указано ни одного биатлониста. Мы можем только догадываться.
Еще нужно понимать, что терапевтическое исключение – это не пожизненное право на лошадиные порции допинга. Оно может быть выписано однократно на какое-нибудь безвредное лекарство. Например, если спортсмен заболеет насморком, он может получить ТИ на препарат, который может содержать средство, которое даже допингом не является, но запрещено ВАДА (например, препараты, которые могут скрывать наличие допинга). Он примет его, например, три раза за неделю, а больше принимать не будет.
Но ведь Павлова просто высказала свое мнение, она человек и имеет на него право!
Я сейчас напишу довольно высокопарную фразу, но мнение нужно еще заслужить. Против ТИ высказывалась, например, польская лыжница Юстина Ковальчик. Но только Юстина Ковальчик – это олимпийская чемпионка, многократная чемпионка мира и победительница Кубков мира. То же и по Мартену Фуркаду. Евгения Павлова всего первый сезон выступает на высшем уровне. Пока ее лучший результат – это восьмое место в спринте (еще была победа в эстафете, но я сейчас о личных гонках). Может, прежде чем списывать все на ТИ соперниц, самой чего-то добиться? Или 28-е место в масс-старте из 30 – это от того, что у остальных 27 соперниц поголовно ТИ были?
Я не слышал плача о поголовном использовании ТИ от тех же Ольги Зайцевой (до ее завершения карьеры) или Антона Шипулина. Более того, Шипулин в свое время вот что сказал о раскрытии данных об исключениях: «Главное не делать поспешных выводов, а разбираться точно во всём. Спортсменам больше всех это надоело и хочется, чтобы всё закончилось побыстрее, но в то же время хочется, чтобы решения были не поспешными, а продуманными. Мне бы хотелось, чтобы всё было мирно и люди пришли к компромиссу».
Ну а что, простые же болельщики высказываются по поводу допингов и исключений, чего это Павловой нельзя?
Тоже верно. Но только простой болельщик может зайти в твиттер главы ВАДА и написать «ты урод я твою мамку ипал». А если это же самое напишет Евгения Павлова, то догадайтесь с трех раз, кто будет оштрафован и, вероятно, дисквалифицирован за неспортивное поведение.
И в заключение хочу написать еще пару слов. Понятно, что слова Павловой были в общем-то безобидные – она никого не оскорбила, не назвала ТИ допингом и даже не предложила их запретить. Но все же ее слова были очень опасны. Опасны для простых болельщиков. Потому что именно за счет таких слов они потом начинают обвинять в употреблении допинга (не ТИ, а именно допинга) вообще всех иностранных спортсменов, которые одерживают победы и которые просто не нравятся – вроде того же Себастьяна Самуэльссона. Если не в курсе, это шведский биатлонист, который в последнее время успехов на трассе не добивается, зато регулярно возмущается допинговой ситуацией в России. Но пусть это будет на его совести и на совести шведских болельщиков.
P.S. Пишите в комментариях: а что вы думаете по поводу слов Павловой и ситуации с терапевтическими разрешениями?
https://bit.ly/2SS4Cg4
"Ласточка", или как новичку с нуля начать зарабатывать от 7000 рублей в день!
Гарантия возврата денег.