Россия - Белоруссия. В процессе развода.


Итак, президент Белоруссии Александр Лукашенко приехал в Сочи. По этому поводу в разных СМИ пишут, что наступает «момент истины» и «час Икс». Дескать, вот теперь-то решится: пойдёт ли Белоруссия дальше с Россией — или начнёт дрейф в сторону Запада.
Я думаю что все эти предсказатели уже опоздали со своей патетикой. Всё уже решено. Белоруссия уходит в свободное плавание. Это такой брэкзит на Белорусский лад. А в Сочи будут обсуждаться лишь детали развода, супруги будут пытаться играть во взрослых, разумных, цивилизованных людей, которые просто обязаны сохранить (насколько это возможно) дружеские отношения и хорошие выражения физиономий при плохой игре.
При этом я ни на минуту не поверю в то, что Кремль спокойно смирится с уходом Белоруссии. Равно как не верю в то, что Лукашенко станет полноценным европейцем и Белоруссия без проблем войдёт в семью европейских народов. Встреча в Сочи наверное пройдёт демонстративно достойно и спокойно. Но именно ПОСЛЕ этого начнётся главная веселуха.
Путин и Лукашенко стоят друг друга. Это люди, которых невозможно переделать, которые априори не способные измениться. Их умело развели (примерно так же, как развели когда-то Сербию с Черногорией, окончательно развалив остаток Югославии). Да — уже развели, тут не надо иллюзий. Но Путин не будет Путиным, если позволит Белоруссии уйти просто так, без последствий. А Лукашенко не будет Лукашенкой, если попытается сделать из Белоруссии что-то вроде новой Литвы, или Польши.
Белоруссию, как явно более слабую, ждут очень и очень интересные, сложные, непростые времена (мягко так говоря). А у России, возможно, появляется очередная полоса напряжённости, на ещё одном участке государственной границы.
Отдельно следует сказать об Александре Лукашенко как таковом, которому в ближайшем будущем придётся проскочить между молотом и наковальней — пытаясь, с одной стороны, избежать судьбы таких людей как Милошевич, Чаушеску, Хусейн, или Каддафи; а с другой стороны, избегая пакостей, которые обязательно последуют со стороны Кремля. Получится ли у Лукашенко такой трюк по выходу сухим из воды — это большой вопрос...
В общем — на наших глазах происходит окончательный развал некоего подобия остатков Советского Союза, который (как кому-то казалось) был в определённой степени реанимирован двумя славянскими республиками, возглавляемыми двумя диктаторами с советским прошлым.
В 1991 году этот процесс начался — и вот сейчас заканчивается.
Кто-то может злорадно сказать по этому поводу, что всё это означает полное крушение кремлёвской политики и глобальное поражение Путина. Однако я бы не спешил с такими выводами. В том-то и дело, что диктатуры, аналогичные Северной Корее, раннему СССР, или сегодняшней России — как раз лучше всего себя чувствуют тогда, когда находятся в сплошном, или почти сплошном, враждебном окружении. Им нужно враждебное окружение. Если его нет — они сами стараются искусственно создать видимость враждебного окружения. Им, для их выживания — просто необходим железный занавес. Как раз тогда, когда такой занавес существует — диктатура крепка и чувствует себя уверенно. А вот когда начинается разрядка, мир-дружба-жвачка, когда рушатся стены аналогичные берлинской — тогда для диктатур наступает момент испытаний, вплоть до полного краха.
Диктатуре нужна изоляция. А в качестве друзей, диктатуре выгоднее иметь не полноценных союзников, а карликовых ущербных сателлитов — наподобие того как у раннего СССР была в сателлитах Монголия, почти никем в мире на тот момент не признанная, у маоцзэдуновского Китая были в сателлитах полпотовская Кампучия и Албания эпохи Энвера Ходжи, а у сегодняшней России в сателлитах — ДНР, ЛНР, Приднестровье и Абхазия с Южной Осетией. Всё остальное — явно лишнее.
Так что отпадение Белоруссии, с которой у России были ненормально (по российским меркам) открытые границы, только облегчает Кремлю сознание вдоль государственных границ нового железного занавеса. Что однако ни в коей мере не говорит о том, что Москва простит Минску дрейф на Запад. Раз у Путина не получилось сломать Александра Лукашенко, загнав Белоруссию в некое единое государство — значит обязательно следует ожидать попыток сломать его каким-то иным образом, уже в отместку.
Ну а Запад, со своей стороны — он тоже ничего не забывает и не прощает. Я ведь недаром упомянул Хусейна, Милошевича, Каддафи и Чаушеску — которые тоже в своё время ходили у Запада в друзьях и удостоились одобрительно-поощрительного похлопывания по плечу. Чем они все закончили — надеюсь никому напоминать не нужно?..
|
</> |