Россия — Беларусь. Пересечение судеб

Посещение выставок и музеев мое традиционное осеннее развлечение, как предложено в задании осеннего марафона #осеньвкармане — чтобы расширить кругозор и насладиться искусством. В конце сентября мне удалось собрать в одном визите в Мраморный дворец и выставку, и музей:) Однако, до конца ноября осталась пара недель, а все, что наснимала я до конца не показала. Начало — тут.
В Мраморном дворце представлены работы белорусских художников, прошедших российскую художественную школу, чье искусство стало мировым достоянием. Зачастую мастера получали профессиональное образование в Москве и Санкт-Петербурге, принадлежали к одним художественным объединениям и, как правило, оставались в рамках единой традиции. Вместе с тем, в их творчестве сохранялись национальные черты, национальные герои и типажи, виды родной природы. (Из анонса выставки на сайте Русского музея)

В Ротонде, с которой начинается осмотр, установлены несколько витрин с декоративным стеклом. В такой манере работали советские мастера в 70-е годы.

Людмила Мягкова, автор композиции выше, закончила Ленинградское художественно-промышленное училище им. В. Мухиной (нынешнюю Академию им. Штиглица). В 1958 году первый раз попала на белорусский стекольный завод «Неман» в Березовке, на следующий год окончила училище и уехала навсегда в Беларусь.

Вот что значит работа по призванию: 50 лет на одном предприятии. Пришла художником, уходила на пенсию — главным художником. Завод до сих пор успешно работает, имеет 9 магазинов в Беларуси. Там же работал и муж Людмилы Михайловны — Владимир Мурахвер, с которым она вместе заканчивала Мухинское училище в Ленинграде.

Интересный сосуд — с косым горлышком, и пробки у бутылок зачетные:)
В Мухинском училище, которое до революции называлось Петербургским училищем технического рисования барона Штиглица учился и первый белорусский художник-керамист Николай Михолап (1886-1979).

Художник стоял у истоков создания Минского фарфорового завода, который больше не существует, а на его месте строят новый МК «Фарфоровый». Еще в 2003 у завода просил музейную коллекцию Национальный художественный музей Беларуси, вот не знаю, чем все закончилось.
Странная судьба у проектов, которыми занимался Николай Михолап. Создал отделение промышленной керамики в 1925 году в Витебском народном художественном училище, но успешно работавшее отделение в 1930 году закрыли.
В 1937 году вошел в группу специалистов, которые создавали первую Государственную картинную галерею БССР, в 1939 году стал ее директором. Галерея к 1941 году насчитывала 2711 экспонатов, среди них были уникальные слуцкие пояса, собранные Радзивиллами, и другие раритеты. Вывезти их из Минска до оккупации не удалось и коллекция исчезла, в чем обвинили директора. К концу войны обвинения сняли, но к музейной деятельности он не вернулся.

В послевоенные годы Михолап возглавил сектор художественной промышленности архитектурного управления при Совмине БССР. А как художник-керамист занимался технологическими расчетами и составами для Минского фарфорового завода. Про судьбу завода я уже рассказала...
Сложно обойти стороной тему ВОВ. На выставке есть работы и этого периода, и послевоенного восстановления. Вот, например, акварель 1965 года Александра Мозалева.

Я долго крутила панораму на картах Яндекса, чтобы найти точку, откуда смотрел художник. Поясняю — это Миллионная улица в Петербурге, раньше носила имя революционера/террориста Халтурина, впереди явно мост через Зимнюю канавку. Но видимо мы с Александром Мозалевым видим разные города:) он — Ленинград, я — Петербург. Поэтому точка примерно понятна, но дома чуть другие:)
А хороший друг Николая Михолапа, первый белорусский мастер линогравюры Анатолий Тычина, всю жизнь рисовал Минск.

Мало кому удавалось добиться такого количества оттенков в цветной литографии и линогравюре, так точно передать утреннюю свежесть или теплые сумерки, сделать столько отпечатков Минска довоенного и в годы оккупации, подробно зафиксировать восстановление города и его послевоенный расцвет. Источник

Родился Анатолий Тычина в бывшей Ковенской губернии в 1897 году. 14 лет от роду отправился учиться в Пензу в Художественное училище на деньги графа Зубова. Аристократ обратил внимание на талантливого юношу после выставки в Шауляе, где тому вручили диплом. Но обратно вернуться не смог, поскольку сначала случилась Первая мировая война, а потом революция и новые границы. Так что стал Анатолий Тычина минчанином. Вместе с Николаем Михолапом готовил к изданию альбом «Слуцкие пояса», иллюстрировал книги коллег о национальной культуре белорусов. С 1920 года фотографировал и рисовал Минск.
Каждое десятилетие вместе с Минском менялся и стиль работ Тычины: от резких, мрачных оттисков с городскими руинами к гедонизму 1950–х, воздушной легкости 1970–х... Альбом «Мой Минск», выпущенный музеем к 110–летнему юбилею мастера, демонстрирует это особенно очевидно. К сожалению, альбом давно попал в разряд библиографических редкостей, а возможность увидеть необыкновенные гравюры Анатолия Тычины появляется нечасто. Источник
В заключении напомню, выставка «Россия-Беларусь. Пересечение судеб» в Мраморном дворце работает до 2 декабря 2024 года
|
</> |