Роскошь бутафорских украшений и костюмов и одежные ляпы сериала "Великая" (2015)
selyanka1 — 20.08.2024Поэтому давайте сначала поговорим о том, как создавалось все это великолепие, а потом поднимем проблемы ляпов и их причину - тема на самом деле актуальная и интересная. Hекие важные с моей точки зрения моменты я в тексте подчеркну
Кадр из сериала. Художник по костюмам Татьяна Баранова
Кадр из сериала. Художник по костюмам Татьяна Баранова
Специально для съемок "Великой" изготовили: 30 вееров, более 500 искусственных цветов, гирлянд и бутафорских фруктов. Столы во время съёмок застолий сервировали антикварной посудой. На заказ были отлиты 10 оловянных 10-сантиметровых солдатиков для Петра III. Даже карандаши, попавшие в кадр, внешне соответствовали стилю XVIII в.
Кадр из сериала. Художник по костюмам Татьяна Баранова
"У героини Юлии Снигирь около 25 нарядов — и если все их отшивать, то не хватит никаких бюджетов. Аристократические наряды XVIII века кроили из натурального шелка, атласа и парчи, чтобы сейчас получить необходимый благородный блеск, мы заказываем дорогие портьерные ткани из Испании, Италии, Франции. Нередко берем недорогие отечественные материалы — за прошедшие двести лет появились такие, которые вполне убедительно имитируют роскошные отрезы. Это совершенно оправданно — зритель просто не рассмотрит фрейлину, стоящую во втором ряду. Плюс отделка настоящими кружевами с металлической нитью и искусственным жемчугом, бижутерия, работа гримеров над убедительными париками — все вместе и создает достоверный образ", — рассказывает Татьяна Баранова.
Траурное платье Марии Антуанетты (оно точно черное во всех описаниях нарядов фильма) Видимо, фото неудачное
В Италии в ателье Тerelli и Peruzzi Costumi d'Arte костюмер проекта Татьяна Баранова нашла исторические костюмы из картин
"Леопард" Лукино Висконти (1962) - действие происходит в 1860 — 1861 годах;
"Эпоха невинности" Мартина Скорсезе (1993) - - действие происходит в Нью-Йорке конца 1870-х годов. и
"Мария-Антуанетта" Софии Коппола (2006) - действие происходит в 1770 - 1789 годах. Екатеринe II в этот период времени 41 год - 60 лет
Так, в одном из эпизодов героиня Юлии Снигирь появилась в черном платье Кирстен Данст из фильма "Мария-Антуанетта" Софии Копполa.(2006)
Кадр из сериала "Великая" Платье Марии Антуанетты на Екатерине II. Художник по костюмам Татьяна Баранова
Кроме того, в отечественной многосерийной драме был использован наряд актрисы Кэтрин Зета-Джонс из американского сериала ""Екатерина Великая" (1995)
Арендованный наряд актрисы Кэтрин Зета-Джонс из американского сериала ""Екатерина Великая" (1995) в сериале "Великая"
Арендованный наряд актрисы Кэтрин Зета-Джонс из американского сериала ""Екатерина Великая" (1995) в сериале "Великая"
Слева Кэтрин Зета-Джонс в американском сериале ""Екатерина Великая" (1995), справа коронационное платье Екатерины из Музеев Московского Кремля
Всего же в России и Италии для проекта было отшито и взято напрокат 1000 женских, 1000 мужских костюмов, 500 военных униформ. На каждое женское платье уходило по 15 м ткани.
Ольга Медынич - Елизавета Романовна Воронцова, фаворитка Петра lll
Светлана Фролова - княгиня Екатерина Романовна Дашкова
Также изготовлялись каркасные панье [Selyanka1: в России это называлось по-немецки фижмы, странно, что костюмер не в курсе] два три метра. 2000 пар обуви для дворян и ботфорт для военных было изготовлено и арендовано. В среднем один костюм в зависимости от материала и наполнения весит от 7 до 10 кг. Платье для венчания, платье для коронации и мантия Екатерины II — точные исторические копии, созданные по эскизам и крою того времени.
Корона для киношной императрицы была точной копией коронационной короны Екатерины II. Её вес составлял около 3 кг. Изготовление заняло больше месяца. Мастер-стеклодув Игорь Фролов создал и огранил увенчивающий корону красный камень, похожий на рубеллит.
Якобы точная историческая копия платья Екатерины с портрета слева. Грима как на картине (румян) на актрисе вообще не видно. Но зато добавили абсолютно нехарактерное для того времени украшение из кристаллов Сваровски.
Наталья Суркова -Елизавета Петровна, императрица
Юлия Снигирь - Екатерина II
Украшения императрицы и придворных дам поражают своей роскошью и красотой. Серьги, ожерелья, перстни воссозданы согласно портретам и архивным данным той эпохи. [Selyanka1:воссозданы явно как бижутерия и на близких кадрах это очень заметно]
Владимир Матвеев - генерал-фельдмаршал Степан Фёдорович Апраксин; Виктор Тереля - Пётр Иванович Шувалов; Сергей Шакуров - вице-канцлер Алексей Петрович Бестужев
Помимо шикарных платьев и драгоценностей женской половины персонажей, хорошо проработаны и мужские украшения и награды. Так, например, почти у каждого важного чина можно заметить небольшую круглую брошь на кружевном галстучке. Отличительный знак был изготовлен из оплетенных бисером кристаллов "Swarovski". У некоторых персонажей прозрачный центральный кристалл был заменен цветным камнем, как у персонажа Сергея Шакурова графа Бестужева Алексея Петровича.
Кадр из сериала "Великая"
Снимали в более чем 200 объектах, в том числе в исторических местах Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Петропавловка, Дом ученых, Дом архитектора, Константиновский дворец, Дом юриста, Гатчинский дворец, Екатерининский дворец в Пушкине, Воронцовский дворец, Смольный собор, Ораниенбаум.
"Продюсеры постарались по максимуму задействовать историческую архитектуру и подлинные интерьеры и экстерьеры дворцов, хотя это ведет к определенным проблемам и ограничениям – как с точки зрения стоимости аренды, так и с технической стороны, — рассказывает художник-постановщик "Великой" Андрей Васин, который работал на "Царской охоте" художником-декоратором. — Большую часть съемок проводили в реальных объектах. Залы дворцов, Летний сад, парки. Очень много Петропавловки, потому что городские постройки XVIII века с фрагментами улицы есть только там. Старались задействовать все исторические объекты, где возможно получить разрешение и пускают киногруппы. Но, например, в Ораниенбауме, в котором мы снимали экстерьер и немного интерьер, часть помещений отдана музейным техслужбам, а другая часть просто не подходит для работы из-за небольших размеров. Поэтому покои Екатерины, например, пришлось строить в павильоне "Ленфильма". Другие ограничения относятся к Екатерининскому дворцу в Петергофе, куда кинематографистов пускают только по вторникам, когда он закрыт для туристов, и высокая цена аренды не позволяет оставаться там надолго. Поэтому часть залов снимали уже в Константиновском дворце".
Кадр из сериала "Великая"
Кадр из сериала "Великая"
*********************************************************************************************************************************
Вот у меня недавно пост был - 2011, 2013 и 2014 год. Одно платье на три российских сериала Даже на немасштабные проекты костюмов не хватало. В СССР в таких случаях костюмы как-то перешивали, чтобы выглядело по-другому, ну или хотя бы пофигуре сидело. Но я не уверена, что сейчас перешивать что-то вообще можно. Сдача платьев в аренду - это очень мощный бизнес, отделенный от собственно кинопроизводства, и тот же Мосфильм кормящий.
Одно платье на три российских сериала, причем из разных исторических эпох
Итак, что тогда носили?
Мужская мода рококо, одежда богато украшена вышивкой
Хотя в Российской империи до Екатерины элита была военной и была обязана служить (Екатерина с мужем это все и отменили, сделав аристократию паразитами с правами, но без обязанностей ), поэтому военная форма, конечно, была везде.
Тем не менее, если уж аристократ одевался в гражданское, выглядеть как конюх он не мог по статусу и из-за чувства самоуважения. Россия была сословным статусным обществом и позора в статусной одежде не допускала.
Ну а у женщин все было не только дорого и шикарно, но и сложно.
Обратите внимание, что не только Марии Антуанетты и Мадам Помпадуp носили подобные наряды, но и вот просто жена художника, то есть это была массовая мода в кругах, приближенных к аристократии.
Стиль рококо отличался очень большой декоративной вычурностью, огромным количеством всяких цветочков, ленточек, бантиков , кружавчиков, а вот с украшениями ювелирными там все было не так однозначно, не все украшения в эту флоральность вписывались, поэтому бриллианты на шее особо и не были модными в то время.
Кроме того, благодаря этим ленточкам и бантикам платья получили довольно специфический покрой
Вот примеры сохранившихся в музеях платьев по десятилетиям, 1780-е не включила только
1750-е. Популярные цвета - жёлтый, красный.
1760-е. В моде голубой и синий, а также шинуазри, то бишь "китайщина", начинается повальное увлечение ориенталистикой
1770-е. Oчень дорогая вышивка, много тонких кружев, намного меньше бантов и цветов.
1770-е. Oчень дорогая вышивка, намного меньше бантов и цветов
Если обьяснять очень просто и быстро, то носили в основном платье-франсез. Это такой "халат", под который подставлялся стомакер (треугольная деталь корсажа), и который надевался поверх нижней юбки. Сзади вшивался красивый шлейф, который сейчас называется складками Ватто. Или же спинку делали гладкой, и тогда платье называлось англез. Т.е. спинка была цельной, платье накидывалось как халат и застегивалось спереди. Под платье на талию надевалась "корзинка" панье, в русский язык вошедшая из немецкого как фижмы. Фижмы придавали платью ширину. Еще существовало платье полонез - польская мода, там все подешевле и попровинциальнее.
Слева платье а-ля франсез со складками Ватто сзади (до 1770-х гг). В центре платье а-ля инглез с приталенной спинкой и складывающимися фижмами. Плюс оно выглядит более круглым, чем а-ля франсез. Справа значительно более скромное платье а-ля полонез (польское). Уже без верхнего распашного и с драпировками по бокам.
В Россию мода, конечно, приходила с опозданием, плюс обычно все-таки европейская мода со временем проходила какой-то процесс ассимиляции, поэтому вот пример российскиx аристократок эпохи рококо, ну чтобы был понятен уровень допущений (военный стиль, например, мужской костюм, что-то этно- или от амазонок - русские женщины и французские очень разные, француженок амазонками даже и не представить)
Д.Г. Левицкий слева направо Александра Левшина 1775, Екатерина Хрущева и княжня Екатерина Хованская. 1773, Екатерина Нелидова 1773
В качестве примера русского рококо могу предложить "Смолянок" Д. Г. Левицкого, все в Русском музее. Это портреты воспитаниц Смольного института благородных девиц.
Д.Г. Левицкий слева направо Екатерина Молчанова 1776, Глафира Алымова 1776, Наталья Борщова 1776
Как вы понимаете, это еще девушки до замужества, поэтому никаких особо широких фижм и , наверное, должно быть несколько поскромнее, поэтому видно что-то такое в сторону платьев а-ля полонез
Кадр из сериала "Великая"
Кадр из сериала "Великая"
А на некоторых платьях сзади вообще вшиты очень заметные молнии, видимо, это для фрейлин во втором ряду, на которых обычно никто не обращает внимания
Кадр из сериала "Великая"
Не избежала проклятия молний даже собственно Екатерина.
Кстати, застёжки-молнии были запатентованны только в 1891 году.
Кадр из сериала "Великая"
А здесь и шнуровка на спине Екатерины, и оторвавшийся (отклеившийся?) угол стомакера y Елизаветы (прямо рядом с орденом оторван угол) , и на людях некий аристократ без камзола в будуарном виде, оскорбительном абсолютно для всех присутствующих, в первую очередь царственных особ.
Кадр из сериала "Великая"
Стомакер вшит сразу и намертво, а платья из откровенно синтетических тканей, и это во втором ряду не спрятать
Кадр из сериала "Великая"
Кадр из сериала "Великая"
Кадр из сериала "Великая". Кстати, вот здесь прекрасно фижмы видны
Кадр из сериала "Великая".
Слева свадебное платье Екатерины Великой в Оружейной палате. Серебряный глазет, шелк, серебряное шитье, вышивка. У платья не хватает рукавов, куда-то они делись за время хранения. Справа Г.К. Гроот "Портрет великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны". 1745 Русские музей. В 1745 году Екатерина как-раз вышла замуж, то есть это свадебный портрет.
Вернемся к следующему утверждению костюмеров фильма: "Платье для венчания, платье для коронации и мантия Екатерины II — точные исторические копии, созданные по эскизам и крою того времени"
Кадр из сериала "Великая".
Будущая императрица Екатерина выходила замуж в 1745 году. В фате замуж тогда не выходили в принципе, т.к. не было их тогда в свадебной моде. Моду на фaту ввела другая королевская невеста - королева Великобритании Виктория, выходившая замуж за своего кузена принца Альберта почти век спустя - в 1840 году.. При этом фата в сериале из откровенно синтетической сеточки, а к ней прилагаются митенки на один пальчик, тоже синтетические
Свадебный костюм Виктории в 1840 году.