"Роллербол" или "Кровь героев"

топ 100 блогов movie_rippers12.07.2022
Роллербол или Кровь героев

Светлой памяти профессионального спорта посвящается.

Замерли вокруг люди,

Светятся экраны теле...

М. Магомаев

Гадом буду, не помню какой хороший человек навел меня на эти фильмы. «Кровь героев» или «Приветствие джаггера», снятый в досточтимом 1989 году, и «Роллербол» снятый в 1975. Что характерно, фильмы прошли мимо меня, не засветившись на VHS. Так что оцениваю их чистым как слеза, незамутненным взглядом, из того самого будущего, которое они собственно и пророчили, кстати многие моменты довольно успешно.

«The Blood of Heroes» «Кровь героев» 1989
«The Blood of Heroes» «Кровь героев» 1989

Начнем с «Приветствия джаггера», снятом как может показаться исключительно для релиза на VHS. Хотя на поверку фильм оказался не так-то прост, нежели обычный для того времени пост-апокалиптический боевик. На самом деле, на фоне апокалиптических декораций разворачивается настоящая спортивная драма, даром что вид спорта придуман непосредственно для данной картины. В общем это единственный оставшийся в мире спорт, деградировавший из американского футбола (кто бы сомневался).

Роллербол или Кровь героев

Игру, которая так и называется «Игра», как и положено в спортивном фильме очень детально прописали. И это правильно, так как большая часть экшн сцен проходит собственно во время игры. Тут сразу видно, что именно спортивная составляющая является основной, в то время как весь окружающий мир прорисован довольно схематично. Весь этот пост-апокалиптический мир в картине выглядит довольно абсурдно, содержит явные нестыковки и просто белые пятна. Все это в общем не важно, потому что замени «Игру», на любой профессиональный вид спорта, а вместо фантастического будущего сними настоящую реальность – на сюжет и идею фильма это не повлияет.

Роллербол или Кровь героев

Идея фильма довольно проста, она сотни раз использовалась в многочисленных спортивных драмах. Жестокость профессионального спорта и социальный лифт, в который возможно вскочить только самым расторопным и настойчивым. Итак.

Западный мир после «золотого» двадцатого века, представляет собой пустыню с остатками одичавшего населения, жмущегося друг к другу в нищих «собачьих городах». Чем занимается народ в пустыне особо не понятно, но развлекаться предпочитает устраивая матчи в тот самый деградировавший американский футбол. Из города в город слоняются команды профессиональных игроков с неприятным на слух названием джаггеры. Джаггеры вызывают местные команды на матч. Ставкой становится собачий череп и бесплатный секс хавчик. Хотя кажется и секс тоже.

Рутгер Хауэр по кличке Желтушник, капитан одной из таких команд. Все эти люди, мужчины и женщины покрытые шрамами, шкурами, цепями, заклепками и латами из покрышек, приперлись в один из таких городков, что бы сразится с местными реднеками. Джоан Чен по кличке Пацанка, решила поучаствовать в игре, вместо что бы рубить сахарный тростник. От души отоварив друг друга колотушками и цепями две команды пришли к ожидаемому результату: команда Желтушника победила, насадив собачий череп на кол. Пацанка, получив смачную плюху в глаз, тем не менее изъявила желание отправится с командой Желтушника. Изворотливым китайским мозгом, еще не до конца отбитым колотушками, Пацанка сообразила что именно Желтушник, с обнажившимся клеймом на лбу, и есть тот проводник к социальному лифту. Кстати, лифт вполне себе настоящий, как прямая метафора, правда везет он вниз, к вершине.

Роллербол или Кровь героев

Именно к вершине пищевой пирамиды, а так же к шелковым прокладкам простыням должен привести Желтушник Пацанку, ибо только он знает дорогу к лифту. Дело в том, что когда-то Желтушник играл в высшей лиге подземных городов, там где сосредоточена цивилизация, аристократия, а стало быть и материальные блага. И вот уже лифт везет Пацанку в огромную шахту и остается сделать последний рывок к победе, успеху и шелковым прокладкам, хоть и есть риск что могут отоварить уже не просто в глаз, а насадить на кол уже по взрослому. Кстати эпизод где «оцелоп» отбирает у несчастных спортсменов бабки, очень смахивает на подобный в «Кин-дза-дзе».

Роллербол или Кровь героев

Таким образом фильм выходит о мире жестокой конкуренции, социальном неравенстве, где бедные всецело в руках богатых, а так же о трудном выборе каждого – принимать правила игры или нет. К сожалению идея фильма за эту формулу не выходит и ни в одной голове не шевельнется мысль о порочности системы, а тем более в необходимости ее слома. Команда героев, в погоне за шелковыми прокладками, вкусняшками из тараканов и женщинами без шрамов, готова до полного отупения получать колотушками в ебальники и считаться «звездами спорта». Ну что же, возможно именно таков был тренд в 1989 году. Однако в 1975 году тренд был несколько иной, и об этом очень четко говорит «Роллербол».

«Rollerball» «Рллербол» 1975
«Rollerball» «Рллербол» 1975

Фильм был снят канадцем Норманом Джуисоном, замеченном впоследствии в постановке фильмов с остросоциальной направленностью, таких как например «FIST». Однако «Роллербол» был одним из первых в этом ряду, а с «Джаггерами» его роднит пожалуй только антураж кровавой спортивной драмы. В отличие от «Джаггеров», снятых в пост-апокалиптических декорациях, «Роллербол» это скорее антиутопия и общество будущего с его политическим и социальным устройством нарисовано более подробно.

Итак. 2018 год. Цивилизация без войн, нищеты и преступности. В мире наступил таки полный глобализм. Национальные государства аннулированы, их роль выполняют межконтинентальные корпорации, разделенные по принципу экономических отраслей. Одна из таких корпораций, под условным обозначением Energy, управляет своей частью мира из своей столицы – Хьюстона. Здесь же расположена база корпоративной команды по роллерболу – единственному в мире актуальному спорту.

Роллербол представляет собой нечто среднее между роллер-дерби, цирковым мото-шоу и гандболом с тяжеленными стальными шарами-снарядами. Как и в «Джаггерах» спорт показан максимально детализировано, с подробным описанием правил. Все экшн-сцены привязаны к состязаниям и сняты как можно более жестко и кроваво. Атлеты на роликах и мотиках мочат друг дружку почем зря, не гнушаясь ударами исподтишка – отрабатывают свое место возле корпоративного корыта.

Роллербол или Кровь героев

Джеймс Каан по имени Джонатан И, один из самых опытных и титулованных атлетов лиги. Десять лет чувак не слазит с пьедестала, став любимцем публики и большим авторитетом в спортивных кругах. Дядька купается в роскоши и имеет все что пожелает, включая новую жену каждые полгода. Правда Джонатан не может забыть свою первую жену Эллу, но Эллу давно уже поменяли, так как руководство корпорации не допускает длительных связей между гражданами. Этим эпизодом зрителю как бы дается понять что реальность данной антиутопии представляет собой жесткую тоталитарную систему. Система дает человеку материальное, но взамен забирает часть его личного пространства.

Точка конфликта в сюжете обозначена как опасение руководства перед растущей популярностью Джонатана, его настоятельно попросили уйти из большого спорта, взамен на хорошее вознаграждение. Но чувак обиженный еще за инцидент с первой женой решил идти на конфронтацию. Джонатан остается «назло кондуктору», рискуя свернуть шею в условиях жеского контакта. Решающий матч представляет собой уже реальную бойню с увечьями, трупами и горящими байками. Тут не очень логично, но зато зрелищно, герой доказывает свою правоту теми же средствами что и система, и на ее же изменяющихся правилах. Т.е. попросту система и ее антагонист доводят процесс до крайнего абсурда.

Роллербол или Кровь героев

Норман Джуисон сам не раз заявлял что вдохновением к «Роллерболу» для него послужил профессиональный спорт. Своим фильмом он постарался как можно более доходчиво показать пагубность подобного рода деятельности, однако тупой народ по всей видимости не въехал в суть от слова совсем. В перерывах съемок актеры, персонал и каскадеры с удовольствием устраивали матчи по роллерболу, а некие антрепренеры даже пытались выкупить права на идею. Так что в зачет Джуисону можно занести хотя бы то что шоу-бизнес не пополнился еще одним зрелищем массового членовредительства.

А так в художественном смысле картина представляет собой довольно среднюю постановку в духе 70-х, крепкую, без особых операторских решений. С музыкой Баха и Шостаковича и явными отсылками к Кубрику.

«Rollerball» «Роллербол» 2002
«Rollerball» «Роллербол» 2002

Теперь что касается ремейка 2002 года, снятого Джоном МакТирнаном за 70 млн. и с треском провалившемся. Сюжет ремейка по отношению к оригиналу был переделан настолько кардинально, что не оставил камня на камне. Было изменено время действия (современность), место действия (Евразия), главный герой из ветерана превратился в дебютанта, сама игра заметно усложнена, противостояние перенесено с государственного уровня на уровень бандитских разборок, остросоциальная критика заметно упрощена и задвинута подальше в области «варварской Азии». Подробный обзор фильма на предмет лютой клюквы можно прочитать в лонгриде voencomuezd на ru_klukva_ru, я же постараюсь отобразить лишь сюжет, идею и их отличие от оригинальных.

Роллербол или Кровь героев

С самых первых эпизодов становится ясно что картина будет основана не на критике государственной системы в целом, а всего лишь на критике информационной системы в основе которой погоня за шок-контентом. Да конечно, идея рейтингов основанных на погоне за кровавыми сенсациями, проникла в верхние олигархические круги, но… исключительно на просторах дикой Евразии. Всемогущий олигарх и бывший офицер KGB Алексей Петрович в исполнении Жана Рено является олицетворением всего самого худшего что есть в мире бизнеса, спорта и информации.

Алексей Петрович даже привилегированных американцев готов загнобить на арене, что уж говорить о местных атлетах таких как Тартаров и девушка Аврора ( Ребекка Ромейн). Да в этой версии роллербола участвуют женщины, ну а так как в оригинале присутствовали сцены в душевой, то в фильме МакТирнана естественно смешанный коллектив моется совместно. Ну и конечно сцена межрасового американо-российского сексу между Ромейн и тем американским гастролером, раскрыта почти полностью.

Роллербол или Кровь героев

Впрочем, русские, казахи, монголы, азербайджанцы, корейцы, поляки, немцы и пр. аборигены, в общем мало чем с лица отличимые, в картине показаны довольно порядочными (хоть и дикими) людьми. Во всяком случае они не жалели себя для помощи братским американским легионерам. И даже дикие например бородатые казахские шахтеры, замученные Петровичем на непосильном труде, готовы к бунту, но исключительно против угнетателей.

По стилю фильм 100% боевик 90-х, хоть и несколько запоздавший по срокам выхода. В саунде присутствует хардкор, в декорациях и костюмах кич. Монтаж рваный и выполнен откровенно на отъебись. Чувствуется что команда продюсеров и режиссер, так до конца и не определились с целевой аудиторией картины, поэтому откровенные сцены «не сюды и не туды». По поводу фильма шел большой срачь еще на стадии производства. Его доснимали, переснимали, перемонтировали и несколько раз откладывали премьеру. В итоге фильм провалился в прокате и MGM попала на пол ста миллионов зелени.

Роллербол или Кровь героев


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Кремль разводится с интеллигенцией и женится на народе «Развод» на глазах теряющей всякие ориентиры российской власти с российской же интеллигенцией продолжается – по инициативе самой власти. Гопота из питерских подворотен, взявшая на хапок страну и ее несметные богатства в начале ...
Собственно... всё... ISDA единогласно приняла решение о признании дефолта Украины Главное / Экономика Автор: ArtemV Сегодня, 19:44 Международная ассоциация свопов и деривативов (ISDA) официально признала отказ Украины от выполнения обязательств перед кредиторами. Проведенным за ...
Телевизор утром хоть не включай, да и новости в инете не читай! Вчера теракт в Ницце, сегодня Турция! Я не хочу рассуждать, кто прав, кто виноват. Хороший Эдорган или плохой. Я смотрю с точки зрения простого жителя, у которого дети, семья, работа и другие простые человеческие ценности. Жив ...
По итогам выходных, что мы имеем? 1) Дела у Лукашенко идут так, что ему, ради того, чтобы сбить протесты, приходится идти в СИЗО и пытаться договариваться с теми, кого он сам ещё недавно называл преступниками. 2) Народ в массе показал, что такие фокусы и разные кулуарные тёрки ему по ...
вид на ТЭЦ и гору который местным замылился, а приезжим нравится? разрешить каждому пидарасу ставить свой столб вместо того чтобы разместить всё на одном-двух. ...