Роль монет и монетизации в экономике древнего Рима (ч. 66-67)
all_collector — 22.07.2025
Ираклий взошел на престол Римской империи, находившейся на грани краха. С 602 года авары держали Константинополь фактически в состоянии осады: тем временем армии шаха Хосрова II завоевали Месопотамию, Сирию и Египет, а к 615 году армия Сасанидов расположилась лагерем в Халкидоне на азиатском берегу Босфора прямо напротив Константинополя. Ираклий воспользовался ранее неприкосновенным источником драгоценного металла, получив от патриарха Сергия ссуду из церковных богатств. Монетный двор Константинополя с 615 года переплавлял священные предметы и чеканил монеты. Летописец Феофан сообщает об этом событии в 622 году, накануне персидского похода Ираклия: «Взяв деньги святых церквей в виде займа, испытывая трудности, он [Ираклий] взял поликанделу Великой церкви, а также другую утварь и отчеканил большое количество номизм [т. е. солидов] и милиарисиев [т. е. гексаграмм]». Монетный двор, пополняемый запасами церковного золота и серебра, накопленными за последние три столетия, отчеканил необычайное количество солидов, выпуская многие из них по 20 карат в разгар Персидской войны.
В 615 году Ираклий отчеканил огромное количество серебряных монет, известных как гексаграммы, выпущенных по стандарту 48 шт. на римский фунт (6,75 г) и облагаемых тарифом в 12 за солид. Таким образом, она стала двухкаратной монетой или двойником тетрархического аргентея. Согласно Пасхальной хронике, «В этом году серебряная монета гексаграмма была введена законом; и в том же году ею стали выплачивать жалованье чиновникам по половинной ставке». Гексаграмма с её толстым кружком и тяжёлым весом напоминала греческие статеры, а её дизайн был полностью христианским, с призывом «Боже, помоги римлянам». Гексаграмма, как и лёгкий солид, была чрезвычайной монетой, чеканенной в столице для снижения нагрузки на золотые запасы, необходимые для оплаты варварских союзников и наёмников. Первые гексаграммы были оценены в 24 фоллиса; в 675-85 годах Константин IV уменьшил, возможно, вдвое, вес гексаграммы и переоценил её до 20 фоллисов. Гексаграмма была обречена в долгосрочной перспективе, потому что к 660 году запасы серебра были исчерпаны, и многие гексаграммы попали в жадную до серебра империю Сасанидов, или Халифат, чтобы их перечеканили в более лёгкие дирхемы.
Ираклий унаследовал стабильный фоллис весом 11 г, возможно, оцененный в 288 к солиду. По мере ухудшения военной ситуации после 615 г. Ираклий столкнулся с острой нехваткой бронзы, необходимой для оружия и доспехов, и у него не было иного выбора, кроме как сократить вес фоллиса. Даже в течение первых шести лет правления Ираклия вес многих фоллисов значительно отклонялся от нормы, поскольку они изготавливались в спешке или перечеканивались на старых монетах. Фоллис упал до беспрецедентно низкого веса (6 г) во время отчаянных боев 624-28 гг., но, одержав победу, Ираклий в 629-31 гг. восстановил стандарт до 10 г, почти довоенного уровня. В 632–641 годах, когда арабские армии заполонили Месопотамию, Сирию и Египет, Ираклий уменьшил фоллис вдвое (5,5 г), а затем снизил его вес ещё на 25 процентов. Констант II чеканил жалкие фоллисы разного размера и веса (от 5 до 3,5 г), которые не могли сравниться даже с декануммиями Юстиниана.
Инфляция уничтожила реальную покупательную способность и обрушила обменные курсы в столице и центральной части Анатолии. Поскольку ни Ираклий, ни Констант II не пытались упорядоченно перечеканить монеты, в обращении находилось ошеломляющее множество более ранних монет, а также масса новых фоллисов неаккуратного изготовления, сильно различающихся по весу и размерам. В спешке монетарии плохо готовили кружки заготовок и максимально использовали штемпели, поэтому на многих экземплярах видны двойные удары, трещины или инкузный брак. Когда стандарт был резко снижен в 620-х годах, работники столичных монетных дворов перечеканили многие более ранние монеты. Они грубо подрезали кружки фоллисов шестого века или перечеканили полуфоллисы и даже крупные декануммии. К середине седьмого века бронзовая валюта Византийской империи пришла в упадок, поскольку фоллисы обменивались по весу против солида.
Персидская война (602–628) также разрушила сеть императорских монетных дворов, и Ираклий прибегнул к передвижным монетным дворам. Во время своей экспедиции в юго-восточную Малую Азию он управлял передвижным монетным двором в Селевкии (615–617; ил. 25:208), а затем в Исаврии (617–618). Потеря Египта и большей части Малой Азии в 619 году вынудила Ираклия отступить в Константинополь и закрыть военный монетный двор в Селевкии и столичные монетные дворы в Никомедии и Кизике. В течение следующего десятилетия (619–629) качество изготовления и вес фоллисов ухудшились, поскольку только Константинополь был вынужден снабжать монетами остатки восточной половины империи и полевые армии. Никомедия и Кизик возобновили чеканку фоллисов в 625-30 гг., когда император одержал множество побед в Армении и Иране, вынудив шаха Хосрова II снять осаду столицы. Монетный двор в Констанции на острове Кипр начал работу в 627-29 гг., возможно, с намерением перенести его в Антиохию после восстановления Сирии.
С разрушением сети монетных дворов многие регионы на Востоке, лишенные достаточного количества монет, утратили привычки к монетномуобращению. В 629/30 г. Фессалоника, столица префектуры Иллирика, закрыла свой монетный двор, и после этого города византийской Греции импортировали фоллисы из Константинополя. Раскопки документируют резкое сокращение количества бронзовых монет, обращавшихся во Фракии, Македонии и Греции со второй половины VII века. Сирия пережила примерно то же самое. Армии Сасанидов вынудили монетный двор Антиохии закрыться в 608/9 г., и ни шах Хосров II, ни Ираклий не открыли его вновь, так что к моменту прибытия арабских армий в 636 г. валюта Месопотамии, Сирии и Палестины состояла из уменьшающегося запаса старых изношенных солидов и фоллисов.
После победы над Персией Ираклий предпринял смелые меры по восстановлению имперских денег в 629–631 годах. Он прекратил выпуск облегченных солидов и вернул фоллис (10 г) почти к его стандарту конца V века, стремясь тем самым к обменному курсу 240 или 288 фоллисов за солид. Вновь были выпущены дроби по тридцать, двадцать, десять и пять нуммиев, что должно было стать полной перемонетизацией. Ираклий распространил денежное единство на Египет, приравняв к фоллису александрийскую дуодекануммию, которая отныне имеет двойной набор знаков номинала – двенадцать и сорок нуммиев. Дуодекануммия при правлении Сасанидов в 619–628 годах была улучшена по весу (до 11 г), дизайну и производству.
Ираклию приписывают ликвидацию сети императорских монетных дворов, но он мог бы повторить меры Юстиниана, чтобы ограничить производство и снизить военные цены. На Востоке он сосредоточил чеканку в Константинополе, закрыв монетные дворы в Фессалонике, Кизике и Никомедии, а также военные монетные дворы в Констанце на Кипре и в Катане на Сицилии. Монетный двор в Антиохии оставался закрытым. Александрия в Египте и монетные дворы экзархата Карфагена и Равенны продолжали чеканить региональные валюты. Если Ираклий рассматривал эту реорганизацию как первый шаг к единой валюте, арабские завоевания сорвали его планы. Поскольку закрытие этих монетных дворов (за исключением Катаны) оказалось окончательным, только Константинополь после 641 года чеканил монету Восточной империи, лишённой Сирии и Египта, в то время как провинциальные выпуски в Африке, Сицилии и Италии превратились в независимые валюты. Ираклий, сам того не зная, объявил о рождении новых средневековых региональных монет вместо единой римской валюты.
Пока первые халифы вели беспощадное наступление на Константинополь, Ираклий и Констант II возобновили чеканку облегчённых солидов и гексаграмм, беззастенчиво снижая ценность фоллисов. Константин IV получил короткую передышку, отразив нападение арабской армии, осадившей его столицу в 670–674 годах. В 675 году он отказался от облегчённых солидов и вновь ввёл тяжёлый фоллис (18 г) по стандарту, использовавшемуся в 512 году, наряду с полуфоллисами, декануммиями и пентануммиями. Масса обрезанных и изношенных фоллисов, выпущенных с 610 года, была перечеканена, но более качественные экземпляры были допущены к обращению за половину их стоимости. Многие отчеканенные фоллисы и полуфоллисы имеют двойные номиналы K/M и I/K, что означает понижение стоимости на 50 процентов. Два клада с Кипра состоят из полуфоллисов Константина IV и более старых фоллисов с надчеканкой монограммы K, которая обозначала как имя императора, так и новый номинал в двадцать нуммиев. Реформа Константина IV вскоре провалилась, что привело к возобновлению военного кризиса. Леонтий (695-98) и Юстиниан II (705-11) разделили фоллисы Константина IV на четвертинки и перечеканили каждый фрагмент как фоллис, что указывает на уровень инфляции в 400 процентов.
К 700 году последовательные снижения качества и разрушительная инфляция подорвали целостность римских имперских денег. Бронзовые монеты не имели четкого стандарта веса. Хотя бронзовые монеты с первых дней Республики чеканились al marco, отдельные экземпляры не попадали в приемлемый диапазон веса, и каждая монета обращалась как номинал, подверженный незначительным колебаниям обменного курса. Последовательные снижения качества после 616 года, две неудачные реформы в 629-31 и 675-85 годах, а также небрежная переработка старых монет путем перечеканки или перемаркировки разрушили римские представления о цепочке номиналов из различных металлов, обмениваемых по фиксированным курсам. Использование стеклянных гирь в раннем исламском Египте, возможно, показывает, насколько далеко представления о деньгах разошлись с их римским наследием. Сразу после арабского завоевания египтяне столкнулись с ошеломляющим множеством грубых, неразборчивых и изношенных ираклиевых фоллисов и дуодекануммий разных стандартов и неуклюжих мусульманских имитаций (чеканившихся с 660-х годов). Купцы изобрели стеклянные гири для золотых динаров и бронзовых фельсов (т. е. солидов и фоллисов). Каждый вес был обозначен в соответствии с харрубой или каратом. Группы золотых или бронзовых монет продавались на основе их общего веса, а не обменивались как фиксированные номиналы. Когда официальное ценообразование монет перестало иметь значение в сборе налогов или торговле, средиземноморский мир утратил свои римские денежные обычаи. Объем фоллисов, отчеканенных с 610 по 675 год, был огромен; они, наряду с монетами шестого века, были в обращении вплоть до 700 года. Однако к 700 году большинство жителей в пределах границ бывшей империи Юстиниана перестали использовать бронзовые монеты.
На византийском Западе Карфаген чеканил шаровидные солиды, а также своеобразные серебряные и бронзовые монеты. После того, как арабы штурмовали город в 696 году, византийцы эвакуировали монетный двор на Сардинию, где они чеканили шаровидные солиды и фоллисы для следующего поколения. Арабские завоеватели Северной Африки некоторое время чеканили по византийским стандартам золотые динары и бронзовые фельсы, содержавшие провозглашения мусульманской веры на латыни, но куфические дирхемы вытеснили эти подражательные монеты из бывшей византийской Африки и Испании к 725 году.
|
|
</> |
Ravenclo – гармония стиля и производства поможет в создании уникального мерча
Маркин А.В. Обобщение боевого опыта СВО до июля 2025 года. 3-я ТЕТРАДЬ
растёт
Про блинные булочки и вскользь про Йоркшир и пудинг
Про вот это
Они пришли за своим... Не более того... И не нужно тут
заехать в лужу и испариться
October , Vecāķi, Rīga, Latvia , Вецаки, Латвия. Сказочный домик...

