Рождение триады

Ритуальные специалисты западного мира пытались оправдать, легитимизировать свою практику. Для этого следовало, ни много ни мало, вытащить её из религиозного поля, показать, что она не имеет отношения к общению с демонами и поклонению идолам. Попросту говоря – не является той магией, против которой говорит Писание.
Но при этом они всё равно продолжали тянуть к себе сам термин «магия». Писание не запрещает магию, оно запрещает только неправильную магию. Её и называть следует как-то иначе: гоэтией, колдовством, ведовством, нигромантией... В крайнем случае – всё-таки магией, но чёрной.
Так, собственно, и появилась на свет та самая магия-не-религия, в существовании которой был убеждён Фрэзер. Тайное искусство, которое позволяет творить чудеса, но не так, как это делает религия, совершенно другими способами и на основе совершенно другой картины мира. Клирик и маг стали разными классами.
Реальная магия – прикладная ритуальная практика – при этом оказывается посередине, становится незаконным смешением «магии» и «религии», без которого и та, и другая вполне проживут. Деревенского знахаря одинаково не любят ни священник, ни высокоучёный оккультист.
Но это ещё не всё.
Самый простой способ оправдания магии – объявить её естественной (натуральной). Мы не привлекаем духовные силы Той Стороны – мы работаем со скрытыми свойствами и силами естественного, посюстороннего, сотворённого Богом мира. Наша магия ничуть не более паранормальна, чем мельница или магнит. Только невежественным профанам её чудеса кажутся сверхъестественными, на самом же деле они полностью соответствуют законам природы.
Но чтобы обосновать такое заявление, нужно было создать убедительную картину естественного мира и его законов – куда по возможности включить и те, благодаря которым действует магия.
Так натуральная магия постепенно превратилась в натуральную философию, а затем и в натуральные, то бишь естественные науки – физику, химию и биологию.
Многие публицисты, Кураев в их числе, писали, какие особенности христианства дали возможность появиться нерелигиозной науке, изучающей творение и не обращающей внимания на Творца. Но эта возможность смогла реализоваться только благодаря попыткам европейских магов оправдать свою магию.
Правда, естественные науки в какой-то момент тоже поспешили отказаться от всего «магического» и противопоставили себя магии. Оккультные системы стали считаться лженаукой, а народная ритуальная практика – сборищем суеверий, порождённых невежеством.
Вот так в результате давнего запрета христианства на магию появилась на свет фантастическая триада «магия-наука-религия», которая весь двадцатый век форматировала умы исследователей западного мира.
Её существование выглядит странным даже с точки зрения логики. Допустим, религия и наука противоположны друг другу. Магия противоположна науке – тогда она должна быть близка к религии. Но магия противоположна и религии – тогда она должна быть близка к науке.
В результате некоторые оккультисты разделили общее поле магии на высшую и низшую часть. Низшая магия – то самое сборище невежественных суеверий, которое существовало ещё до того, как из него выделились наука и религия. Высшая магия – просвещённое учение тайного знания, которое соединит науку и религию в новый синтез.
Посмотрим, что будет дальше.
|
</> |