Родовая иерархия и территориальная анархия
8nity — 09.04.2021
В патриархальной семье иерархия возникает естественно: самый
сильный и самый опытный должны брать на себя ответственность за
малых и слабых.В тех обществах, где долго сохраняются родовые отношения - сохраняется и иерархия. Глава племени (тейпа, улуса) является непререкаемым авторитетом.
Как ни странно, но происходит это в тех обществах, которые ведут совместную хозяйственную деятельность. За миграции кочевых племен, выбор лучших пастбищ отвечает самый опытный и знающий в племени. Да, его выбирают, а если облажается - могут скинуть, но вместе с ответственностью он получает право принимать решения, которым все племя обязано подчиняться.
В территориальной общине, состоящей из однотипных, но независимых хозяйств, напротив, естественно возникает демократия. На домочадцев: жен, детей, рабов - она не распространяется, но главы семейств равны между собой. Кто-то может быть богаче или умнее - но это не дает ему никаких преимуществ при решении общих вопросов.
И только когда хозяйственная деятельность усложняется, например, требуются сложные ирригационные сооружения - возникает иерархия. Сначала появляются люди, управляющие общими делами. Потом в комплекте с ответственностью они получают власть. (Став полноценной властью, ответственность они могут похерить, но это другой вопрос).
Отсюда вывод: в борьбе против иерархии нужно учитывать обоюдный интерес в ее установлении - со стороны верхов, желающих обретения власти, и со стороны низов, желающих избавления от ответственности.
|
|
</> |
Почему двигатель 9 л.с. считается универсальным решением для уборки снега
Азиатское фиаско: с чем вернулся Трамп после поездки в Китай
Остатки сладки
Дела северные, ч.2.
Всё об изливах для смесителей: назначение, типы и советы по выбору
Картинки из ваших кошмаров: 22 фотографии пугающих и таинственных мест
Носорог
Принцесса Кэтрин посетила саммит, посвящённый трудовым ресурсам в Лондоне
Как выбрать направление для путешествия с ребенком: примеры для разного

