родом из 1930-50-х

Камент частично вот, а ссыль не дам, там подзамок –
"Майкл, наверное, книга хорошая, но я не могу оценить. Хотел бы отреагировать на твой последний абзац. Мне кажется, очень многое зависит от того, где ты смотришь. У владыки Антония много о достоинстве человека - как в теории, так и на практике. У о. Александра Меня о творческом призвании человека, у о. Александра Шмемана. Ты скажешь, это либеральное крыло. Но посмотри на достоинство новомучеников, в житиях оно видно, на более традиционного о. Иоанна Кронштадтского или Алексея Мечева. Откуда это, если его нет в Православии? Просто не надо Православие сводить к образу Русской Церкви конца 90-х. Уничижительное отношение к человеку в России родом из 1930-50-х, когда жизнь человека перестала что-то стоить, а потом это отношение наложилось на неверно понятые тексты о смирении, - и понеслось... "
Тут, конечно, много чудесного, например, про представителей русского духовенства, один из которых кушал за столом, вкруг которого на коленях стоили его гости, благоговейно передавая из рук в руки тарелку с его объедками, а второй собрал вокруг себя в жуткой межвоенной Москве кружок потерянных женщинок и упражнялсо на них в раздаче мирянам монашеских подвигов и званий – про таких, говорю, представителей как про носителей и проводников человеческого достоинства, -
но я хочу два слова о самом крупном перле -
Мне любопытно – кто в лодке, мож, подскажете? – это что, «у нас» сейчас официальный дискурс такой, что, дескать, попрание человеческого достоинства как феномен явилось в национальной культуре в 1930-х - 50-х ? Вот так и говорят – явилось? Прошелестело как ветка полная цветов и листьев, и затем – тоже непонятно почему – съёжило ношки?
Прошу прощения за выкладку очевидного, но в эти славные 30-е – 50-е в Государстве Российском развернулся во всей красе менталитет, выпестованный ещё при старом режиме. Доносили, сажали, предавали, клеветали, бессудно судили, убивали, мучили, лгали, трусливомолчали, заставляли себя верить лжи и любить безобразие не какие-то кони в вакууме, а обычные тогдашние взрослые люди, сформировавшиеся как личности в непрерывной
Правда, Идея в 30-е сделалась другая, но менталитет остался точно таким же. Это ведь при старом режиме норот выучил, что принадлежность-к-Церкви-через-обряд – это всё, а всякие бесобразия, бесзакония, безумия и безстыдства – ничто, и что мы тут пришли во врачебницу, поэтому надо терпеть летящие щепки и продолжать рубить лес, а бесобразия, бесзакония, безумия и безстыдства суть только полезный и даже необходимый оселок для постоянной огранки, шлифовки и заточки нашей Главной Добродетели – абсолютной верности
Вот на такой менталитет и накладываются – лехко! – любые идеи.
А христианский гуманизм при этом идет своим путем. Чуть-чуть хватая воздуху, когда менталитет почему-либо ослабляет хватку. Ослабляет слегка – чтобы затем вновь взнуздать обманутую Агриппиной лошадку и прописать ей, уже на новом витке, всё ту же
волшебную пилюлю,
очень люблю этот ролик, прямо каждый день бы смотрела.
|
</> |