Родная ретроспекция. Портрет Струйской

И опять меняем направление погружения в сон. Теперь не зарубежные религиозные мотивы, а родные цвета и звуки...

Александра Петровна Струйская (1754–1840), урожденная Озерова, была второй женой прапорщика в отставке Н.Е. Струйского, известного стихотворца-любителя, издателя и почитателя Екатерины II. Своей жене Струйский посвятил поэму «Еротоиды», в которой называл ее Сапфирой. У пары родилось много детей. Известности достигли их внуки: поэт, музыкант и композитор Дмитрий Трилунный, поэт Александр Полежаев.
Произведение Рокотова является прекрасным образцом камерного и его особой разновидности – интимного портрета. Молодая женщина запечатлена в серебристом платье с желтой накидкой, которая крепится к декольте с помощью крупной жемчужной подвески. Композиция достаточно лаконична: модель представлена почти по пояс, фронтально, голова слегка повернута влево. Это создает мягкие ритмические повторы в силуэте прически и складок одежды.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Николай Заболоцкий
Фёдор Степанович Рокотов (около 1735—1736, имение Воронцово, ныне в черте Москвы — 12 [24] декабря 1808, Москва) — русский живописец, крупнейший московский портретист екатерининского классицизма; автор хрестоматийного коронационного портрета Екатерины II, составивший также портретную галерею московской знати эпохи её царствования. Академик Императорской Академии художеств (с 1765).
Ну, и для настроения — музыка: