Уж если Путин два раза ходил - мне хоть раз надо было
обязательно, ведь
#яжебабушка, но выбрался-таки на ВДНХ (где летом последние
годы, ползая между территориями собственно ВЮНХ, ботанического сада
и парка "Останкино", провожу иногда целые дни, однако до лета еще
дожить бы...) лишь попутно с прогоном одного из моноспектаклей в
рамках проекта "Голоса страны": куратор - Константин Богомолов,
режиссер и драматург спектакля "Нина" - Алексей Кокорин, а
заглавную героиню играла Наталья Щукина, "актриса с тысячью лиц", и
наконец-то хоть несколько из этой потенциальной "тысячи" теперь
после многих лет ее фактических простоев удалось разглядеть, в том
числе не знавшим горя бабушкам! Заглавная героиня спектакля -
жительница поселка Лох, что в Саратовской области, причем, что
характерно, не местная уроженка, а попавшая туда почти случайно, да
вот прижившаяся, обустроившаяся... Поселок, судя по тому, что
рассказывает Щукина от лица Нины (вечерний показ и сама героиня
посетила, чего, к сожалению, я не дождался) - место
экстраординарное,
"как вы докатились до Лоха? а мне кажется, до
Лоха надо дорасти...": с одной стороны - типичная захолустная
глушь, а с другой - будто футуристический кластер из большевистской
утопии, населенный сплошь учеными да художниками... Ну вот под
впечатлением от спектакля - а это и в плане чисто театральной
выразительности настоящий мультимедийный блокбастер (художник
Татьяна Азарова "реконструировала" шикарный гостиничный номер, в
котором героиня общается, как бы репетируя предстоящее выступление
на публику, с виртуальным роботом-помощником Сергеем, тот
становится партнером актрисы, превращая ее монолог в диалог,
помогает в памяти перебрать основные пункты собственной
истории-биографии, включает режим караоке... и т.д., вплоть до
того, что по ковру плывут радиоуправляемые, сложенные в форме
лебедей, полотенца!) - отправился в соседний павильон на выставку.
Точнее, павильонов, занятых под разные выставки общего "форума", по
территории ВДНХ много, и есть, насколько я понимаю, отдельный под
"культуру" выделенный, но у мне понадобилось несколько часов только
для того, чтоб вполне бегло, поверхностно обойти главный, осмотреть
экспозицию хотя бы с точки зрения дизайна, выборочно погружаясь в
контент. Начав при входе с шарообразного павильона Татарстана,
пристрастно и с повышенным вниманием отнесся к стенду Ульяновской
области - к сожалению, он меня разочаровал, даже как-то обидно
стало, что практически целиком, не считая кучки никчемных листовок,
среди которых содержательной оказалась единственная, анонсирующая
открытие предстоящим летом "музея наличников" (при том за четверть
века почти, что я в Ульяновске не бывал даже наездами, там
пооткрывалось и музеев, и театров без счета! но остальные листовки
и брошюрки посвящаются совсем бессмысленным темам и поводам, а
наиболее подробная - отчего-то профилактике ВИЧ... нужное, положим,
дело - но неужели именно в Ульяновской области это наиболее
актуальная проблема?!), закуток отдан под гордость местным
самолетостроением; в моем детстве проект "Авиастар" уже с помпой
открывали, потом он благополучно загнил в 90-е, сейчас, вероятно,
реанимирован - но слоган "летим жить в Ульяновск" меня не убедил (я
там без того долго жил, спасибо, не хочу больше), а как
пользоваться "симуляторами" в кабине-макете «ИЛа», я - видимо, по
своему неизбывному техническому кретинизму, не сумел
разобраться.... хотя одно уже то, что получилось усесться в кресло
пилота и, избежав травм, из него выбраться, попутно дотронувшись до
штурвала, для меня подвиг. Но вот соседняя во всех отношениях
Саратовская часть экспозиции - а я, как ни странно, никогда (и до
сих пор) не бывал ни в Саратове, ни в Самаре, ни в Пензе (если
брать Ульяновской области приграничные регионы) - делает упор на
театр музыкальной комедии, расположенный, правда, не в самом
Саратове, а в близлежащем Энгельсе, но что удивительно, когда-то,
около тридцати лет назад, этот театр приезжал в Ульяновск на
длительные гастроли, и подростком я видел с десяток его постановок
того времени; руководивший театром Геннадий Банников, понятно, с
тех пор умер, и сейчас худрука в театре нету, а стоящий во главе
директор проводит фестивали патриотической направленности, где
наиболее почетными гостями становятся ежегодно коллеги из Луганска,
о чем ряженые артисты с гордостью рассказывают посетителям, но в
любом случае мне лично это интереснее, чем первым делом самолеты.
Вообще павильоны т.н. "новых регионов" - не считая Крыма - отнесены
в самый дальний от входа край - но место, надо думать, почетное; и
что характерно - даже Запорожье и Херсонская область представлены
исключительно с "позитивным" уклоном, через природные заповедники и
развивающуюся промышленность; о Крыме нечего и говорить - только в
крымском закутке мне достались бонусом подарки
(включая детский пригласительный билет в
частный ялтинский крокодилярий - бесценный во всех отношениях
презент...) как участнику конкурса по разгадыванию образцов
древесных пород на ощупь и по запаху... не скрою, подсмотрел
номерки на образцах - но и подарки давали всем участникам без
разбора! Помимо региональных павильонов нашлось место для медийных
- Первого канала и ВГТРК, у второго реконструирована студия
"Вестей", а у первого, наряду со студией, видеопанель анонсирует
кино- и телепроекты (в чем на полную катушку проявляется актуальный
медиа-креатив, успевая только отгадывать, что и кого подразумевают
слоганы:
"мы вышли. нам не вернуться" - это про
"декабристов";
"легенда о человеке, плывшем против течения"
- а это о Чапаеве!..).
В отличие от спектакля про Лох и его жителей, где в пьесе нашлось
место и проблемным моментам (мельницу, которую восстановила за
своей счет героиня, у нее отжали; когда она устраивалась работать
учительницей рисования, зарплату положили 400 рублей в месяц...
потом до 1400 подняли; а приехав в Англию, дабы поделиться
положительным опытом с тамошними "депрессивными" провинциями, Нина
до того изумилась, что понимается "у них" под "депрессией", что,
кажется, и по сию пору в себя не пришла... плюс ко всему
символический образ мхов, что произрастают на токсичной почве и
абсорбируют ее яды...), на выставке позитив тотальный - не исключая
и Чечню, ничем не напоминающую своим образцовым павильоном ни о
вроде бы совсем недавних событиях, ни о свежих новостях.. - что
можно воспринимать по желанию и как утопию, и как анти-утопию. Тем
более, что дизайнерско-оформительское и архитектурное решение
экспозиции превосходит самые отвязные фантазии Владимира Сорокина и
его иллюстраторов - "традиции" в самом расхожем их понимании, то
есть наличники казацких станиц в павильоне Ростовской области,
самовары в Тульском, вулканическая лава на панорамном видео в
Камчатском, макет ледокола только что не натуральной величины в
Мурманском, механические самодвижущиеся и странно только что не
говорящие белые медведи Арктики и т.д. Попадаются, стоит отметить,
и на первый взгляд неожиданные, даже парадоксальные сочетания -
тверской динозаврик, например; еще один регион, к которому я
отнесся с пристрастием - Смоленская область, моя "историческая
родина" - тоже не обрадовала упором на милитаризованный
средневеково-крепостной антураж пополам с приземлением Гагарина,
игнорируя смоленских уроженцев-поэтов и художников, как сделали в
Орловском, "вырастив" из пластика искусственный "тургеневский" дуб
взамен сгоревшего недавно от молнии истарического усадебного, или в
Дагестанском, целую мини-выставку посвятив Расулу
Гамзатову,... В принципе, допустим, изначально ВДНХ для того
и создавалась, чтоб показывать достижения... просто на момент ее
создания в страшном сне никому бы не пришло в голову как достижение
героизм адмирала Колчака демонстрировать, как нынче... По части
военно-патриотической, впрочем, еще более отличился против ожидания
Кузбасс, непосредственно в своем названии заменивший традиционную
русскую З на латинскую. Ну и, конечно, вершина концептуального
остроумия устроителей форума "Россия" - "
главная еврейская
тайна" от ЕАО, всеми цветами радуги буквально
декорированный... я в точности не уловил, что за тайна, но
подозреваю, она состоит в том, что в Биробиджане совсем нет евреев
и не бывало отродясь... Оформлены в конструкции на зависть
художникам-постановщикам голливудских футуро-блокбастеров... среди
причудливых "космических" инсталляций бродят мамонты и динозавры,
верблюды и белые медведи, бараны и крокодилы... а на окне
наличники!