Роботы советской киновселенной режиссера Ричарда Викторова
selyanka1 — 05.08.2021После того, как полёт в космос стал реальностью, в кинематографе стало появляться всё больше научно-фантастических лент. Авторы космических киноэкспедиций не стояли на месте – они стремились ввысь, опережая в своих мечтах и произведениях государственные космические программы. Они делали возможным существование таких космических миссий, как путешествия к Венере, Марсу и другим далёким планетам, совершали межгалактические полёты.
Так рождалась кинофантастика СССР во времена, в которых ещё не было компьютерной графики и хромакея, а спецэффекты создавались с помощью смекалки операторов, подручных средств и анимации.
Среди любимейших советских фильмов этого жанра конечно же сразу можно назвать творения режиссера Ричарда Викторова - дилогию "Москва - Кассиопея" (1973 год) и "Отроки во вселенной" (1974 год)
Первоначально существовал единый сценарий, без деления на два фильма, но когда объем отснятого материала превысил стандартный хронометраж советского фильма, из Госкино СССР было получено разрешение снять два, поэтому вторая часть дилогии "Отроки во Вселенной" не снималась, как отдельный фильм, а была смонтирована из отснятого материала для фильма "Москва - Кассиопея", так материала получилось достаточно много и вырезать было нечего. В фильмы вошел практически весь отснятый материал
На съемки фильма Ричарду Викторову выделили полтора миллиона рублей, что по тем временам составляло истинно космическую сумму. Правды ради нужно сказать, что в результате социалистической экономии бюджет дилогии был урезан более чем на 600 тысяч рублей
Живых инопланетян, судя по всему, осталось лишь трое. Внешне они выглядят как люди. Единственное отличие от землян, о котором нам говорят, заключается в том, что волосы на голове у них начинают расти после достижения взрослого возраста. Инопланетяне очень быстро осваивают русскую речь, выучив алфавит и список слов. Их технологии некогда значительно превосходили земные и позволили им создать роботов с искусственным интеллектом, что и явилось началом конца их цивилизации.
Самый младший инопланетянин по имени Агапит лысый. Это было сделано для того, чтобы он отличался от земных детей. Надо было, чтобы он очень отличался. Вот и все. Во всяком случае, таково было объяснение Ричарда Викторова. И никакой идеи с отращиванием волос изначально не было! Этой сцены вообще не было в сценарии. Вадиму Ледогорову, исполнителю роли Агапита, приходилось терпеть насмешки в школе, косые взгляды на улице и носить дурацкую кепку даже летом, потому что лысая мальчишеская голова в то время выглядела несколько странно (вспомните мужские прически тех лет)
Показанные в фильме ранние (устаревшие) роботы хоть и имеют гуманоидную форму, значительно отличаются от людей: у них металлические туловище и конечности, голова представляет собой металлический шар со светящимися глазами-лампами, а все сочленения выполнены в виде гибких гофрированных шлангов. Эти роботы считают своей целью служение живым инопланетянам и наделены неким подобием эмоций и возможностью сопереживания, что делает их гораздо ближе к живым, чем более поздние модели роботов.
У них есть определенные обязанности. Один робот - нянька, а второй - ремонтник. Их костюмы были массивными, их изготовили из металла и пластика. На солнце такие "доспехи" сильно нагревались, и актерам, игравшим эти роли, приходилось на съемочной площадке труднее всего. Однажды от перегрева киношный робот-нянька даже в обморок свалился - у актера случился тепловой удар
Костюмы "роботов" были изготовлены из толстой прорезиненной синтетики, что делало их очень некомфортными. Черные кожаные костюмы роботов-исполнителей не имели никаких молний или застежек, из-за чего для каждой съемки актеры должны были вшиваться в них и снять с себя без посторонней помощи во время перерыва не могли. Костюм надевался как комбинезон, душный и жаркий. Головы исполнителей - резиновые купальные шапочки, утыканные настоящими гвоздиками, плюс грим.
И вот про грим и шапочки этих роботов рассказывает почетный кинематографист России, художник-гримёр Таисия Алексеевна Кунич:
Должна сказать, что у меня школе была единственная тройка - по "Астрономии". Можете себе представить, настолько я не любила этот предмет. И тут буду работать на фильме, связанном со звёздами!
Я стала готовиться к работе, изучать астрономию. Достала в библиотеке массу литературы о чёрных дырах, о белых карликах. Ходила на свалку ПТУ, искала всякие стружки, отходы, детали. Думала, куда прилепить, что прилепить, как сделать, чтобы что-то получилось такое не такое…
Как-то расчёсывала волосы щёткой и стала её рассматривать. Торчат какие-то палки. А могут они быть антеннами? И как их приделать к голове? Я взяла купальную шапочку и проткнула её канцелярскими булавками. Получилась голова робота. Чтобы персонажи отличались друг от друга, кому-то сделала лысинку, кто-то был в шапочке".
Роботы-вершители также являются андроидами и внешне очень похожи на живых инопланетян. Они лысые, носят белые костюмы и очки с огромными линзами, за которыми можно различить расчетверенные глаза. Программа этих роботов гораздо более сложная: они снабжены искусственным интеллектом, позволяющим им усовершенствовать роботов-исполнителей и создавать сложные механизмы. Логические парадоксы не причиняют им никакого вреда. Вершители не только лишены эмоций, как исполнители, но и считают их источником всех несчастий живых существ.
Актеры, игравшие роботов-вершителей, испытывали неудобство, нося на лице очки с множеством линз, потому что если для зрителя на экране множились только глаза роботов, то для самих актеров множилась вся окружающая обстановка. Линзы очков "вершителей" были сконструированы так, что зрителю кажется, будто роботы имеют восемь глаз. Но эти самые очки имели и обратный эффект. Надев их, актеры видели перед собой уже не один определенный объект, а четыре одинаковых.
Ну и их костюмы были такими же тесными как и у "роботов-исполнителей", поэтому их тоже приходилось сшивать прямо на актерах.
Рассказывает Таисия Алексеевна Кунич:
Режиссёр Ричард Викторов, если был свободен, очень любил сидеть в гримёрной и смотреть, как я гримирую. Для него это было, как кино посмотреть. А мне мешало, честно говоря. А потом я уже привыкла. За спиной всегда кто-то стоял".
Особняком во всей этой истоии стоит персонаж Исполняющего Особые Обязанности (И.О.О.), который вмешивается в сюжет и подталкивает его в нужном направлении. Он способен появляться и исчезать в любых местах, в том числе на чужой планете. За прошедшие на Земле 27 лет он никак не изменился внешне. И.О.О. одним прикосновением исправил зрение главного героя фильма, а также использовал портсигар в качестве коммуникатора для демонстрации происходящего на корабле, находящегося у Альфы Кассиопеи. Никакого объяснения его появлению, способностям, мотивам и целям в фильме не дается. Современные зрители часто сравнивают И.О.О. с людьми в черном.
Про костюмы этого фильма был пост Стиль в фильме «Через тернии к звездам» (1980)
В этом фильме тоже есть домашний робот-помощник Гришка, в переделанной версии фильма переименованныйв робота Глашу. Это на Земле
А в космосе в фильме "Через тернии к звёздам" действует бортовой экспедиционный робот Бармалей
Он должен был быть чудом техники и выглядеть этаким сверкающе-зеркальным гигантом-"терминатором", но из-за сокращения бюджета фильма и сроков его сдачи, а также безалаберности "робототехника" режиссёру была представлена конструкция, сваренная из... цинковых / жестяных вёдер, и... конструктор чудом избежал побоев. Ричард Викторов придумал версию с надувным костюмом. В результате Бармалей стал андроидом с пневматической оболочкой, внутри которой "скрывался" известный советский артист Алексей Ванин, известный не только своими талантами, но и большой силой и выносливостью.
Костюм-реквизит к ленте "Через тернии к звёздам"
Отсюда Отсюда/ Отсюда
|
</> |