рейтинг блогов

Как создавались костюмы фильма "Викинг" (2016)

топ 100 блогов selyanka121.07.2021 Как создавались костюмы фильма Викинг (2016) _900 x 600.jpg

В 2016 году на экраны вышел самый дорогостоящий фильм российского кинематографа с бюджетом в 1,25 млрд рублей - "Викинг".

Эта была самая первая попытка экранизации событий Х века, ранее фильмов об этом периоде не было, поэтому перед съемочной группой стояла грандиозная и амбициозная задача  создания на экране максимально достоверного и художественно правдивого мира далекого прошлого. В том числе и с помощью костюмов.

Рассказывает автор костюмов картины  Екатерина Шапкайц

Как создавались костюмы фильма Викинг (2016) _12_normal.jpg
Екатерина Юрьевна Шапкайц

- С чего в таких масштабных проектах начинается работа художника по костюмам?

- Сначала читается сценарий. Потом устраивается еще несколько читок с режиссером и съемочной группой - чтобы точнее понимать замысел, обсудить все нюансы. А дальше уже сбор материала: нужно пообщаться с экспертами, прочитать как можно больше литературы, набрать как можно больше артефактов…

- Режиссер Андрей Кравчук работал над "Викингом" семь лет (2009-2016) На каком этапе подключились?
 - В 2012 году, это был предподготовительный этап съемок. Писался сценарий, создавались макеты и чертежи декораций. Но актеры еще не были утверждены. Пробы начались при мне. У нас к этому времени уже был запас костюмов. Примеряли, смотрели, насколько органично кандидаты на роли смотрятся в средневековой одежде. Для нарядов это тоже был своеобразный тест-драйв.

Когда я пришла на картину “Викинг” у режиссера Андрея Кравчука уже было свое видение, как должна выглядеть средневековая реальность, в которой живет главный герой фильма — князь Владимир Святославич, будущий креститель Руси. Это время разрозненности земель, языческих культов и междоусобиц, когда один брат из-за обычаев вынужден мстить другому. При подготовке мы все проговаривали: чем одни племена и народности отличались от других, и постепенно это оформилось в определенные вещи. Например, стало ясно, что у византийцев будет яркий декор, чтобы они выглядели как инопланетяне на фоне викингов, одежда которых цвета земли, коры, песка и жухлой травы.

_2 ромей vs викинг Capture.PNG
Ромеи vs викинги

Для каждого героя, для каждой народности, для каждого социального класса был создан свой образ: викинги, печенеги, киевляне, византийцы, воины и мирное население, массовка и центральные персонажи, — каждый образ был продуман до мелочей.

_ 1 Рогволод, князь полоцкий и эскизы костюмов половцев.PNG
Рогволод, князь полоцкий, и эскиз костюмов половчан (жителей Полоцка)

_1 Эскиз костюма печенега 1 2 3.PNG
Эскизы костюма печенега

_1 печенеги.PNG
Печенеги

_ 1 Эскизы костюмов киевлян и костюмов булгар.PNG
Эскизы костюмов киевлян и костюмов булгар


_1 Эскизы костюмов загонщиков и костюма кобника (знахаря).PNG
Эскизы костюмов загонщиков и костюма кобника (знахаря)

Всего было создано около 2000 костюмов, над которыми трудился целый цех мастеров, в том числе специалисты по меху, коже, металлу и ткачеству. Все рубашки вышивали вручную, а за основу узоров брали только подлинные орнаменты того периода. Образы центральных персонажей создавались индивидуально, причем костюм героя исходил из задач каждой конкретной сцены.

Прорабатывать материал нам помогали исследователь скандинавской и древнерусской филологии Федор Успенский и завкафедрой археологии истфака СПбГУ Евгений Носов. Они консультировали нас с точки зрения истории, но не материальной культуры: осталось мало памятников того времени, а рассказы в летописях можно трактовать по-разному. Это дает простор для фантазии: основа костюма известна, а дальше — действуй, как хочешь.

Была грандиозная командировка по городам России и Европы. Несколько месяцев колесили по историческим музеям, искали подлинники, которые можно взять за образец. Впечатляющая была поездка. Самые богатые археологические коллекции обнаружили в музеях Риги, Хельсинки и Петербурга.

- Все находки с точностью копировали?
- В каких-то случаях просто один в один. В Историческом музее Москвы, например, нашли хорошо сохранившуюся обувь конца десятого века - изготовили такую же. Но творческую свободу никто не ограничивал. Некоторые элементы костюмов придумывали сами. Разумеется, не нарушая историческую правду.

_3 Обувь кожаная. Новгород. Ярославово дворище X-XV вв.PNG
Обувь кожаная.  Новгород. Ярославово дворище. X-XV вв  ГИМ.

Кроме того, мы изучали фонды Эрмитажа, национального исторического музея в Риге и ездили на раскопки в Новгород.

На археологических раскопках в Новгороде нам показывали кусочки, которые использовались для пошива одежды простого люда. Этот материал называли мешковиной. Хотя это не совсем точно, потому что в составе были еще хлопок и шерсть. Специалисты на фабрике в Орше восстановили ее такой, как в десятом веке. Так что все рубахи для героев сделаны в Беларуси.

Как создавались костюмы фильма Викинг (2016) _4_1287594.jpg
Кадр из фильма

- В Беларусь тоже ездили во время съемок…
- Кинематографисты там постоянные и желанные гости. Весь лен для исторических картин закупается на белорусских фабриках. Разнообразие фактур - и тонкие, и грубые, и средние. Выбор огромный и цены приемлемые. Tкани, которые использовались преимущественно на Руси (суровье, мешковина, вигонь), специально для фильма создавали на белорусских ткацких фабриках.

У подмосковной фабрики брали шерсть, кусочки византийских реплик я привозила из Италии, а простые ткани — из Китая и Индии.

Над доспехами и оружием трудились опытные мастера. Тяжелые доспехи из бычьей кожи для главных героев — дело рук непревзойденного белорусского мастера Олега Седловского.

Как создавались костюмы фильма Викинг (2016) _5 658786.jpg
Кадр из фильма

Доспехи подгоняли точно по фигуре актеров. Даниле Козловскому, который похудел за время съемок, доспех пришлось переделывать.

Как создавались костюмы фильма Викинг (2016) _5 Vladimir.PNG
Доспехи

Игорь Петренко (Варяжко, дружинник князя Ярополка) : “Доспех с одной стороны сковывал, с другой — давал ощущение эпохи, мощный энергетический заряд”.

Как создавались костюмы фильма Викинг (2016) _5 viking2015_8.jpg
Варяжко, дружинник князя Ярополка

Мечи, топоры и кинжалы для главных героев создавались по индивидуальному дизайну и ковались по старой технологии. Каждый меч весил около 2-3 кг. Для массовки и всадников в Китае заказали несколько сотен облегченных мечей. Первая партия получилась очень ломкой, это учли и исправили.

Всю одежду, оружие, доспехи и предметы быта уже на съемочной площадке доводили до идеального “пожившего” состояния белорусские мастера — братья Юрий и Дмитрий Седловские под руководством отца, Олега Седловского. Они красили, скоблили, замачивали, прочищали, полировали, выпиливали, прожигали и совершали еще десятки иногда очень затейливых манипуляций, чтобы каждая вещь — будь то чарка или упряжь — "задышала" в кадре, а не производила впечатление музейного экспоната.

- Все-таки какие детали - плод воображения, а не копия артефактов?
- У главных героев и одежды, и украшения в точности повторяют музейные экспонаты. Состав мужского костюма был одним и тем же - нижняя рубаха, верхняя рубаха, штаны, плащ, иногда шкура. Ничего нового не придумаешь. Кольчуги у нас точь-в-точь, как в десятом веке. Массовочные шлемы викингов - копии тех, что были найдены на раскопках в Норвегии.

Как создавались костюмы фильма Викинг (2016)

Как создавались костюмы фильма Викинг (2016) _10 bbCapture.PNG

Как создавались костюмы фильма Викинг (2016) _10 19dfc2d192410d.jpg


Фантазия подключалась, когда историю невозможно было восстановить. Например, в ситуации с доспехами, потому что сохранились лишь отдельные бляшки. Консультанты фильма не возражали: “Придумывайте! Ведь нет никаких доказательств, что этого не было”.

Как создавались костюмы фильма Викинг (2016) _10 c6c4d9229e48.jpg
Кадр из фильма

Одна из самых зрелищных сцен - славянский обряд на языческом капище


Как создавались костюмы фильма Викинг (2016) _11 Capture.PNG
Ритуальные маски, эскиз. Во время съемок сцены.
Языческое капище, кадр из фильма. Маски кобников (знахарей), эскиз

- С “Викингом” все-таки сложностей хлебнули - исторических героев одеть куда сложнее, чем современников.

- Одежда не просто футляр. Художник по костюмам создает психологический портрет человека. Исторические фильмы - игра с погружением в другую эпоху, о которой до этого ничего не знал. Поэтому задача сложнее: надо учитывать и психологическое состояние персонажа, и социальный статус, и эпоху, и даже время года.

Проблем выше крыши, но и удовольствия от работы получаешь больше.

Когда актеру подходит костюм, значит, кастинг прошел идеально и нет пропасти между ним и персонажем. Александра Бортич, наша Рогнеда (жена князя), она такая спортивная, резкая, юная — пытается надеть сразу все и лучшее. Поэтому во время сцены сватовства мы выбрали для нее костюм с мехом рыси, который смотрится нарочито нелепо, а когда она вынуждена выйти замуж, на ней серебряные вериги: с одной стороны, это украшение, а с другой — напоминает о кандалах.

Как создавались костюмы фильма Викинг (2016) _5 34709.jpg
Рогнеда Рогволодовна, княжна полоцкая, жена Владимира Святославича

Данила Козловский, сыгравший князя Владимира, также подошел для роли идеально. Он с такой радостью и интересом во время примерок рассматривал ремешки и прочий декор на костюмах — очень приятно, когда твою работу ценят.

- Обычно после премьеры исторических лент возникают дискуссии: один герой не так одет, у героини прическа из другого века…
- На критику, честно говоря, не обращаю внимания. Всегда найдутся люди, которых хлебом не корми, дай поругать. Причем заметила: обычно критикуют не костюмы, а их уместность в определенной ситуации.

Мы наряды шили, опираясь на исторические факты и советы консультантов - историков, филологов. Другое дело, что могут быть разночтения: когда и среди ученых нет единой позиции на события прошлого.

- Очень бросилась в глаза сцена, где княжна Ирина, которую играет Светлана Ходченкова, идет по средневековому Киеву среди грубо сколоченных деревянных изб, а ее голова покрыта прозрачным синим платком. Красиво, конечно, но разве в те времена на Руси были такие роскошества?

Как создавались костюмы фильма Викинг (2016) _6 sv14_1201_viking3_130.jpg
Ирина

- Ирина была гречанкой. Согласно христианской традиции, у замужних женщин на голове обязательно должен быть платок или, если выражаться точнее, покров - это знак кротости и послушания.

А такие ткани и цвета действительно существовали со времен Древней Греции - еще в античности белые наряды почти не носили. Все тоги красили.

Другое дело, что на Руси в Средневековье натуральные красители (например, кору дуба или свеклу) использовали только для дорогих одежд. Бедняки себе этого позволить не могли.

- У Светланы Ходченковой в фильме много нарядов…
- ... и каждый символизирует состояние героини. Впервые Ирина появляется на экране в синем платье - цвета, характерного для Византии. Заметьте, в «Викинге» больше нет героев, которые носят одежду такого тона. Сразу понятно, что Ирина - особенная, не такая, как все.

Как создавались костюмы фильма Викинг (2016) _6 nnCapture.png

Потом мы видим героиню в зеленом платье - с золотом и вышивкой, которые, с одной стороны, отражают византийскую культуру. С другой стороны, это намек: Ирина уже интересуется Владимиром и стремится красиво нарядиться, чтобы понравиться ему.

Как создавались костюмы фильма Викинг (2016) _6 kkCapture.png

Темно-бордовое платье - это ее прощальный княжеский наряд, дальше начинается совсем другая жизнь.

Как создавались костюмы фильма Викинг (2016) _6 Capture.PNG

Ну и в конце - коричнево-лиловая монашеская одежда, с минимумом украшений, символизирует ее отрешение от всего мирского. Зрителю в этих сценах должны запомниться только ее глаза.

Как создавались костюмы фильма Викинг (2016) _6 77Capture.png

В фильме у главных героев нет ни одного необоснованного переодевания. Новый этап сюжета — новый костюм, психологическая перемена в герое — новый костюм. Это дает некую подсказку зрителю, формирует в его глазах образ героя. Как герой проходит свой путь, так и меняется его костюм.

Каждая деталь в костюмах центральных персонажей выполняет свою психологическую функцию: кожух Владимира из овчины, с которым он не расстается, символизирует его мужественную и неприхотливую натуру, царственный рысий мех Рогнеды, в котором она тонет, — неокрепшую женственность, аскетичность костюма Свенельда — жесткость, которая растет в нем от сцены к сцене


Как создавались костюмы фильма Викинг (2016) _7 Capture.PNG
Свенельд, воевода Великого князя Святослава Игоревича

Одним из удачных “открытий” стала шапочка-подшлемник Варяжко. Игорю Петренко очень понравилась эта живая, трогательная деталь.

Как создавались костюмы фильма Викинг (2016) _8 Capture.PNG
Варяжко, дружинник князя Ярополка

Данила Козловский: “Костюмы давали абсолютное ощущение аутентичности на уровне каждой детали — от выбора ткани до узоров или отдельного элемента!”


Как создавались костюмы фильма Викинг (2016) _9 40mmmm.jpg
Князь Владимир

Украшения, как и предметы одежды, создавались для съемок вручную. Несколько антикварных аксессуаров было привезено из Индии.
             
Как создавались костюмы фильма Викинг (2016) _9 Capture.PNG
Эскиз костюма Рогнеды, полооцкая княжна Рогнеда Рогволодовна в платье с украшениями

При изготовлении украшений вдохновлялись антикварными драгоценностями и музейными экспонатами, порой создавая их точные искусные копии с золочением, серебрением и эмалью.

- Много приходилось перешивать на ходу?
- Значительных переделок не было. Много сил бросили на то, чтобы одежду реставрировать. В кино так всегда: одну сцену снимаем под проливным дождем, другую - под палящим солнцем. Очень быстро одежда теряет первоначальный вид. В “Викинге” снимались несколько сотен героев - только и успевали латать. Еще постоянно какие-то детали вроде шапок, поясов, варежек терялись. Приходилось шить новые.

- Актеры могут что-то советовать художнику?
- Им же в наших костюмах работать! Представьте, человек пришел на съемки, оделся и двенадцать часов играет на морозе. Все пожелания учитываются. В работе над другими лентами случались необоснованные просьбы: “Хочу голубое платье - оно так подходит к цвету моих глаз”. В этот раз ничего похожего не было.

Отсюда   Отсюда   Отсюда   Отсюда

Про фильм "Викинг" неоднократно говорилось, что такого масштабного проекта российский кинематограф не помнит со времен фильма "Андрей Рублев".

Параллели с "Андреем Рублевым" просто бьют по глазам. Грязная, лапотная, мрачная, страшная, жестокая Русь, показанная к тому же не как художественный образ, а как реконструкторство (сделаем так документально, как только сможем), главный герой ищет путь к Богу, а последняя сцена из серии "да будет свет в этом мраке" - это крещение народа в реке. Черно-белое только на цветное не поменяли,  зато сцену крещения сделали очень солнечной. Разница с "Андреем Рублевым" тоже просто бьет по глазам. Фальшивостью образов

Впрочем, пост о костюмах. Костюмы  сделаны на отлично


Пост отложенный

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Несколько дней назад я касался темы украинского спорта и Олимпиады. Сегодня можно подвести итог … Злорадствовать не собираюсь. Многолетнее « вболівання » за украинских спортсменов не позволяет низменным чувствам брать верх в душе. Буду сочувствовать. Итак, Украина ...
Да, нынешний российский президент Владимир #Путин год с небольшим назад совершил одну большую ошибку, последствия которой сказываются до сих пор. На каждом, где бы он ни жил. Впрочем, с учётом обстоятельств эта «ошибка» вполне понятна и в какой-то мере даже простительна. Особенно, ...
Вот я написала прошлый пост про то, что мне не хочется играть толкиновских женские именные, и устыдилась. Я всегда очень трепетно лелею свою женскую "персону" - некий образ меня, как женщины. Я знаю свои "за" и "против", знаю, что не фотомодель, но в принципе с подросткового возраста суме ...
Такая история сплошь и рядом во всем МВД, чтобы скрыть "текучку" кадров начальники делают все чтобы уволить сотрудника по отрицательной статье, тем самым прикрывая себе от нехороших вопросов по поводу "текучки", а так уволил по статье и спит спокойно. "Я, Заместитель начальника ...
...