рейтинг блогов

РЖД — кризис перевозок дальнего следования

топ 100 блогов ru_railway22.05.2022

Со второй половины 2020 года в России обозначилась тенденция падения числа пассажиров, перевезенных поездами дальнего следования внутри страны, а также значительного сокращения количества поездов во внутреннем сообщении. Серия из следующих постов является попыткой осмыслить, к какому состоянию пришла маршрутная сеть дальнего пассажирского сообщения в стране к началу 2022 года. Известные стремительно развивающиеся события последних трех месяцев однозначно уже начали сильно отражаться и на пассажирских перевозках внутри страны в том числе, поэтому целесообразно подвести определенный итог по состоянию на начало весны 2022, после чего наблюдать за дальнейшим развитием ситуации. Нижеследующие материалы были скомпонованы до данных событий.

Триггером начала потери рынка дальних пассажирских перевозок у РЖД стали антиковидные меры, введенные весной 2020 года, в числе которых были ограничения на междугородние перемещения, действовавшие примерно 2,5 месяца. Дочерние пассажирские компании РЖД отреагировали на падение пассажиропотока в разы сильным сокращением числа рейсов поездов, а с начала лета 2020 г началось постепенное возвращение ситуации в прежнее русло, и маршрутная сеть поездов начала возвращаться к своему до-ковидному состоянию. Однако, через несколько месяцев стало ясно, что пассажиропоток на железной дороге не восстановится полностью. Реакцией на это со стороны главного перевозчика в дальнем следовании Федеральной Пассажирской Компании стала отмена части рейсов или сокращение их периодичности. Наиболее масштабные сокращения поездов начались во 2-й половине 2021 года и продолжились осенью и весной 2022 г в несколько этапов. Важно, что в большинстве случаев происходило не уменьшение числа вагонов в составах в соответствии со снизившимся пассажиропотоком (например, вместо 12 вагонов сократить состав до 7-8 вагонов, при этом оставить прежней периодичность), а именно сокращение числа рейсов поездов. И если, например, для линии Москва-Петербург отмена ночного поезда №3/4 на период низкого спроса не приводит ни к сколь-либо заметному качественному ухудшению сообщения (выбор ночных поездов здесь велик), то для поезда №617/618 Петербург-Вологда, который является основополагающим для связи Вологодской области с С-Петербургом и его пригородами, сокращение периодичности с декабря по апрель с ежедневной до 3 раз в неделю (по пн,ср,пт из СПб и вт,чт,вс из Вологды) — очень критично. В результате, например, стало невозможно выехать из Петербурга вечером воскресенья и прибыть в города Вологодской области утром понедельника, что актуально для жителей Вологодской области, направляющихся в Петербург на выходные, или, например, для жителей Петербурга и окрестностей, следующих в Вологодскую область в командировку к началу рабочей недели. Еще хуже перевод поездов в режим назначения по числам, что технически удобно ФПК для упрощения оборота составов.

В результате ухудшившаяся из-за отмен поездов логистика в свою очередь спровоцировала дальнейшее снижение пассажиропотока - из-за отсутствия привычных поездов в нужное время часть пассажиров переключалась на иные виды транспорта или просто сократила количество своих поездок.


Процесс отмен поездов проходил достаточно спонтанно - нередко отменялись рейсы, на которые уже были проданы билеты. Также уже состоявшиеся отмены поездов спустя некоторое время могли переигрываться в ту или иную сторону. Например, на маршруте Москва-Воркута обоим поездам №41/42 и №375/376 в августе 2021 года, прямо посреди высокого сезона перевозок, была сокращена периодичность назначения с ежедневной на 1 раз в 2 дня. Но после многочисленных обращений пассажиров и представителей органов власти, это сокращение перенесли на осень. Позже, с вводом нового графика в середине декабря 2021 поезду №375/376, имеющему высокое социальное значение, все-таки вернули ежедневную периодичность.

Ниже приведен частичный список маршрутов поездов дальнего следования, снизивших периодичность, или отмененных полностью в период 2020-2021 г. Список составлен на основе телеграмм РЖД, а также сверок с реальным положением дел через онлайн-расписания, но список весьма неполный, поскольку затруднительно отслеживать все оперативные изменения. Поезда межгосударственного сообщения не включены, так как были отменены в связи с закрытием границ.


РЖД — кризис перевозок дальнего следования
РЖД — кризис перевозок дальнего следования
РЖД — кризис перевозок дальнего следования

Почему-то иногда звучит ошибочное мнение, что отмены поездов дальнего следования и снижение их периодичности, массово происходившие в основном осенью 2021 года, являются обычным ежегодным сокращением рейсов на период низкого сезона. Конечно, это абсолютно не так, достаточно сравнить с расписаниями предыдущих лет.

Отдельный неприятный момент - возникновение чрезмерно большого числа поездов с несуразной периодичностью назначения - 1 раз в 4 дня, и даже встречаются назначаемые 1 раз в 8 дней. Не 2 раза в неделю, четко по дням недели, не 1 раз в неделю - по пятницам в одном направлении, по воскресеньям в другом, как это распространено для поездов «выходного дня», а именно раз в 4 дня и раз в 8 дней, и таким образом, назначение поезда может приходиться случайным образом на любой день недели. Например, поезд №347/348 Новосибирск-Усть-Илимск - единственный поезд, обслуживающий станции участка Саянская-Саранчет линии Саянская-Тайшет (на 60-километровом участке Саранчет-Тайшет 2 дня в неделю ходит электричка) осенью и в первую половину декабря назначался 1 раз в 8 дней, и не важно, что билеты в него чаще всего на ближайшие недели было просто не купить.

РЖД — кризис перевозок дальнего следования

Обилие рейсов с хаотичной периодичностью приводит к тому, что число поездов за сутки на определенном участке, например, Самара-Уфа или Волгоград-Ростов, колеблется случайным образом от одного в день, и даже нуля, до 3-5 штук в день. И, конечно, это не соответствует динамике колебаний пассажиропотока. Так, например, на магистральной линии Челябинск-Москва из Уфы на Самару 6 декабря 2021 года не прошло ни одного пассажирского поезда.

РЖД — кризис перевозок дальнего следования

Еще несколько иллюстраций. Сообщение между одними из крупнейших агломераций страны, находящимися на расстоянии 500 км, центрами которых являются Казань и Нижний Новгород, сократилось с привычного ежедневного ночного поезда до одного поезда раз в 4 дня, а до 2011 года здесь еще имелись и 2 дневных электропоезда. Построить маршрут с пересадкой через Арзамас невозможно - все поезда из Казани на запад проходят станцию Арзамас поздно вечером, когда транспорт до Нижнего Новгорода уже не ходит.

Сообщение двухмиллионной Оренбургской области с Челябинском и Екатеринбургом, традиционно осуществлявшееся поездом №121/122 Оренбург-Екатеринбург, проходящим основную часть пути ночью, также почти сошло на нет - поезд теперь курсирует 1 раз в 4 дня. К счастью, по участку продолжает курсировать через день поезд №379/380 Оренбург-Новый Уренгой, но у него принципиально другой график, из Оренбурга он отправляется в 9 утра и к позднему вечеру прибывает в Челябинск. При таких ухудшениях в логистике многие поездки становятся бессмысленны, и пассажиры просто отказываются от них.

Даже на такой магистрали как Транссиб, где поездов достаточно большое количество, имеются существенные ухудшения сложившейся за десятилетия логистики пассажирских сообщений.

Например, на маршруте Омск-Новосибирск протяженностью 630 км пассажиры традиционно пользуются поездами с ночным графиком для попадания к утру в Новосибирск, и наличие таких поездов обеспечивало высокую мобильность населения. Всегда имелся ежедневный фирменный ночной поезд «Иртыш» №87/88, а также проходящие поезда. В 2020 году этот поезд также отменялся весной, а после восстановления для большей ценовой доступности был лишен статуса «фирменный», но это не очень помогло. Во 2й половине 2021 года поезд курсировал только 2 дня в неделю, а с февраля вообще был полностью отменен до мая. При этом периодичность проходящих поездов традиционно хаотична. Таким образом, в некоторые дни прибыть утром в Новосибирск с запада либо стало нельзя совсем, либо это можно сделать только в 4ч утра.

За 2020 год ФПК получила убыток около 34,8 млрд рублей. А убыток за 2021 год - более 2 млрд рублей. По результатам 2021 года пассажиропоток поездов дальнего следования отстает от до-ковидного 2019 года на 21%, а пригородное сообщение находится на уровне -11%. Соотношение пассажиропотоков по месяцам между второй половиной 2019 и 2021 годов представлено в таблице ниже.


РЖД — кризис перевозок дальнего следования
РЖД — кризис перевозок дальнего следования

Для того, чтобы попытаться разобраться, что же происходит с пассажиропотоками внутри страны, целесообразно также обратиться и к данным по авиации. В октябре 2021 года пассажиропоток российской авиации вернулся на уровень того же месяца до-ковидного 2019 года и составил 11 миллионов пассажиров. Драйвером роста стали перевозки внутри страны, которые достигли в октябре 7,3 млн пассажиров и превзошли показатели за аналогичный период 2019 года: https://rg.ru/2021/11/25/aviaperevozki-v-rossii-po-itogam-oktiabria-vyshli-na-dokovidnyj-uroven.html

Ниже представлена таблица, отражающая соотношение пассажиропотоков за месяцы 2й половины 2019 и 2021 г по нескольким аэропортам. Источник - ФАВТ.


РЖД — кризис перевозок дальнего следования
РЖД — кризис перевозок дальнего следования

В правом столбце для облегчения восприятия величины пассажиропотоков приведен средний пассажиропоток за сутки, полученный делением на кол-во дней за период, чтобы можно было понять, сколько это в поездах, вагонах, автобусах... Как видно, с весны 2021 года большинство из представленных аэропортов показывает уверенное сокращение разрыва с до-ковидным 2019 годом, а во второй половине наблюдается заметное превосходство над цифрами 2019 года. Однако, немалая часть этих успехов была достигнута за счет того, что Митнтранс РФ существенно увеличил как количество субсидируемых авиамаршрутов, так и саму сумму субсидий. В 2021 году число таких маршрутов составило 266: https://mil-ru.ru/images/doc/doc2/perechen-subsidiruemyh-marshrutov-2021.pdf

Тем не менее, на ряде направлений, работающих без субсидий, тоже наблюдался существенный рост пассажиропотока. Так, согласно данным пресс-службы аэропорта Курумоч (г. Самара) в 2021 году пассажиропоток авиамаршрута Самара-Петербург вырос на 43%. А Федеральная Пассажирская Компания с конца лета 2021 была вынуждена отменить поезд №107/108 Петербург-Самара из-за недостатка пассажиров, но с нового графика, вступившего в декабре 2021, он был возвращен в продленном виде до Оренбурга.

В аэропорту Казани сообщили о росте пассажиропотока маршрута Казань-Петербург в 1,7 раза по сравнению с до-ковидным 2019 годом. За первые 7 месяцев здесь было перевезено 222,7 тыс пассажиров, что в среднем составляет более 1000 человек в сутки. При этом у фирменного поезда №131/132 «Повольжье» Петербург-Казань за эти 2 года была снижена периодичность назначений с ежедневной до 1 раз в 4 дня.

В отличие от авиации, для пассажирского железнодорожного транспорта дальнего следования применяется совсем иная схема государственного регулирования, и до сих пор не имеется механизма адресного субсидирования конкретных маршрутов. Государство в лице ФАС устанавливает тарифы для плацкартных, общих и сидячих вагонов в поездах всех типов, кроме скоростных, а из федерального бюджета ежегодно выплачивается определенная сумма для компенсации разницы между затратами перевозчика на организацию этих перевозок и выручкой с продажи билетов по установленным государством тарифам. При таком способе покрывается разница между расходами и доходами, сложенными со всех поездов в «общий котел», однако на каждом маршруте имеется своя специфика, и реальная себестоимость перевозок везде разная. На многих маршрутах перевозки в вагонах купе тоже оказываются убыточны, а вагоны СВ были исключены из большинства поездов из-за низкого спроса. Если посмотреть на расходы Федеральной Пассажирской Компании, то более половины из них составляют плата за использование инфраструктуры РЖД и аренда локомотивов, и эти статьи расходов практически не зависят от составности поезда. Согласно информации от Федеральной Пассажирской Компании от 2012 года, когда тоже по стране прошла серия отмена поездов, принцип формирования пассажирского тарифа позволяет вывести поезд дальнего следования локомотивной тяги на рентабельный уровень только при условии обеспечения среднегодовой составности поезда не менее 14 вагонов и среднего использования вместимости пассажирского вагона не менее 70% ( https://ria.ru/20121207/913798135.html) Для фирменных поездов эти показатели менее жесткие, так как в них действует повышающий коэффициент к тарифам для пассажиров, который может достигать 1,5. С 2015 года необходимое для обеспечения рентабельности число вагонов немного снизилось, так как на фоне кризиса с пригородным сообщением и последующего его разрешения было сделано послабление и для дальнего следования - НДС был снижен, а позже и вовсе обнулён.

Ниже приведены составляющие расходов Федеральной Пассажирской Компании

РЖД — кризис перевозок дальнего следования

Таким образом, более половины расходов составляют расходы на использование ж-д инфраструктуры РЖД и аренду локомотивов, и они зависят от объемов движения (поездо-километры), но не зависят от количества вагонов в составе поезда. Очевидно, с этим и связано то, что ФПК при отменах за 2020-2021 годы в основном сокращала рейсы поездов, а не число вагонов в них.

Важной особенностью характера пассажиропотока в дальнем следовании является сезонность. Если взять маршрут, не связанный с курортными территориями, то все равно видно существенное различие потока по месяцам. Периоды наибольшей загрузки - с мая по сентябрь, особенно при этом выдаются июль и август. Месяцы с минимальной загрузкой - ноябрь, декабрь, и со второй половины января по март. Особняком стоят новогодние, майские и июньские праздники. У большинства поездов в периоды с октября по конец года и со 2й половины января по май составность снижается значительно менее этих 14 вагонов, а общий положительный финансовый результат за год обеспечивается за счет периодов пикового спроса.

РЖД — кризис перевозок дальнего следования
РЖД — кризис перевозок дальнего следования

Значительная часть маршрутов ФПК является убыточными, кроме того, имеется примерно 3 десятка поездов, которые крайне сильно хронически убыточны из-за чрезмерно низкого пассажиропотока. Например, такие как Тында-Комсомольск на Амуре, Томск-Белый Яр, Сыктывкар-Кослан, Воркута-Лабытнанги, Екатеринбург-Соликамск, Карасук-Камень на Оби, Барнаул-Татарская и многие другие. Составность в них обычно не превышает 4-6 вагонов, а населенность на ряде участков маршрутов небольшая. Эти поезда представляют особую социальную значимость, являясь единственным средством сообщения для ряда местностей, однако адресные дотации от государства за них ФПК не получает. Кроме того, за последние полтора десятилетия имеется тенденция к снижению объема дотаций для ФПК из федерального бюджета за осуществление перевозок в регулируемом сегменте (плацкарт и сидячие/общие вагоны нескоростных поездов), таблица приведена ниже.

РЖД — кризис перевозок дальнего следования

Итак, что же произошло в 2021 году с железнодорожными перевозками. Очевидно, компания-перевозчик ФПК окончательно потеряла значительную часть базы своего пассажиропотока по многим направлениям. Где-то это вызвано последствиями сильного уменьшения периодичности поездов или их отмены, и ответной реакции части пассажиров - переход на другие виды транспорта или отказ от поездок. Существенно повлияло и развитие авиационного сообщения, кроме того, часть пассажиров видимо изменила свои транспортные привычки из-за кризиса, возникшего вследствие пандемии Covid-19. Также, судя по всему, в ФПК слишком оптимистично спрогнозировали объемы перевозок на 2021 год, назначили достаточно большое количество летних поездов, в надежде, что перевозки в теплое время года с лихвой перекроют все расходы и дадут возможность сохранять приличные объемы движения в низкий сезон. Но этого не произошло. Выручка оказалась значительно ниже прогнозируемой, что вызывало нехватку средств на осуществление запланированных объемов перевозок до конца года. В результате в самый разгар лета 2021 года начались отмены и снижения периодичности назначения рейсов, причем, зачастую хорошо востребованных пассажирами поездов, — лишь бы хоть как-то вписаться в бюджет.

Ясно, что маршрутная сеть поездов дальнего следования РЖД сегодня уже не обеспечивает должного качества связности регионов страны, и для ее сохранения хотя бы на уровне 2019 года требуется как ее коренное преобразование, так и увеличение государственных субсидий и изменение принципов субсидирования.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
После того как США и Великобритания объявили об отправке своих военных советников в Украину, для оказания помощи ВСУ в борьбе против российских террористических войск, министр обороны Канады Джейсон Кенни заявил, что его страна, так же рассмотрит вариант отправки своих специалистов. ...
Наверное не все знают эту замечательную оперетту Исаака Дунаевского, по которой в 1957 году был снят одноименный художественный фильм. Сюжет связан с моряками одесской китобойной флотилии "Салют", которая является образом реальной китобойной флотилии "Слава". Сейчас этой флотилии не ...
Еще историю вспомнили, про профессионального спортсмена (он был с М. в одной команде по пляжному воллейболу в свое время), который получил травму позвоночника. Ему несказанно повезло: он сначала совсем не чувствовал своих ног. Но потом выяснилось, что у него всего лишь был тяжелый ...
Вот прям не знаю, ругать себя, или надовать виртуальных пенделей? Или прям просто головой об стену? Как то раньше иммунитет у меня был ко многим вещам выработан. Ну хвастаются мамашки на площадке. Ну и что? У всех дети разные. Авдюха очень долго не ...
Новый год  требует перемен, пусть не больших , но все же. Чистила мир. Майл сделал огромную глупость, когда решил показывать в ленте действия друзей, даже тех, кто просто висит в списке. Особенно раздражают всякие приложения и коментарии к фото! ...