Рискнёт ли Киев пресечь поставки российских энергоносителей в Европу?
teh_nomad — 11.08.2014 Премьер-министр Украины Арсений Яценюк открыто заявил о возможности прекращения транзита российских газа и нефти в Европу.Буквально глава кабинета сказал следующее:
«Я сказал обо всех инструментах, которые выписаны в законе, в том числе и о возможности остановки любых видов транзита: как авиасообщение, так и транзит ресурсов».
Речь идёт о законе, предусматривающем введение новых экономических санкций против России.
Это было сказано в минувшую пятницу. А вот что на следующий день прозвучало из уст представителя Укртранснафты в странах Центральной Европы Микулаша Раковски:
«Я уполномочен однозначно опровергнуть эти сообщения и подтвердить, что не готовятся никакие законы об ограничении поставок российской нефти через территорию Украины далее на запад».
Итак, два противоположных по смыслу заявления, причём оба совершенно официальные. Которому из них верить — а главное, что всё это означает?
В целом картина известна всем. В прошлом году поставки Газпрома в Европу составили почти 30 процентов от общего объёма европейского потребления газа. Словом, эти поставки чрезвычайно важны и для европейских экономик, и для российской. А идёт этот газ исключительно через территорию Украины, поскольку альтернативный «Южный поток» ориентировочно должен заработать только в конце будущего года.
Сейчас российско-украинские отношения, мягко говоря, трудно назвать безоблачными. И при этом в руках Киева — транзит нефти и газа. Разумеется, перекрывать его — дело чрезвычайно рискованное, и Украина могла бы решиться на него (если вообще могла бы) лишь после того, как все другие средства были испробованы и результата не дали. Если на пушках когда-то отливали надпись «Последний довод королей», то перекрытие нефтегазового транзита можно назвать последним доводом Украины. А по убойности эта мера, пожалуй, даже превосходит любую пушку.
Вот только в кого это оружие выстрелит?
Россия в этом случае останется без денег за нефть и газ, это да. Но ведь Европа тогда лишится самих энергоносителей. Европейцы могут осуждать Россию и симпатизировать Украине, но согласятся ли они ради этого пожертвовать своим комфортом — в частности, снизить потребление газа почти на треть?
Более того. Не ослабнет ли тогда в европейских странах (хотя там уже и сейчас настроения неоднозначные) стремление поддержать Украину в конфликте с Россией? Ту самую Украину, из-за руководства которой европейцы стали жить хуже, чем могли бы? Пожалуй, антиукраинские настроения вырастут весьма существенно.
Наиболее вероятным представляется такое объяснение.
Яценюк — политик, а потому рассуждает и действует соответственно. В его положении нельзя упускать любой случай пригрозить недружественному государству. А возможность держать нож у нефтегазовой артерии — это такой соблазн, перед которым мало кто устоит. Пускать этот нож в ход вовсе не обязательно, но желательно время от времени напоминать о его существовании.
Раковски не политик. Он менеджер, действующий в интересах своей компании. Такого человека мало заботят межправительственные конфликты и чьи-то амбиции, зато понятия «прибыль» и «убыток» ему знакомы очень хорошо. В представлении менеджера даже война предпочтительнее, чем экономический крах, и Раковски, судя по всему, отлично понимает, чем грозит всем — Украине, Европе, России — перекрытие нефтегазового транзита. А менеджер, который руководствуется политическими мотивами — очень плохой менеджер.
На основании этой новости можно предположить: даже если бы Яценюк и в самом деле решился осуществить свою угрозу, ему бы просто не позволили это сделать. В этом случае были бы задеты слишком важные интересы, чтобы их можно было задевать кому бы то ни было.
Вы считаете иначе?
Нравится журнал? Добавляйте во френды!
|
</> |