Риски, которые мы выбираем

топ 100 блогов new_rabochy19.12.2022 Когда я в своей заметке Смертоносная западная медицина упомянул, что, по данным респектабельного британского кардиолога, суперстар фармакологии, рекордсмен по многомиллиардным прибылям -- лекарство Lipitor пресловутой фирмы Pfizer -- уменьшает риск смерти всего на 1%, некий персонаж Риски, которые мы выбираем anthropophage, очевидно, преисполненный чувства значимости в связи с тем, что он примкнул к "международному сообществу", сыронизировал:
уменьшают риск смерти всего на 1%, раз "всего", значит, это мало?)
Мол, если даже на один процент уменьшает риск смерти, то это всё равно хорошо, надо брать!

В самом деле, что может быть ценнее жизни? Однако не всё так просто.

Вот, к примеру, список побочных эффектов от статинов, к которым принадлежит Lipitor:
снижение уровня гормонов, 
возникновение проблем с памятью, 
максимальное снижение уровня холестерина, что может привезти к онкологическим заболеваниям из-за снижения защитных функций организма, 
развитие диабета, 
аллергические реакции, 
мышечная слабость, 
судороги, 
неврит лицевого нерва и другие.
Глотать иль не глотать -- вот в чём вопрос!

В данном случае разумные люди интуитивно или вследствие образования приходят к критерию, связанному с оценкой математического ожидания потерь -- есть такое понятие в теории вероятностей. Я уже разъяснял это понятие в одной реплике в торонтовском сообществе на примере обоснованности покупки больших тяжёлых автомобилей с целью уменьшения риска гибели или телесных повреждений, поэтому возьму на себя смелость воспроизвести её здесь.

================================
Ваша точка зрения широко распространена: "Я езжу на большой тяжёлой машине, потому что, в случае столкновения, опрокидывания и т.п., мои шансы на спасение жизни и здоровья гораздо выше." Действительно, если ваши ресурсы неограничены, то есть, попросту, денег у вас несчитано, это соображение может быть вполне разумно.

Однако для подавляющего большинства людей, ездящих на больших тяжёлых машинах (а сейчас на них ездят почти все), связанный с этими машинами рост безопасности обеспечивается путем ущемления каких-то других потребностей. Например, если маленькая машина расходует 6 литров бензина на 100 км, а большая — 9, то на 100,000 км владелец большой машины потратит на 3,000 литров бензина больше, то есть, скажем, на $4,000 больше. Плюс он потратит на 5-10-20-25 тысяч долларов больше на покупку самой машины. Таким образом, в условиях ограниченности ресурсов, он, оплачивая предполагаемую безопасность, лишает себя, скажем, регулярного курортного отдыха в Мексике, теряет здоровье от унылой жизни в Канаде, впадает в депрессию и разводится с женой (хорошо ещё, если он её не убьёт).

Всё это описывается понятием "математическое ожидание" в теории вероятностей.

Например, положим, существует опасность пострадать в автокатастрофе, компенсировать ущерб здоровью от которой будет стоить один миллион долларов. (Понимаю, это очень условно, ведь потерять можно и жизнь, и руку, и глаз, и это никакими деньгами не скомпенсируешь; это просто грубый пример). Предположим далее, что вероятность попасть в такую катастрофу — 1/10,000 в год, то есть, грубо, 1 из 10,000 человек, в среднем, попадает в такую катастрофу в год. Тогда математическое ожидание потерь от такой катастрофы будет $1,000,000 * 1/10,000 = $100 в год. Если вы тратите на предотвращение такой катастрофы много больше ста долларов в год, вы, пожалуй, тратите много денег напрасно.

То есть, когда мы говорим об обеспечении своей безопасности, есть смысл оценить степень опасности, которую мы хотим предотвратить, её вероятность и расход на её предотвращение. Расход не должен сильно превышать математическое ожидание потерь, если мы рациональны.

В конце концов, совсем просто. Представьте себе, что вы в жаркий солнечный день выходите на улицу в бронежилете, испытывая дискомфорт от его тяжести и пота, стекающего по телу. Вы аргументируете это тем, что на улице может оказаться маньяк, и он может начать беспорядочную стрельбу, и тогда вы в своём бронежилете спасётесь, а другие легкомысленные люди — нет. Разве это соображение не кажется имеющим смысл? Но вы ведь не ходите на улицу в бронежилете!

Почему? Потому что дискомфорт от бронежилета кажется настолько неприятным, что вы готовы отказаться от защиты от случайного маньяка, которую он обеспечивает.

То же и с большим тяжелым автомобилем: он обеспечивает вашу защиту за многие тысячи долларов, которые вы тратите сверх стоимости покупки и эксплуатации нормального автомобиля, но из-за этого вы лишаете себя многих удовольствий, на которые вы могли бы потратить эти тысячи долларов! Повторюсь: это соображение не касается мультимиллионеров, но оно касается большинства простых людей.
================================
Надеюсь, дорогие читатели, вас не затруднит применить это рассуждение к статинам с их высокой ценой, незначительной пользой и значительными побочными эффектами. (Подсказка: статины подобны бронежилету, упомянутому выше.)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Я понимаю   что   всем  не  до  Судана. Но и  я  не   про   него,  я  про  ООН,  двойные ...
...
От периферийных удавов поступали еще более зловещие сообщения. Там авторитет удавов пал так низко, что наблюдались случаи, когда на удавов, отдыхающих под деревьями, обезьяны мочились сверху. (Ф. Искандер. Кролики и удавы) ...
...