рейтинг блогов

Рыцари Великой революции, светлое содружество ответственных квартиросъёмщиков

топ 100 блогов partizan_181227.01.2022 Несколько месяцев назад прочитал относительно новую книгу «Дом правительства». Признаюсь, что прочитал ее с подачи френда Рыцари Великой революции, светлое содружество ответственных квартиросъёмщиков u_boot_man,  публиковавшего в своем ЖЖ интересные фрагменты из нее. И отнюдь не пожалел, потому что книга замечательная. Не то, чтобы я разделял взгляды автора на поднятые им в этой книге вопросы и его взгляды в целом, но даже и его заблуждения представляются мне очень характерными, красноречивыми и поучительными.

Если судить узко, то книга эта о жильцах Дома Правительства, более известного благодаря книге В. Трифонова как Дом на набережной. Об их происхождении, юности и мечтах; о главном событии их жизни – революции; о том, как это событие сначала поменяло их жизнь, а затем и безвременно закончило ее для многих из них. Но поскольку они были жильцами не какого-нибудь дома, а Дома Правительства, через их неповторимые жизнеописания нам видится в своеобразном преломлении вся история Страны Советов.

Какой же пост без картинок!? Дом правительства строится
Рыцари Великой революции, светлое содружество ответственных квартиросъёмщиков i_107.jpg

Большинство жильцов Дома Правительства были советскими чиновниками второго уровня. Они не жили в Кремле, не были ближайшими сотрудниками Вождя, их имена нечасто на слуху даже у тех, кто интересуется историей того времени. Замнаркома, нарком (но не слишком важный), начальник Главлита, директор Института Маркса-Энгельсa-Ленина, главред центральной газеты, директор важного комбината тяжелой или химической промышленности, полпред, известный писатель, первый секретарь периферийного обкома или горкома (квартира в Москве ему все же нужна), важный периферийный же чекист, первый секретарь Московского горкома, секретарь ЦК, директор Партиздата, замгенпрокурора, директор Музея Ленина – вот такой приблизительно был список должностей жильцов этого дома. В определенной степени этот уровень даже лучше подходит для наблюдения общих направлений и крутых поворотов в жизни общества. На самом верху такому анализу мешает и уникальность биографий, и небольшое их число. На уровне жизней ответственных квартиросъёмщиков в Доме Правительства проявляется своего рода статистика. Потоком истории все эти жизни обкатывались до сходной формы, как камешки на дне русла потока; несмотря на неповторимость каждой жизни, в них легко обнаружить то общее, что зависит только от этого потока и над чем не властен в отдельности ни один камешек на дне реки.

Поэтому, несмотря на биографическую форму, книга эта похожа на замочную скважину (или калейдоскоп как средство показать последовательность ярких картинок, если вам не нравится сравнение с замочной скважиной), через которую можно подсмотреть историю советского общества. Разумеется, вид через замочную скважину всегда узок, даже если избран намеренно, и без знания контекста его невозможно (скорее, не нужно) использовать для изучения советской истории. Но при наличии достаточных знаний по теме, такой способ позволяет вновь взглянуть на знакомые факты как бы одновременно с высоты птичьего полета и через пресловутую замочную скважину, добившись необычного стереоскопического эффекта.

...строится
Рыцари Великой революции, светлое содружество ответственных квартиросъёмщиков ps_Dom_na_nab04_1565349312.jpg.814x610_q85.jpg

Последним словом этого предисловия будет вполне ожидаемое выражение несогласия с концепцией автора, которую он считает весьма важной, объясняющей факты и получающей подтверждение в написанном. Все дела людей, проживавших одно время в Доме Правительства, все происходящее с ними и со страной, власть в которой они захватили силой, автор рассматривает в рамках идеи о марксизме и большевизме как религии. Автор отвергает попытку использовать любое другое название, вроде «псевдорелигии», и настаивает на том, что марксизм — это самая настоящая религия.

Слезкин признает, что это мнение не разделяется большинством ученых (стр. 85; здесь и далее страницы указаны по изданию Ю. Слезкин. Дом Правительства: Сага о русской революции. АСТ, 2019), но ему требуется считать марксизм религией, поэтому он использует определение Стива Брюса, которое он называет хрестоматийным. Стив Брюс – социолог, специализирующийся на изучении изменения роли и характера религии в современном мире, и его взгляды, насколько я могу судить по доступным мне текстам, вполне соответствуют левоватой либеральной ортодоксии. Согласно этому определению, религия состоит из верований, действий и учреждений, предполагающих существование сверхъестественных сил или безличных процессов, наделенных моральным смыслом (стр. 85). Таким образом, «вопрос о природе марксизма сводится к тому, является ли драма вселенского упадка и искупления безличным процессом, наделенным моральным смыслом» (стр. 85). Автор здесь отвечает на возможные возражения оппонентов, замечая, что ни одно предметное определение религии не безупречно, и предлагает использовать функциональный подход к этому определению.

«Дюркгейм предложил иной подход… религия – это «унифицированная система верований и практик, связанных со священными предметами». Священные предметы – это предметы, к которым мирское «не может прикасаться безнаказанно». Функция сакральности – объединение людей в нравственные сообщества. Религия – это зеркало, в котором общество любуется на свое отражение» (стр. 86). Добавив к такому определению еще несколько мнений в рамках этого подхода, автор заключает, что всякое общество религиозно по определению, а религией может быть любая всеобъемлющая идеология, включая секуляризм. Таким образом, автор вместе с теми, кого он цитирует, начисто отрицают стремление к установлению связи с Богом как центральный стержень религии. Взгляд этот, несомненно, всем хорошо знаком, но плох тем, что определяемое понятие теряет какую-либо конкретность. Однако для того, кто считает Бога выдумкой человека, действительно, нет принципиальной разницы между функциональной ролью гуманизма, даосизма, индуизма или идеи вселенского предназначения Соединенных Штатов. Но не будем вменять это в вину автору; очевидно, что его происхождение и жизненный опыт не позволяет смотреть на вещи иначе.

Напротив, этот подход представляется очень плодотворным для иллюстрации бессилия и бесплодности марксизма. Книга хорошо показывает, как вера жильцов Дома на набережной, которую автор приравнивает к религии, расцветает и умирает за одно поколение, не оставляя заметных следов.* Трудно не обратить внимания на то, что исторические пути «обычных» религий и «религии Свердлова и Бухарина» различаются радикально. Кто-то может счесть это наблюдением важным, поскольку многие, в т.ч. и адепты религии Свердлова и Бухарина считают практику критерием истины.

После всего сказанного повторю, что несогласие с автором в этом важном вопросе не делает книгу неинтересной или бесполезной. Сам подход отождествления марксизма с религией и его использование для попытки объяснения происходившего в России в первой половине 20 века помогает читателю увидеть, как эти вопросы понимаются и решаются либеральными обществоведами.

...и, наконец, построился. Где-то глубоко в моих аналоговых фотоальбомах лежит фото Дома на набережной ранних 2000х годов; вверху его красовался вращающийся логопит фирмы "Мерседес-Бенц". Мне и сейчас эта фотография (надо бы ее найти) кажется лучшей надгробной речью над большевистской революцией.
Рыцари Великой революции, светлое содружество ответственных квартиросъёмщиков knigadom2.jpg

И совсем уже последнее предварительное замечание – с самого начала автор пишет о тех, кто поселится в Доме на набережной с большой любовью, вызванной, как мне кажется, не сочувствием к тяжким испытаниям, предстоящим им в будущем, но определенной симпатией к их устремлениям, пониманием их чувств и взглядов, близостью к их среде и традициям. Это тоже следует учитывать при чтении, а также использовать для понимания взглядов и хода рассуждений либерального обществоведа-атеиста. В атеизме автора сомнений нет, как бы он ни называл свою точку зрения по этому вопросу (о чем я не имею ни малейшего понятия); достаточно прочитать текст введения в историю ветхозаветной религии и христианства с небольшим экскурсом в ислам (стр. 88-102).

Это введение было необходимо, чтобы проследить происхождение марксизма из исторического потока христианства.** По этой причине его необходимо пересказать, что я и сделаю вкратце. В ответ на обиды со стороны соседей, мстительные израильтяне придумали всесильного бога-самодержца (стр. 90). Поскольку израильтян продолжали обижать, пророчества в отношении обидчиков становились все более кровожадными, и Иудея кишела пророками (стр. 91). Иисус был традиционным целителем с эсхатологическими предсказаниями. Все его обещания должны были реализоваться в течение жизни слушателей, что делало вполне логичным их отказ от семьи и имущества (стр. 92-93). Смерть Иисуса произошла «без видимых последствий» (стр. 108). Секта его сторонников ожидала второго пришествия Иисуса в самое ближайшее время, но его не последовало. Несмотря на это, секта выжила, выросла во вселенскую церковь, мирно уживающуюся с семьей, частной собственностью и государством (стр. 94-95). Вера в пророчества Иисуса предполагала ожидание немедленного пришествия Царства Небесного, а настоящее подражание ему предполагает сектантство или монашество (стр. 97). Евангелие не учит управлению государством, поскольку согласно пророчествам Иисуса его не должно быть (стр. 97).

Во времена реформации с особенной силой разгорелась борьба за создание хорошего, правильного общества, которая протекала по нескольким направлениям. Одно из них утверждало неизбежность и необходимость вселенской чистки в результате второго пришествия Иисуса. Тем избранным, которые жили в ожидании этого события по нормам сектантского равенства, предстояло пировать на обломках старого мира после того, как все изменится. Примеров такого народного христианского милленаризма времен Реформации немало - восставшие крестьяне Томаса Мюнцера, анабаптисты Мюнстера, определенные силы, участвовавшие в английской революции (стр. 99-101).

Милленаризм — это порождение мстительной фантазии обездоленных, в развитии которого наблюдаются четко упорядоченные стадии. Все начинается с пророчества об Армагеддоне. Затем, когда оно не исполняется, наступает великое разочарование, за которым следует пробуждение, заключающееся в пересмотре деталей пророчества и понимании его истинного значения (стр. 104-105).

Впоследствии милленаризм перебрался в Америку (стр. 102-105), но самое главное – милленаризм в западном обществе становился секулярным. «…Новое поколение пророков», пишет автор, «исключило Иисуса из списка действующих лиц, оставив сюжет неизменным. Провидение стало историей, прогрессом, эволюцией, революцией, законом природы… но финал оставался прежним…Проблема теодицеи…была решена за счет отстранения бога от дел и открытия невидимой руки истории» (стр. 108-109). В постхристианском обществе, в котором человечество живет уже несколько столетий, по мнению автора, сохранилась концепция святости; она «прикрепилась к человеческим душам, телам, делам и институтам». Доступ к сакральному стал более демократичным, но остался неравным. Роль жрецов и пророков выпала на долю интеллигенции (стр. 110).

По мнению автора, марксизм возник именно как милленаристская секта. Автор интересно рассуждает о связи еврейства Маркса с его социальными пророчествами, но я не буду на этом подробно останавливаться. Во-первых, это уведет нас немного в сторону. Во-вторых, до некоторой степени эта связь лежит на поверхности. В-третьих, по понятной причине автору можно, а мне лучше избежать. Следует остановиться на другом. Маркс перевел традиционное пророчество об искуплении – человеческая жизнь оставалось неправильной, спасение оставалось желанным и неизбежным, оно должно было прийти после катаклизма, за которым последует «другая жизнь» - на язык науки (стр. 117). «…[O]н облек свою эсхатологию в форму научного прогноза с логически выстроенным сюжетом и социологическими категориями в роли действующих лиц. … [Категории] привязывали нравственное к научному, субъективное к объективному и личное к коллективному» (стр. 117).

«Маркс, как и Иисус, умер непризнанным пророком с горсткой учеников… Как и Иисус, он был посмертно воскрешен варварами, присвоившими его пророчество…» (стр. 117). Маркс и Энгельс пророчествовали в типичной для милленаристской эсхатологии форме, но с заменой в их пророчествах «Бога» на «законы природы». Как и большинство милленаристских пророков, они хотели превратить мир в секту, т.е. братскую коммуну, основанную на общности веры (стр. 117-120).

Здесь стоит остановиться, выдохнуть и обдумать одну-две мысли по поводу сказанного. Можно ли согласиться с тем, что марксизм есть не что иное как милленаристское пророчество?

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ



*Тут следует сделать оговорку. Mарксизм не исчез совершенно из общественного сознания; он вполне себе продолжает существовать. Но, пожалуй, отношение веры российских марксистов начала 20 века к вере современных марксистов можно сравнить с отношением вымерших животных к ныне существующим животным, занявшими их среду обитания, но не являющимися при этом их прямыми потомками. Ну, или растений; сгорел ельник и нет больше елок, но на месте пожарища вырастет трава, а потом осина.

** Я не уверен, что сторонникам идеи о социалистическом характере христианства понравится вариант связи марксизма и христианства, предложенный автором.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
ОПРОС занятный, тем более что еще недавно кипела "дискуссия" вокруг Мавзолея - сейчас как-то подзатихло... Оригинал взят у kolybanov в Опрос: Надо ли сносить памятники Ленину? ПЕРЕПОСТ Я уже многократно говорил, что Украина не устаёт давать темы для опросов (и тяжёлых мысле ...
6 крупнейших компаний по добыче урана в мире Wikimedia Commons В 2017 году крупнейшие компании по добыче урана добыли 86% всего добытого в мире урана согласно данным Всемирной ядерной ассоциации. Основными добывающими уран странами являются Казахстан, Канада и ...
В Японии настало весеннее время цветения сакуры. Да, сейчас очень много людей делятся своими фотографиями с цветущей сакурой в различных социальных сетях и на сайтах.Многие фотографы сейчас борются за лучшие кадры в сезон наплыва туристов для того захватить естественную красоту. Я дум ...
Секретарша Любочка подкинула мне ссылочку на сайт, где можно рассчитать каско online - это хорошо, это дело, а то как ни приедешь - не пойми, сколько платить, и за что!=)Как оказалось, не так-то много фирм качественно устанавливает пластиковые окна в г. ...