РФ добила космос

В прошлом году Роскосмос осуществил 17 запусков. За 12 месяцев. Хотя в начале года анонсировали сорок. 17 запусков — это меньше, чем в 2023-м. А в 2023-м было меньше, чем в 2022-м.
> Наша космонавтика, показав уверенный отрицательный рост, по интенсивности полетов вышла на уровень 60-х годов.
«Восточный» все-таки достроили и даже начали запуски с него — 19 штук за девять лет… Отсюда же стартовала миссия «Луна-25», ставшая символом всего и сразу. Проект, начатый еще в 1997 году, должен был показать преемственность нашей космонавтики, продолжение традиций советского космоса — поэтому и название, и порядковый номер у аппарата были такими. Притом что «Луна-24» отправилась в полет еще в августе 1976 года. Но проект новой «Луны» постоянно корректировался: менялись сроки, задачи, не хватало денег, мешали санкции. Шли годы, десятилетия. Пока наконец в августе 2023-го «Луна-25» не отправилась в полет к нашему небесному спутнику.
Отправилась — и разбилась. Пожилые ученые плакали, понимая, что их многолетний труд пропал, что они, скорее всего, уже просто не доживут до реализации планов по запуску «Луны-26» и «Луны-27».
> Пафос обернулся пародией. Мы не смогли сделать то, что хорошо получалось 47 лет назад. Не смогли показать, что Россия тоже в лунной гонке. Зато смогли показать, как мы способны тратить впустую время и деньги.
Виноват ли в этом Юрий Борисов? Он был не хуже своего предшественника Дмитрия Рогозина, который и придумал строить небоскреб для организации, всех сотрудников которой вполне можно было бы разместить в трехэтажном здании, и никому там не было бы тесно. При 17 пусках в год и четвертьвековой подготовке миссий больше народу и не нужно. Борисов рассказывал о планах полетов на Марс и создания лунных баз как о каких-то само собой разумеющихся вещах. Хотя и сам наверняка прекрасно понимал, что ни Марса, ни Луны у нас не будет. И что перед нашей космонавтикой вообще больше не стоит научных задач.
Причем и в интересах Минобороны у нас запускают ракеты все реже. На 2024 год планировали 18 стартов, а осуществили всего шесть — это тоже антирекорд.
С 2016 году Штаты увеличили количество пусков в семь раз, а Китай — втрое. Россия фактически потеряла рынок коммерческих стартов, когда наши ракеты выводили на орбиту иностранные аппараты. За последние два года таких запусков не было. Понятно, что «виноваты» в этом санкции. Но рынок уверенно захватила SpaceX, которая может делать это быстрее в разы и гораздо дешевле при принципиально иных объемах. Америка способна производить до тысячи спутников в год, Китай — около полутысячи, а Россия — чуть более сорока, как говорил отставник Борисов.
Что делать в такой ситуации? Конечно, строить небоскреб в форме ракеты. Но и он пока никак не может «взлететь».

|
</> |