Rейли: kоpоль shpиоnов (1983) или Британский ответ на «Операцию "Трест"»
ru_klukva_ru — 06.11.2017В 1983 г. британской студией Thames Television, знакомой отечественному зрителю по заставкам к Шоу Бенни Хилла и Мистеру Бину, была выпущена еще одна комедия - сериал "Рейли: король шпионов" (Reilly: Ace of Spies). Сериал из 12 серий по 50 минут рассказывает о знаменитом британском разведчике, замешанном в первых контрреволюционных заговорах против большевиков расстрелянном в ходе операции "Трест". Основан он на книге Робина Брюса Локхарта, сына знаменитого британского посла, тоже участвовавшего в тех событиях. И раз уж у нас на носу столетие русской революции, то не грех напомнить о тех временах и посмотреть, как те события видели по ту сторону железного занавеса. Ведь не зря сериал идет на широком историческом фоне и с участием ряда знаменитых британских актеров, включая исполнителя главной роли - ее исполняет уже тогда известный Сэм Нилл, трижды русский Голливуда и профессор Алан из "Парка Юрского периода". Как же он сыграл в этом периоде?
Каждая серия начинается с исторических фотографий, показываемых под музыку из сюиты Шостаковича к фильму "Овод" (1955), которую британские киношники нагло и подло сперли и приписали какому-то Гарри Рабиновицу. Первым среди фото показывают, конечно, Кremlin.
Первая серия начинется в Баку, в 1901 году.
Вдаль по железной дороге едет поезд с нашим героем, который действует под фамилией Розенблюм. Поезд пытаются грабить типичные абреки в черкесках, которые с гиком ездят рядом с ним и стреляют из винтовок, мешая любоваться видом. Никто из пассажиров не обращает внимания на эту обычный ин тсар Раша ситуацию.
Но потом абреки останавливают поезд проверенным приемом из вестернов!
Я даже знаю, кто им его подсказал!
В следующую минуту оказывается, что это не бандиты, а пограничники. Хотя разница, конечно, невелика.
Кавказец в форме представляется сержантом с типичной кавказской фамилией Kotov (еще одно несомненное доказательство знакомства авторов с Никит Сергеевичем) и говорит, что татары (т.е. азербайджанцы) взбунтовались и идут на Армению. Так что Рейли и супружескую чету британцев Томсов ссаживают с поезда и через очередь азербайджанцев в национальной одежде доставляют в полицию, над которой почему-то висит романовский флаг.
Командует участком Джонс Рис Эванс в своей очередной русской роли.
Ин Раша у каждого по samovar!
Он говорит, что получил приказ из столицы об аресте Рейли, так что того берут под домашний arest. Жить он будет в гостинице напротив и ходить повсюду по конвоем. И пусть он не думает бежать в горы! Там его съедят злые бакинские
На вечернем ужине, на котором британцы кушали во дворе в смокингах горячий kebab, а рядом играли дервиши на balalaikas, их почтил своим визитом сам Эванс в своей forma of kazak.
Эвансу скучно. Поэтому он с Рейли играет по вечерам в трик-трак, а днем устраивает местным повстанцам rasstrel.
Эванс - человек основательный. Уже после rasstrel повстанцев он на всякий случай делает им контрольный в голову - из личного кольта времен Гражданской войны. Ведь вы не забыли, что это вестерн?
"Варварская страна" - говорит мадам Томс, слыша выстрелы. Ну да, знамо дело, в Британии никого не расстреливали, токмо вешали.
Дни идут медленно и скучно. В итоге Рейли занимается единственным доступным развлечением - крутит шашни с женой Томса, пока дурак-муженек кушает кавказские бортщ и фодка.
Окрутив бабу, наш Джеймс Бонд дореволюционного разлива бесстыже пытается использовать ее для побега, и они ругаются под носом охраны - хотя, по идее, тут все говорят по-английски. Баба долго упирается, чтобы растянуть хронометраж и без того позорно затянутого сериала - но в конце концов Рейли ее уламывает, пользует и сбегает жить в Лондон с секретными документами о нефтяных месторождениях русских. А бабу он позорно кинул - как истинный британские джентльмен. Но англичанка все равно гадит - она вернулась в Лондон и подняла хайп, что и составляет основной сюжет второй половины серии. Конечно, они мирятся и
В следующей серии Рейли отправляется под Порт-Артур, потому что в воздухе пахнет войной. Англия в союзе с Японией и хочет насолить русскому медведю. Поэтому Рейли осуществляет контакт с японским офицером, который высаживается для встречи на русской стороне с отрядом из десятка японских морпехов, вооруженных трехлинейками. Видимо, из соображений секретности!
Японец дает Рейли задание - добыть к полуночи новый план минных заграждений, чтобы японский отряд мог пробраться к крепости и перерезать какой-то суперважный телеграфный канал, который единственный соединяет ее с внешним миром. В общем, традиционное "невозможное задание за полчаса". И вот Рейли едет в Порт-Артур.
Где на улицах вывески на китайском, английском и - иногда - даже русском!
Хотя все чувствуют скорую войну и спешно уезжают из города, местное командование в лице генерала Стесселя упорно игнорирует угрозу и говорит, что желторожие макаки не посмеют напасть на белую расу! Так, мол, и передайте в Петербург.
Несмотря на это Девиду Суше, который тут изображает какого-то там "инспектора" в штатском, удается выбить приказ об обыске дома Рейли, подозреваемого в связях с японцами. Если что-то найдете, расстреляйте его - спокойно говорит Стессель: потому что ин тсар Раша любят rasstrel. Суше и осуществляет обыск во главе отряда китайских полисменов в чистеньких ватниках-дубленках.
А командование вместо войны готовится к высокому балу...
У Стесселя аж ордена не помещаются на груди, приходится снизу вешать.
Далее все идет предсказуемо и неинтересно. Японцы получают планы и перерезают кабель, командование немного приходит в себя, Рейли арестовывают, но его женушка сбегает в Чемульпо. В час Х японцы нападают на Тихоокеанскую эскадру и топят ее, а Рейли, воспользовавшись дыркой в стене от снаряда, сбегает с rasstrel, что обнаруживает прискакавший с маузером Суше.
Опять от расстрела откосили, британцы чертовы! Я буду жаловаться в ООН!
В общем, русские, конечно, тут неприятные, но и японцев тоже не постеснялись пнуть - они, мол, и без объявления войны напали, и тоже империалисты и вообще, воюют не по понятиям. Зачем только благородные англосаксы их поддерживали - непонятно. И учтите, что англосаксы еще не так уж сильно врут. Балов, конечно, не устраивали, и просто так не сидели, но к войне оказались не готовы, а уж контрразведка была так плохо поставлена, что сериал нам скорее еще и льстит - сами можете почитать: https://d-clarence.livejournal.com/182377.html
После третьей серии, где дело было в Германии, наш суперразведчик вернулся в Россию, теперь уже как агент морского атташе. И стал химичить дела с новым русским знакомым, Александром Грамматиковым, которого зовут тут исключительно Сашей. С ним он, например, обыграл в карты лощеного князя Суворина.
Годы идут, а грамотность британцев не меняется.
Основная цель Рейли - способствовать заказам России новых судов в Великобритании после уничтожения флота в русско-японскую. Да, Россия благодаря Англии проиграла, а потом в той же Англии броненосцы заказывает - капитализм, чего вы хотели? Для этого Рейли даже едет за высокими людьми куда-то в Харьков, где гуляет в лучшем харьковском kabak, в котором украинцы наигрывают Яблочко и танцуют в вышиванках.
Вечера на хуторе близ Британьки
Ин тсар Раша kabak объединяет людей всех сословий и классов!
Рейли покровительствует также русским транспортным магнатам с обычными русскими именами Мендрохович и Лубинский. Хорошо, что не Дендрариувич.
А паралельно крутит шашни с женой графа Massino, которую зовут все исключительно как Nadia. Ведь какой Джеймс Бонд без любовных похождений? Граф, узнав об измене, страшно горюет и потом с хитрыми глазами вывозит Рейли, женушку и Сашу на охоту. На кабана.
И охотиться предлагает из... револьверов. Так, мол, веселее.
Дореволюционная версия ДМБ закончилась тем, что дикий кабанчик напал на Рейли и смешно гнал его из леса, пока его не застрелил граф. Кабана, в смысле. Хотя про Рейли он тоже подумывал... Набигают радостные крестьяне, все бородатые, как в театре друидов, и начинают радоваться дармовому мясу.
В итоге граф согласился на развод, а свою оскорбленную честь оценил в скромные полмиллиона.
Интриги завершились удачно - граф пришел на заседание морского комитета, где при поддержке адмирала Папаникова согласился взять товар англичан. Кстати, заседание, по традиции, охранял karaul из матросов судна "ЪОЪР". Видимо, это должно было значить "Бобр".
Однако тут, как на грех, в Петербург влетела жена Рейли, которая чуть не испортила ему всю малину. Пришлось ее арестовать, а потом Рейли ее спешно выслал на родину с деньгами.
И вот наступает самое интересное - революция, о которой столько говорили большевики. 1918 год. Петроград. Сидней и Саша ходят по опустошенному городу в кожанках, наблюдая, как русские убивают на мясо последних уличных собак.
В посольстве они получаются задание - встать под начало военно-морской миссии капитана Кроми и убедить большевиков продолжить войну с Германией, для чего оба они отправляются в Moskva.
В Moskva постоянно хмурая и дождливая погода, сделавшая честь нуарным фильмам. Даже Красная площадь в итоге выглядит как Мордор.
По улицам шагают большевики - и все серии они почти поголовно в kozhanka...
Новый символ революции будет использоваться даже для маркировки служебных авто, товаристч!
В "Кремле" Рейли встречает перешедшего на службу большевикам полковника Фрида, который даже у коммунистов не снял погон и papakha с кокардой. Нстоящий полковник важно говорит, что все в России держится на латышах и чехах как единственных боеспособных войсках. Рейли, не смущаясь чужими ушами, говорит ему, что собирается свергнуть большевиков с помощью латышских стрелков и утвердить новое правительство для войны с Германией. Главой его он скромно решил назначить себя.
И вот Рейли приходит в Кремль, где его встречают Ленин, Бонч-Бруевич и Карахан, которого в сериале называют исключительно как Карачан (странно, что не Карачун). Выслушав требования о продолжении войны с немцами, клятые коммуняки решительно отказываются, не смущаясь неприкрытыми угрозами интервенции.
Ленинский прищур кагбэ намекает, как Ильич смотрит на предложения империалистов.
И тогда Рейли типа говорит - мы пойдем другим путем! И прибывает в какое-то грязное и паршивое здание, которое присутствует в кадре 60% времени и изображает, как ни странно, Лубянку.
Потому что из него выходит сам глава of Blood Cheka - Феликс Dzержинский!
Но Рейли нужен не он, а комиссар Cheka Орлов, его старый знакомый, который перешел на службу большевикам. Орлов радостно встречает старого tovaristch водкой энд самовар!
Ин Совьет Раша у каждого по samovar!
Орлов Владимир Григорьевич (1882—1941). Действительный статский советник, судебный следователь Варшавского окружного суда (1911—1914), военный прокурор при штабе войск Западного фронта; после Октября 1917 г. под фамилией Болеслав Орлинский стал председателем Центральной уголовно-следственной комиссии при Совете Комиссаров Союза Коммун Северной области; в сентябре 1918 г. бежал в Финляндию; один из руководителей контрразведки в армии А. И. Деникина, эмигрант, организатор информационного бюро в Берлине. В 1918 г. в Петрограде пользовался доверием Ф.Э. Дзержинского и одновременно контактировал с С. Рейли, французскими разведчиками капитанами Фо-Па-Биде и Эдуардом Вакье, немецким дипломатом Вальтером Бартельсом (познавательная пятиминутка от voencomuezd).
А заодно Орлов их знакомит с латышским "лейтенантом" Смидченом.
Рассказав Орлову свой гениальный план, парочка выбивает у него деньги, транспорт, оружие и даже пару корочек ВЧК - в бонус - и едет в Ярославль, где Рейли поддерживает морально и материально Савинкова.
Гнусная контра пьет
Несмотря на годы, в Совнаркоме в строю по-прежнему стойкий матросский karaul красноштанного крейсера ЪОЪР!
Следующим пунктом уничтожения революции становится штаб левых эсеров, напичканный британскими Виккерсами и австрийскими Шварцлозе, а также характерными красногвардейцами. Левые эсеры должны устроить восстание и обратить страну против Германии!
Это Рейли обещают лично члены ЦК партии - Елена Петровна и Алекс Александрович. Да-да, тот самый, зампред ЧК.
Но до Дзержинского доходят вести о заговоре, и он решает попросить у Ленина разрешения на арест Рейли.
Ин Совьет Раша у каждого вождя по samovar!
Чекисты нападают на квартиру Саши, арестовывают его сестричек - Дагмару и Моуру - а потом берут в плен и жену... Фрида, кажется, мне было по фиг, я не следил. Женщин бросают в грязный подвал Лубянки, который тут будет показываться 20% хронометража. Причем если следить за ним, то понятно, что русские заключенные обожают писать пафосные надписи в камерах.
И вот наступает час Гэ! Савинков должен начать выступление в Ярославле, левые эсеры в Москве, а на Севере высадятся десять тысяч союзников, которые захватят Мурманск и Архангельск и пойдут на Прибалтику (э, чё?). И первый выстрел делает Яков Блюмкин, который убивает посла Мирбаха.
Причем да, в одиночку, про напарника Андреева ни слова.
Смерть врагам революции, товаристч!
Покушение становится сигналом к восстанию. Левые эсеры, захватив телеграф и телефон, срочно
Большую часть серий ин Совьет Раша там висят революционные плакаты 1920-х.
Рейли проникает на Лубянку, где идут бои и звучат пулеметные очереди.
Бунтовщикам удалось арестовать Дзержинского, а гарнизон Москвы выжидает. Но раненых слишком много, а латышские стрелки, подтянув подкрепления, идут на штурм, причем Ленин, предупреждая об этом Дзержинского по телефону, старательно делает вид, как ему жаль, что пленные товарищи попадут под удар, да... Само собой, мятеж проваливается с треском. Возмущенный Дзержинский первым делом приказывает расстрелять виновных эсеров - потому что ин Раша любят rasstrelы! Кстати, об отряде Попова, черноморских матросах и финнах, которые принимали участие в мятеже, не было ни слова.
Рейли, как всегда, ускользнул и сбежал. Но надежд на латышских стрелков не потерял. Действовать на сей раз он решил через их полковника Берзиня, который, как и полковник Фрид, носит старую царскую форму.
Как ни забавно, именно он становится идейным руководителем подполья среди латышей, хотя в реальности, как известно, именно Берзинь был агентом ВЧК и провалил заговор послов. Но тут заговор разоблачает тот самый простой латыш Смидчен. Так что зверские чekistы, все в кожанках, бегут в квартиру Рейли и расстреливают по ошибке случайных жителей с samovars, которые у каждого эвэривэа.
Ну да, легко ведь спутать семью из четырех человек с одним британским разведчиком, правда?
В итоге Рейли сотоварищи удалось воспользоваться суматохой и сбежать по крыше, как в "Метро-2. Смерть вождя".
Кстати, ему еще там постоянно инспектор Гастингс из сериала про Пуаро помогает. Особенно умиляет сцена, где они злятся, что им вместо десяти тыщ интерентов прислали шестьсот человек, и Гастингс говорит, что власти их сливают, потому что не доверяют. Оба дженльмена начинают мрачно есть, намазывая горчицу на черный хлеб. Учтите, что сцена была в московском кабаке летом 1918 года. Ну да, странно, что там еще кетчупа не стояло. Зато на заднем плане, разумеется, играли Яblochko na balalaika!
Надежд на восстание Рейли все-таки не оставил, но теперь решил для начала убить Ленина, для чего мобилизовал всех белых офицеров в военной форме при погонах.
Иншалла!
И даже православную церковь, без которой, как он сам сказал, переворот не возможен.
Патриарх, закурив сигару, удовлетворенно улыбается, предчувствуя будущие дивиденты от совместной работы с новым правительством.
Но и тут суперразведчик просчитался! Сведения о покушении дошли до тех же длинных ушек Дзержинского, и он с трудом уговорил Ильича отложить Шестой съезд Советов до 6 сентября. Митинг с Лениным на заводе Михельсона тоже переносится.
Заговорщиков это не радует, потому что одна из подпольщиц уже провела Фаню Каплан по заводу Михельсона со станками годов этак 1960-х, если не позже, и подробно проинструктировала, как совершить покушение на Ленина - разговор шел, по традиции, без внимания на стоявших рядом... Так что наступает роковой день, и Ленин на заводе оправдывает невмешательство в войну с Германией. Причем, актер по-театральному переигрывает, но текст совершенно справедливый.
После успеха речи оваций Ленин с товаристчами радостно говорит что-то вроде - я сказал, что пролетариат Америки за нас, хотя мы его даже не спрашивали, но ведь какая разница? Даже Фаня Каплан тронута и колеблется, пытаясь добиться у Ильича правды о Брестском договоре и жертвах революции. И вождь революции ей говорит:
Услышав этот циничный ответ, дитя обижается и стреляет. Понятно, что ее хватают, месят сапогами и тащат на Lubyanka.
Ее вина очевидно, так что бабу заставляют подписать ордер о ее аресте и тут же устраивают ей показательный rasstrel в каком-то кирпичном глухом коридоре, как
|
</> |