Ревность не по разуму


Меня уже упрекали в излишнем внимании к событиям в Сыктывкарской епархии, но что делать, если новости так и текут сами в руки? И снова о богослужебных новшествах. Только теперь под маской "миссионерства".
Итак, Агентство экономической информации bnkomi.ru сообщает:
В главном храме Коми отныне можно исповедоваться под покровом ночи
Круглосуточное богослужение впервые в Коми с завтрашнего дня вводится в Свято-Стефановском кафедральном соборе. По словам ключаря храма отца Иоанна Баранова, это уникальный пример работы православных священнослужителей в России в целом.
Круглосуточное богослужение введено с благословения епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима.
- Епархия пришла к такому решению в связи с возросшим в последнее время количеством прихожан, - пояснил «Красному знамени Севера» отец Иоанн. – По выходным дням, например, в собор на исповедь приходят более ста человек. При этом многие хотят исповедоваться подробно, обстоятельно общаясь с духовником. Теперь это стало возможно: те, кто настроен на долгий разговор, могут приходить на исповеди по ночам.
Круглосуточное богослужение обеспечивается силами священнослужителей кафедрального собора, а также храма Рождества Христова при епархиальном управлении. Священнослужители работают в две смены. Согласно составленному графику, каждому из них ночная служба будет выпадать раз в неделю.
- Такая практика существовала в апостольские времена, - пояснил отец Иоанн. - Это очень древняя традиция. Замечательно, что мы первыми возродили ее в современной России.
А теперь о том, что происходит там на самом деле. В кафедральном соборе имеется 5 штатных священников, еще три священника привлечены к громкому проекту из штата храма при епархиальном управлении. Сам молодой ключарь, столь проникновенно вещающий о "возрождении древней традиции", равно кстати как и благословивший все архипастырь, в этом проекте, странным образом, не участвуют.
Теперь о том как выглядит примерный график богослужений.
Понедельник 11 января
8.00 - Литургия
10.00 - Крещение
15.00 - Акафист. Панихида
17.00 - Вечерня. Полиелейная утреня
23.30 - Вечерня. Акафист свт. Стефану. Утреня
Вторник 12 января
02.00 - Литургия. Исповедь
05.00 - Проповедь. Чтение жития святых
05.30-06.00 - Чаепитие - видимо та самая Агапа, на которой согласно указу архиерея прихожане должны "поговорить, познакомиться, найти новых друзей, завести семейную дружбу", где "предоставить целым семьям рассказать о своей духовной жизни", ага в пол-шестого утра, через два с лишним часа по окончании ближайшей Литургии. Простите что отвлекся, продолжаю.
8.00 - Литургия. Молебен вмч. Пантелеимону
10.00 - Крещение
13.00 - Акафист прав. Прокопию Устюжскому
15.00 - Акафист. Беседа по акафисту.
17.00 - Вечерня. Славословная утреня.
23.00 - Всенощное бдение
Среда 13 января
02.00 - Литургия
05.00 - Проповедь. Чтение жития.
05.30-06.00 - Чаепитие
08.00 - Литургия
10.00 - Крещение
13.00 - Акафист свт. Стефану
15.00 - Акафист. Панихида
17.00 - Всенощное бдение архиерейским чином
23.30 - Вечерня. Акафист иконе Божией Матери "Неупиваемая чаша"
Ну и далее по кругу.
При этом на Божественную Литургию в среднем уходит днем 1,5-2 часа, ночью 1-1,5 часа, так как ночью хор на Литургии не поет. Причастников, исповедников и вообще прихожан, естественно на будничной ночной Литургии никого нет. Про проповедь в 5 утра вообще отдельный разговор. Она произносится перед пустым храмом. Видимо "миссионерский эффект" от этого только усиливается. Про ночные "агапы" написано выше.
Теперь можно взглянуть на "график работы" священнослужителей в этом "богослужебном конвейере", чтобы понять от чего себя оградили уважаемый архипастырь и его ключарь. Например, иерей Николай Гарбуз служит весь день 11 января как требный священник, и всю ночь с 11 на 12 января уже как чредной. Т.е. служит 24 часа в сутки. Затем двое суток отдыхает и в четверг заступает снова на ночную службу. При том, как видно выше, молодой ключарь банально врет журналистам о том, что "ночная служба будет выпадать раз в неделю". Графики службы других священников переплетены более искусным образом.
Спрашивается, зачем устраивать такое извращение над богослужением и своими клириками? Да еще и ссылаться на неких мифических прихожан, которые хотят целые сутки в храме присутствовать и слушать в 5 утра проповедь? Приходит к вам на исповедь в воскресный день 100 человек, кто мешает имея такой штат поисповедовать всех желающих в субботу и утром воскресенья? Но не ночью седмичных дней, когда все нормальные люди спят между рабочими днями!
Одним словом - ревность не по разуму. Если не желание изощренно поиздеваться над подневольными клириками, еще раз показав им, что они никто и звать их никак. Ну и еще потом написать победную реляцию в Москву о "миссионерских успехах", только зачем таким очковтирательством заниматься?
Вот такая грустная история. Или вполне закономерная и привычная?
Upd: Ну и небольшая иллюстрация об отношении епископа к клирикам и трудникам своего кафедрального собора.
Указ № 404 от 7 сентября 2009 г.
Моим определением от 07.09.2009 года, всем сотрудникам Свято-Стефановского Кафедрального собора г. Сыктывкара, имеющим личные автомобили, которые ставятся на парковку на территории собора, благославляется вносить благотворительные пожертвования в сумме одной тысячи рублей ежемесячно на озеленение территории Свято-Стефановского Кафедрального собора г. Сыктывкара.
печать, подпись
Питирим, епископ Сыктывкарский и Воркутинский
Размер "добровольного взноса на озеленение" составляет примерно 10 процентов от среднего оклада соборного клирика.