Ревность и ее муки. | Vardas Pavarde

Мне кажется, существуют три вида ревности : конкурентный собственнический, самооценочный. Когда женщина говорит мужчине что-то в том смысле, что "а вот у соседки муж умеет шевелить ушами, не то, что ты " , мужчина воспринимает это примерно так : "соседкин муж мне нравится больше, чем ты" и тот сразу становится соперником в борьбе за симпатии. Как будет протекать эта борьба - дело индивидуальное : кто-то станет срочно тренировать уши, другой - качать бицепс, чтобы затмить ушастого умельца, третий предложит отправиться к соседскому мужику, чтобы вместе шевелить ушами, а четвертый может и поколотить... возможно мотивацию этих поступков можно назвать иначе, но мне кажется, что это - ревность. Даже если эти мужчина и женщина - чужие. Просто в мужском подсознании изначально вмонтировано восприятие каждой нравящейся женщины как возможной матери своего потомства. Это особенно хорошо видно в поведении мальчишек, которые всячески выпендриваются перед девчонками своим бесстрашием, какими-то умениями и тп. Они ведь еще не понимают почему, зачем так , но уже соревнуются, уже ревнуют к сопернику. Был когда-то давно такой поучительный эпизод. Мне лет 16, летом работал в пионерлагере. Собрались с пионервожатой одного из отрядов то ли на танцульки в соседнее село, то ли просто погулять - не помню, да и неважно это. Захожу за ней через полчаса после отбоя, ее пионеры еще не спят, точнее - не спят пацаны. Ну, думаю, сейчас я их быстренько организую. Давай на них строго покрикивать, затем раздавать легкие подзатыльники... результат противоположный ожидаемому : они начинают нарочито медленно мыть ноги, чистить зубы, хотеть в туалет. Начинаю свирепеть от собственного бессилия, собираюсь отвесить очередной подзатыльник, вижу втянутую в плечи шею "жертвы" - и вдруг меня пронзает жалость к нему и чувство вины. До меня доходит, что пацаны боятся моего физического превосходства, но еще больше они боятся мужского бесчестия : признать себя трусами в присутствии женщины. То есть никакие они не пацаны, они - мужчины, только пока еще маленькие, они в своей пугливой непокорности мужественнее меня, пользующегося своим временным и не мною заслуженным преимуществом возраста. Они ревнуют свою женщину, даже не понимая этого, ко мне, потому что я - соперник в борьбе за ее внимание и симпатию, соперник более грозный , чем любой пацан из их отряда, поэтому они объединились в том, в чем вчера еще соперничали. Вот и получается, что этот вид ревности заложен в нас изначально, а потому неискореним.
Собственнический мотив. Она (он) принадлежит мне и никто не смеет касаться этой мой собственности. С не меньшим диапазоном проявлений, вплоть до "не доставайся же ты никому!". Как показывает исторический опыт, ни коллективизация при коммунистах, ни национализации при антикоммунистах не смогли отменить, искоренить в человеке трепетное отношение к «мое». Значит это тоже заложено в нас изначально. Вопрос лишь в том, можно ли к «мое» отнести человека. Пожалуй, правильнее будет даже не можно ли, а в какой степени можно. Если в той же, что и любой принадлежащий мне предмет –это одно поведение, если же степень допускает некоторую независимость - поведение иное. Но в любом случае эта ревность в нас присутствует принципиально.
Вот и выходит, что «ревнует – значит любит» имеет под собой объективное и прочное основание. И вопрос, собственно, сводится только к силе этого чувства и форме его проявления.
Мне кажется, что болезненной ревности подвержены люди слабые и не очень честные или, что в общем то же самое, боящиеся быть честными. Слабость - это неспособность в данном случае контролировать свои мысли. Нечестность - все остальное. Почему твое воображение рисует тебе картины измены ? Наверно потому, что ты сам на нее способен. Тогда честно было бы признать и за другим то право, которое ты признаешь за собой. Вот, собственно, и все. В основе мук ревности лежит неготовность признать другого равным. Если ты способен на безусловную преданность, то почему не считаешь другого равно способным ? А потому , что себя ты считаешь лучшим, но стесняешься об этом честно признаться даже себе, прикрываясь высокопарными словами. Сижу вечером с дочерью ( у жены «девишник»), за окном темно, и услужливое воображение начинает живописать различные сюжеты. И возникает идея пойти заглянуть в окошко, а если там темно - на дискотеку, убедиться, так сказать, воочию. И кровь, что называется, закипает. Но остатки здравого смысла подсказывают, мол, ну хорошо, допустим, все так - что дальше ? Дальше развод, разрушение семьи, страдания трех человек. Во имя чего ? Если у нее возникнет что-то серьезное, сравнимое по значимости со мной и дочерью, то во-первых вряд ли это произойдет на танцплощадке, а во-вторых я об этом все равно узнаю, скорее всего - от нее. Ломать жизнь всем из-за ошибки, дурацкого случая - глупо и даже безответственно. Но ведь и жить с этим невозможно. Вот тогда для себя и решил, что жизнь вобщем вещь непредсказуемая, возможно всякое, но для меня важно быть любимым мужчиной моей женщины. Все остальное - второстепенно, а потому просто не желаю об этом знать. И, значит, не стану выслеживать, подглядывать и думать об этом. Да, и еще один момент. Женщинам в любом возрасте свойственно мечтать о романтическом рыцаре (так же, вероятно, как и мужчинам), собственно, в этом и кроется зародыш возможных поводов для ревности. Достаточно хотя бы наполовину соответствовать тому романтическому образу - и зародыш не разовьется. То есть нужно вобщем-то не так много : немножко ума, чтобы понять это, немножко воли, чтобы преодолеть лень, и немножко чувства, чтобы это было искренним. Вот и выходит, что муки ревности - удел людей не слишком умных, слишком ленивых и не очень честных.
Самолюбие. Ведь если женщина ушла от меня к другому, значит тот лучше, а это уже болезненный удар по самолюбию. Но рассудок может справиться и с этим. Да, пусть ей лучше с ним, но ведь есть хорошие женщины, которым будет лучше со мной, просто я пока о них не знаю. Прочитал последнюю фразу и улыбнулся. Конечно же, это правда лишь отчасти. потому что так можно думать лишь о человеке, который в твоей жизни занимает не слишком много места. И вообще, ко всему изложенному выше нужно добавить, точнее - подчеркнуть мысль о непредсказуемости жизни. Человек - не машина, и если даже в квантовой механике, то есть в природе, возможна реализация невозможных состояний, то тем более это возможно в такой сложной вещи как человеческая, а тем более - женская психика. И значит всегда существует вероятность того, что называется изменой, и в этой вероятности существует другая вероятность : что тот случайный окажется нужнее, дороже. А это означает потерю близкого человека. Мы боимся терять близких людей не потому что считаем их своей собственностью, а потому что это - больно. Вот и получается четвертая причина ревности : опасение боли потери близкого человека. Возможно, если хорошенько поразмышлять, найдется и пятая, но лучше все-таки не мучиться :-)
|
</> |