Решающая роль
vitalidrobishev — 10.09.2020В начале сентября 1945 года закончилась Вторая мировая война, самые большие человеческие потери в которой понес руководимый коммунистами Советский Союз. Капиталистические участники антигитлеровской коалиции старались беречь своих солдат и предпочитали участвовать в этом “диалектическом противостоянии”, главным образом, материально.
В начале 2000-х из до сих пор засекреченных военных архивов всплыл интересный документ – донесение председателя КГБ Семичастного первому секретарю ЦК КПСС Хрущеву, докладная 1447 от 27 мая 1963 года о маршале Жукове. В донесении излагались его слова об американском участии в той войне. “…Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых бы мы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну.
Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин. У нас не было взрывчатки, пороха, не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали. Разве мы могли быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью. А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии…”
Говорил это Жуков за 6 лет до выхода его мемуаров “Воспоминания и размышления”. В книге он, что характерно, написал, что американская помощь по ленд-лизу особой роли в ходе войны не играла, очень сильно преуменьшив количество танков и самолетов, полученных СССР от западных союзников.
На самом деле за время ленд-лиза союзники, в первую очередь США, обеспечили: 53% всех потребностей СССР во взрывчатке, включая порох, 76% потребностей в меди, 106% относительно внутреннего производства, то есть больше, чем все советское производство - в алюминии, 223% - в олове, 138% - в кобальте, 23% от внутреннего производства - в авиабензине, 62% - в автомобильных шинах, 66% - потребностей сахара, 480% - мясных консервов, 107% - животных жиров, практически весь сульфаниламид и пенициллин.
С ноября 1941 года до сентября 1945 года СССР получил: 22 150 самолетов, 12 700 танков, 51 503 джипа и вездехода, 375 883 грузовика, 345 735 тонн взрывчатки, 1981 локомотив, 2 миллиона 670 тысяч тонн нефтепродуктов, 106 миллионов 893 тысячи тонн хлопка, 4 миллиона 478 тысяч тонн продовольствия, 331 066 литров спирта, 15 миллионов 417 тысяч пар армейских ботинок.
“Почти вся наша артиллерия была на американской тяге, – писал Хрущев в “Мемуарах”. – Как-то, уже после смерти Сталина, я предложил: “Давайте все машины, которые мы производим, дадим нашим военным, потому что просто неприлично смотреть: идет парад, а тягачи – американские”. Почти вся наша военная техника, которая стояла в ГДР, тоже была на американских “Студебекерах”. Это неудобно, это для нас позор. Уже сколько лет прошло, как кончилась война, а мы все еще ездим на американской технике”. Да, “Студебекеры” использовались в советском хозяйстве вплоть до 60-х годов и даже позже.
Неизвестно, как отреагировал Хрущев на донос КГБ об откровениях Жукова. Собственно, он и сам все это знал, более того – слышал те же слова от Джугашвили “Сталина”, о чем и написал в своих “Мемуарах”: “Хотел бы высказать свое мнение и рассказать в обнаженной форме насчет мнения Сталина по вопросу, смогли бы Красная Армия, Советский Союз без помощи со стороны США и Англии справиться с гитлеровской Германией и выжить в войне.
Прежде всего, хочу сказать о словах Сталина, которые он несколько раз повторял, когда мы вели между собой “вольные беседы”. Он прямо говорил, что если бы США нам не помогли, то мы бы эту войну не выиграли: один на один с гитлеровской Германией мы не выдержали бы ее натиска и проиграли войну. Этой темы официально у нас никто не затрагивал, и Сталин нигде, я думаю, не оставил письменных следов своего мнения, но я заявляю тут, что он несколько раз в разговорах со мной отмечал это обстоятельство. Он не вел специально разговоров по этому вопросу, но когда возникала беседа непринужденного характера, перебирались международные вопросы прошлого и настоящего, и когда мы возвращались к пройденному этапу войны, то он это высказывал”.
Хрущев ошибался, считая, что Джугашвили “нигде не оставил письменных следов своего мнения”. Оставил - на Тегеранской конференции 28 ноября – 1 декабря 1943 года.
30 ноября был день рождения Черчилля. Подняв тост в его честь, поблагодарив за помощь, Джугашвили “Сталин” отдельно остановился на вкладе Рузвельта и США в войну против Третьего рейха:
“Я хочу сказать вам, что, с советской точки зрения, сделали Президент и Соединенные Штаты для победы в войне. Самые важные вещи в этой войне – машины. Соединенные Штаты доказали, что могут производить от 8000 до 10000 самолетов в месяц. СССР может производить, самое большее, 3000 самолетов в месяц. Англия производит 3000 – 3500 в месяц, в основном тяжелые бомбардировщики. Таким образом, Соединенные Штаты – это страна машин. Без этих машин, поставлявшихся по ленд-лизу, мы бы проиграли эту войну”.
Эти слова были зафиксированы в журнале ежедневных событий президента США во время Тегеранской конференции. Опубликованы впервые в США в 1961 году в сборнике “Foreign Relations of the United States: Diplomatic Papers, the Conferences at Cairo and Tehran, 1943”.
|
</> |