Репатрианты.

Феликс старательный по натуре человек. Особо не выделяется.
Старается оставаться на моральной позиции – использует выгоды
момента. Он понимает: не все достижимо. Много препятствий –
объективных: стену не преодолеть. Всегда существовало условие
жизнеустройства – это не явление последнего времени. Немногим
благородным людям, честным в отношениях: вечно трудно все
достается. Личное продвижение, достижение, их обретение только в
стараниях, борьбе... Время стало особенным. К настоящему отрезку
скопились в тугой узел много «новшеств» – требуют срочного
реагирования: путают одновременно. Вредно, опасно проявление
вседозволенности, гуляние клевет - в чистом поле общественной
разрозненности. Ему сопутствуют дикие инстинкты, стрази, проявление
животных страстей, безморального обихода. Духовное обходят
стороной. К нравственному, моральному не хотят прислушиваться: не
следуют им по обязанности.
Новые обязанности связаны с изучением
языка. Смешно ему впадать в детство – повторять слова по слуху за
морой. Очень быстро он понял: у Марты на уме один курс доллара. По
фамилии Тененбаум она – признак ясный: муж имеет предков Русского
происхождения. Приехали они из Аргентины… Предки могли бежать от
погромов начала века: кровавыми выходками на весь цивилизованный
мир прославилась тогда Россия. И в Аргентине уже в новейшие времена
себя проявили полковники: правили жестко. Евреи вечно оказываются
между молотом и наковальней. Вынудили нас искать временное
пристанище. Превратились в народ скитальцев.
Скучают люди… Вместо продуктивного труда и
заработков – держат в классах, учат, поучают. Считают опытные люди:
Израиль – не Россия, тут нужно приспосабливаться, но в другом.
Много общаются – ульпанах, с соседями на съемных квартирах, шуках,
прочих местах втреч. Тема разговора – о прошлой жизни, часто о
вынужденной необходимости, чуть не своем предательстве – оставили
страну и народ в постперестроечной беде.
- Хочу понять, где правда-истина? У нас с
одним человеком… не важно, с кем и где - возник спор. Даже по
другому поводу – потом и об этом говорили. - Высказывается он
уверенно. – Продовольственных запасов имели мало, не достаточно.
После февраля 1990 в пятнадцати республиках провели выборы.
Это еще дополнительно прибавило пыла, энергии даже… Начался
разброд… Потом шатание… Плюс возникла военная блокада Литвы.
Говорят: хотели они совершить кульбит - выйти из Союза, американцев
звали на постой. Нарушили все давно отработанные линии
производства. Нет сырья, да и желания трудиться. Всю весну и лето
1990 - не выращивали урожай: только рассуждали о
правде-справедливости. Люди занимались фиг знает чем. Выборы 12
июня выиграл Ельцин... На все эти старания ушло много времени,
денег, сил. Еще распад СССР! Представить трудно, сколько имели еды,
денег, товаров… Все разграбили, потеряли? Для меня ясно: так возник
экономический, продовольственный и политический кризис. Специально
все совместили: иначе не могли убрать Горбачева с его
Раиской-Ириской!
- Зачем дополнительно валить? Никогда не
хватало: никогда не чувствовали достатка продуктов и товаров в
СССР. Производили автоматы, танки, ракеты – не продукты питания для
народного здравия, да товары обихода.
- А чмок Ельцин со своими… хоть и твари
они: пришли к власти по простой причине: ничего не было… Сам не
создавал дефицит. В фактах действительности разбираться нужно. Не
вешать лапшу на уши… Не путать причину и следствие. Вы по причине
потери памяти все забыли, не знали: в 20 -30-е наши и ваши
отцы-матери-деды с голоду дохли. Еще при Ленине-Сталине. Потом
война… потом Хрущев… потом Брежнев… Хорошо помню: при Брежневе
«мог» покушать в любом провинциальном городке. В Ялте, уже не помню
точно год, за пельменями в столовку выстраивались часовые очереди.
Отдыхающие и не только. Местные тоже не имели жратвы. На заводах, в
учреждениях профсоюзы о своих членах заботились - завозили: еще
худо-бедно кормили. И то зависело от ведомства работы завода. Имеет
шефов? Прекрасно помню: с отцом метались по Москве в поисках
обычной копченой скумбрии - ехали навестить бабушку в деревню под
Липецком. Помню убогие прилавки магазина в этой не захолустной
деревне. Бабушка брала меня с собой «стоять в очереди за хлебом» -
это на Дону: здесь чернозем в 1,5 метра. Нормальному, не
предприимчивому человеку икогда на Руси хорошо не жилось. При
капиталистах, при коммунистах.
В большом зале центра абсорбции (мерказ клиты) собрали постояльцев. Миловидная женщина выступает в качестве информатора. О себе сообщила: из потока олии прежнего периода – это сразу понятно: уже успела приобрести израильскую интонацию голоса в качестве добавки. Хорошо устроена. Живет в поселении: где это? Узнали очень важное: в Израиле существуют две формы государственного расположения, владения. Собственно Израиль – в пределах «зеленой черты». За «ее пределами»: Газа – на юге, Шомрон, Иуда – расположены на Западном берегу реки Иордан. На обширных территориях – в прошлом провинциях Страны Израиля, проживают Арабы в больших количествах. Размещены с ними рядом Еврейские поселения нового типа. В сельскохозяйственном производстве в них заняты часть жителей, другие трудятся в городах Израиля. На общественном, личном транспорте перемещаются. Имеют отличное обслуживание инфраструктуры. Размещена сеть дорог: удобно, окружают промышленные и административные центры – поселениям этим позволяют выполнять функции «спальных районов».
Гуш Эмуним, в переводе «Союз верных» –
авторитетное, религиозно-политическое движение с поселенческим
уклоном. В Израиле ведут очень активную общественную, практическую
деятельность. Идеологом, вождем считают Аврахама Ицхака ха-Кохена
Кука: продолжают действовать по его принципам. Члены движения
уверены в своей правоте. Непререкаемо убеждены - с момента создания
Государства Израиль - «началась Геула, избавление» Еврейского
народа. Репатриантам следует продолжать эту Геулу - массово
заселять Евреями территории, благоустраивать Западный берег реки
Иордан.
- В Израиле это движение возникло в начале
1974, - сообщает гостья с гордостью. - Мы обосновались в поселении
Кфар-Эцион. Наши жители-патриоты – составляют основное ядро
последовавших за нами волн освоения пустующих земель Шомрона, Иуды.
Все мы – примерные ученики, последователи раввина Кука,
религиозные сионисты, израильтяне. Главная цель наша, движения -
создание новых поселений на Земле Израиля: называют их
«контролируемыми территориями» леваки-политики. Важная веха нашего
движения: в мае 1974 правительство передавало Сирии город Кунейтру
на Голанских высотах. Просто обосновывали: таковы требования
условия соглашения о прекращении огня. Активисты наши из Гуш Эмуним
разработали план создания поселения Кешет на месте города: его
передаче Сирии мешали. Но правительство твердо стояло на своем
решении. Члены Гуш Эмуним активно протестовали. Стычки с военной
полицией, пострадавшие… Движение наше в том году возглавило группы
поселенцев - создавали поселения в Шомроне.
С осени 1989 началась Большая Олия из бывшего Советского Союза и республик СНГ. Среди новых репатриантов очень многие приехали «смешанными семьями». Обыватели забавляются разговорами о «репатриации неевреев». Потрясло страну - сабров, ватиков - заявление министра абсорбции, раввина Ицхака Переца: «около 30 % репатриантов — неевреи». Вскоре привыкли к этой очень «неприличной цифре». Реальное положение выглядит еще хуже: доля неевреев среди репатриантов близка к половине. Не удивляет: в СССР происходило много смешанных браков. Значительный состав в Еврейских семьях неевреев – важная причина отказа многих Евреев от репатриации. В России и странах СНГ остались еще Еврейские семьи: привыкли к местным условиям. При возникновении желания уехать – не обязательно выбирают Израиль. Вместо привычного переезда в США, появились новые маршруты: уезжают часто в Германию, Австралию, другие страны – прежде всего думают об обеспечении надежного экономического благосостояния.
«Всевышний отправил в изгнание Израиль
- для присоединения к нему геров: давно предсказали Мудрецы
Талмуда». В Русскую галутную группу входят не только геры «во имя
Небес». Есть убежденные Православные: не намерены менять веру и
убеждения. К значительной ассимиляции Евреев с окружающими народами
- привел известный Галут. По этой важной исторической причине
изгнанные сыны и дочери Израиля возвращаются домой с нееврейскими
членами семей. В США состояние Еврейских семей еще более сложное.
Важный фактор – деление ортодоксального Иудаизма на «либеральные»
толки, направления. Дополнительную сложность представит – наличие
семей реформистов и консерваторов: не полностью отшли от Иудаизма,
проявляют «самостоятельность», поиск и даже «оригинальничают» -
создают некий симбиоз Иудаизма с Христианством.
Должен Израиль сохранить облик Еврейского
Государства? Особенно остро стал этот вопрос с в последние
годы. Не разберутся с «самым простым вопросом»: израильское
гражданство обязательно связано с принадлежностью к Иудаизму? Очень
многие не решат для себя: они Евреи, Израильтяне? Что первичнее,
важнее? Неевреи включились
в полемику. С энтузиазмом настаивают: они – люди, наделены Господом
всеми правами.
Формальное отношение к Евреям или Израильтянам – их не касается,
такие термины в нашем, XXI веке, не имеют существенного значения.
Важнее: ООН выработали Хартию о Правах человека – требуют следовать
строго по ее «букве». Подобные вопросы ведут к обострению отношений
среди людей с одним родителем нееврем: одни слабо знакомы, другие
абсолютно не знакомы с Еврейской культурой, даже ей чужды.
Возникают не праздные вопросы: «Кто я — Еврей-Русский, Русский
Еврей? Еврейско-израильский сын человечества?» Обидно становится:
Еврей, нееврей в галахическом плане - страдали от проявлений
антисемитизма в стране рождения. В Израиле приносят
дополнительные
страдания: называют «Русскими», «гоями»: в принципе не обидно, но…
неловко. Важно:
подавляющее большинство Еврейского населения Израиля стремится жить
в Государстве Еврейском, демократическом, правовом.