РЕН ТВ — про нелегальную торговлю донорскими органами
dolboeb — 24.04.2016На телеканале РЕН ТВ в понедельник вечером покажут большое расследование о международном чёрном рынке донорских органов.
Судя по уже опубликованным отрывкам, корреспондентам телеканала удалось выявить и предъявить в репортаже все звенья сложной цепочки, по которой органы, взятые у крестьян из далёкой пакистанской деревни, попадают к состоятельным российским пациентам.
Несмотря на моё отношение к политической позиции РЕН ТВ, такие репортажи нужны и полезны, поскольку затрагивают насущную беду десятков тысяч российских пациентов.
Вся теневая схема, как нетрудно догадаться, является незаконной, от начала и до конца. В процессе подбора донора и выполнения последующей операции нарушаются все мыслимые законы — и российские, и пакистанские, и международные, и Божеские, и человеческие. Тем не менее, наши состоятельные соотечественники, нуждающиеся в пересадке органов, идут на самые отчаянные риски (не только медицинские и юридические, но даже и чисто криминальные) для того, чтобы получить недоступную в России медицинскую помощь. Некоторые из этих рисков, показанные в репортаже РЕН ТВ, лично мне представляются абсолютно запредельными. Например, лечь в пакистанскую больницу по поддельным документам, на имя местного жителя, без страховки, и без малейшего способа убедиться, что врач, который тебя туда оформлял, не связан с Исламским государством...
К слову сказать, существуют и вполне легальные способы россиянину получить пересадку органов от зарубежного донора. Об одной такой истории, из практики фонда Pomogi.org я тут чуть больше года назад рассказывал. Индийские законы, в отличие от пакистанских, не запрещают иностранцу претендовать на пересадку органов от местного донора. Но всё равно, даже в самом легальном случае (который, в теории, покрывается даже государственным полисом ОМС) речь идёт о поездке за рубеж, и о чрезвычайно дорогом вмешательстве. В нашем случае спасение жизни малыша обошлось под 100.000 долларов — безо всякого криминала и алчных посредников. Однако же такие счастливые случаи, несмотря на все усилия врачей, родителей и благотворительных фондов, в российской практике единичны. Надо полагать, криминальные схемы, вроде той, о которой рассказывается в репортаже РЕН ТВ, более распространены, просто мы о них мало знаем.
Причина, увы, заключается в том, что даже по самой оптимистической официальной оценке потребность россиян в донорских органах удовлетворена сегодня лишь на 10%. То есть для 90% пациентов нашей государственной медицины показания для получения донорских органов — автоматически смертный приговор. В такой ситуации трудно осудить людей, которые идут на большие расходы и немыслимые риски, чтобы получить единственный шанс на спасение, хотя бы и из рук преступников.
Но самое время назвать имя человека, которому мы обязаны таким положением дел в российской трансплантологии. Это скандально известный телерепортёр Аркадий Мамонтов. 7 сентября 2003 года на телеканале «Россия» в прайм-тайм вышел его чудовищный фильм-страшилка «Белые одежды», основанный на слухах и домыслах о том, как у российских пациентов «убийцы в белых халатах» заживо изымают органы на пересадку.
В основу фильма легли материалы следствия по делу об изъятии донорских органов в московской ГКБ №20. Следствие велось по ложному доносу, тянулось 4 года и не дало никаких результатов. Чего, увы, не скажешь о фильме. Посеять панику, что «врачи-убийцы» могут тебя нарочно ввести в кому, чтобы «разобрать на органы» оказалось много легче, чем убедить запуганное население в беспочвенности показанных по телевизору страшилок.
Сегодня пересадка органов в России вновь легализована. Но десятилетие страха не прошло для отечественной медицины даром. Нет ни врачей, ни клиник с опытом выполнения таких операций, а главное — нет самих донорских органов. На всей территории Российской Федерации в 2014 году было выявлено всего 465 посмертных доноров, что соответствует показателю в 3,2 донора на миллион жителей. Для сравнения, в Испании этот показатель равен 35 донорам на миллион, а в США — 26.
Именно в этом, а не в стремлении каких-то уголовных элементов заработать на людской беде, состоит истинная причина существования в России чёрного рынка донорских органов, о котором рассказывается в репортажах РЕН ТВ. И решение проблемы состоит прежде всего не в том, чтобы переловить всех посредников, переправляющих наших сограждан на лечение в Пакистан по левым документам, а в принятии комплексной национальной программы по развитию донорства в России. Которая предусматривала бы и приглашение зарубежных специалистов в российские клиники для обучения местных врачей, и отправку российских хирургов на стажировку в иностранные клиники, но прежде всего — ликвидацию безграмотности среди телезрителей и массированную кампанию по сбору прижизненных согласий на посмертное донорство.
|
</> |