Египет, который всегда с тобой
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Египет, который всегда с тобой Египет, который всегда с тобой](/images/main/egipet-kotoriy-vsegda-s-toboy-6baa45.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/dolboeb/53631/1052736/1052736_original.jpg)
В этой связи хочется сказать одну важную вещь. Египет — не тот, что на политической карте мира, со столицей в Каире, а тот, который и в известной Книге, и в сознании её читателей, ассоциируется с рабством, унижением, притеснениями и всяческой тьмой — у каждого человека расположен строго внутри. Все мы — сами себе Египет, и сами себе фараон. Соответственно, и исход из Египта — это глубоко внутренний акт, а не механический перенос порток на другой гвоздок.
Дело не в том даже, что герои книги «Бытие» изначально прибыли в Египет по доброй воле, покинув отданную им Богом землю в погоне за сытой и красивой жизнью (которая, с определённой точки зрения, рабство ничуть не лучшее, чем принудительные работы на фараоновых стройках века). Это история вовсе не о том, как что-то там у предков пошло не так, и мы, вслед за датским принцем, were born to set it right.
Вообще, расплата сыновей за грехи отцов — не самый любимый мой концепт, хоть по этому вопросу можно найти широкий консенсус между индусами, пророком Иезекиилем, товарищем Сталиным и теми вейсманистами-морганистами, которых он замучал по темницам. Я ни разу не спорю, что дети расплачиваются за грехи родителей, и что обязанность разгрести авгиевы конюшни, доставшиеся в наследство от предшествующих поколений — важный нравственный императив для представителя любой эпохи. Но исход из Египта — это, братцы, о другом. Не о чужих грехах, и не о грехах вообще. Это история о внутренней свободе и несвободе каждого отдельно взятого человека. Не о каре и не о карме, а об отношениях любого из нас с самим собой.
Люди, которые этого не понимают, обречены до конца дней совершать разные бессмысленные телодвижения в поисках внешнего освобождения вместо внутреннего: менять страну, город, квартиру, работу, спутника жизни — всякий раз пребывая в уверенности, что именно эти жизненные обстоятельства и есть рабство. Это весьма незавидная участь. Убежать можно куда угодно, хоть на край света, но, если не разобраться, от чего именно ты бежишь, твой Египет будет всюду следовать за тобой в багаже и ручной клади. Не успеешь порадоваться новым людям, запахам, ощущениям, видам из окна — а твой Египет тут как тут, и не слишком запылился в дороге. Реальное освобождение может случиться не раньше осознания, что Египет с большим комфортом разместился в тебе самом. Отсюда-то и нужно его, по завету классика, выдавливать по капле.
Процесс этот — непростой и неприятный. Но, как и любая другая дорога в тысячу ли, начинается он с одного первого шага. Перестать винить во всех своих личных бедах страну, жену, Путина с Бастрыкиным, работу, климат и олигархов. Откровенно спросить себя: что сам я в этой жизни сделал не так, почему я так сделал, и как было надо. Глядишь, и появятся более содержательные ответы, чем те, что лежат на поверхности.
|
</> |