
Электронная Россия: ставим эксперимент


С тех пор прошло полгода, и пришла мне пора озаботиться восстановлением утерянных корочек. Начал с паспорта: я сфотографировался и съездил на другой конец Москвы в отдел УФМС. Отдел, вопреки информации на его сайте, оказался закрыт (график работы у них, как у какой-нибудь забытой прихожанами бергамасской церквушки). На следующий день послал туда водителя, и он вернулся с длиннющим списком разных справок, свидетельств, выписок, квитанций и заявлений, оригиналы которых нужно представить в ОУФМС для выдачи нового паспорта взамен утерянного. Часть документов следовало получать в порядке общей очереди в ещё одной конторе, тоже в ебенях, и, разумеется, у этой конторы — тоже свой причудливый график работы, два дня в неделю по утрам.
При этом, как догадывается читатель, требование ФМС собрать ворох бумажек для восстановления паспорта взамен утерянного является на 100% незаконным: речь идёт о документах, которые уже содержатся в моём личном деле, и об информации, которая при необходимости может быть за несколько секунд проверена запросом к государственным базам данных. Закон с недавних пор запрещает чиновникам требовать с гражданина бумажных справок, если речь идёт о сведениях, к которым у этих чиновников имеется прямой служебный доступ (например, запрещено требовать выписку из домовой книги как доказательство наличия регистрации по адресу проживания). Но чиновникам, как водится, положить на закон с прибором, жалуйся хоть в ООН.
Тут я вовремя вспомнил, что года полтора назад поддался уговорам А.А. Навального и зарегистрировался на портале госуслуг, чтобы проголосовать за какое-то из его предложений на сайте «Российской общественной инициативы». И подумалось: а не попробовать ли мне перевыпустить права и паспорт, используя этот самый портал, на создании и развитии которого за последние 15 лет освоено больше 25 миллиардов целковых?
Как выяснилось, среди доступных услуг есть и восстановление паспорта, и восстановление прав. Причём в обоих случаях все действия, кроме получения нового документа взамен утерянного, можно осуществить в режиме онлайн. Можно даже загрузить и отретушировать селфи с телефона. Процедура восстановления паспорта — довольно муторная, включает 15 шагов, но все эти шаги можно выполнить, не вставая из-за компьютера. При этом после прохождения каждого следующего из 15 этапов заполненные сведения автоматически сохраняются на сервере портала госуслуг. В случае обрыва связи начинаешь не с нуля, а с той последней страницы, которая не успела сохраниться.
Заявка на получение прав — значительно проще, там я уложился минуты в 3 (благо цифровая копия утерянного свидетельства была под рукой). После заполнения всех полей предлагают выбрать и то отделение ГИБДД, где ты собираешься получать права, и точное время, когда ты хочешь их забрать...
Обе заявки я благополучно заполнил, отправил и получил в ответ подтверждения об их успешной обработке на сервере. Теоретически, в обозримом будущем мне предстоит получить уведомления о времени, когда можно приехать и забрать документы.
Если всё оно в итоге пройдёт именно так, как уверяет меня портал госуслуг, то в скором времени я смогу доложить читателю об успешном обретении нового паспорта и новых прав, почти полностью безбумажным способом. А пока что могу отчитаться лишь о первой стадии эксперимента: все данные загружены в систему, обработаны, проверены, приняты, получены подтверждения и номера обращений.
Честно говоря, мне самому ужасно интересно будет узнать результат.
А покуда мой эксперимент не закончен, можно следить за комментариями — здесь и в моём Фейсбуке — потому что среди читателей и комментаторов есть люди, которые с различной степенью успеха такие эксперименты над системой уже ставили.
Hint: рассказывая о вашем собственном опыте удачного/неудачного электронного оформления госуслуг, не забывайте, пожалуйста, указывать название и код подразделения, где вас обслужили или бортанули. Первое будет полезно другим читателям, второе — на случай, если кто-нибудь из сотрудников госаппарата начнёт мониторить наше обсуждение.
|
</> |
