Ремоторизация по-чешски
yuripasholok — 15.01.2023 Про то, как чехословацкие предприятия выпускали танки и орудия для немцев, известно хорошо. Менее известно участие чехословацких производителей в выпуске чисто немецких разработках. Škodawerke за время войны сдала порядка 5 тысяч шасси полугусеничных тягачей Sd.Kfz.11 и схожих с ним шасси БТР Sd.Kfz.251. Также в Пльзене занимались и выпуском 12-тонных тягачей Sd.Kfz.8. Занимались подобным и на Tatra. В танкостроение там не смогли, зато сдали порядка 100 штук полугусеничных тягачей schwerer Wehrmachtsschlepper. Более весомым стал вклад в выпуск 18-тонных тяжелых тягачей Sd.Kfz.9 (FAMO F3, он же FAMO Bulle). Эти машины использовались как танковые эвакуаторы и тягачи тяжелых артиллерийских частей.Естественно, после окончания войны ушлые чехи решили использовать немецкое наследство в своих целях. Планов было громадье, но по факту получилось только с БТР OT-810. Но эксперименты проходили по целому ряду направлений. Начиналось всё довольно прозаично - с попыток ремоторизации немецких машин на силовые установки своего производства. Это позволяло, в том числе, использовать задел по уже имеющимся машинам.
Как раз к такой разработке относилась ремоторизация Sd.Kfz.9 (FAMO F3), проведенная Tatra. На самом деле всё началось еще в 1944 году. В один из Sd.Kfz.9 выпуска FAMO воткнули мотор от грузовика Tatra 111. С ним скорость выросла до 60 км/ч, выросла и экономичность. Работы продолжились уже после войны, в данном случае на дворе 1948 год.
Как можно заметить, тут тоже шасси FAMO.
https://www.valka.cz/Famo-Sd-Kfz-9-s-motorom-Tatra-studie-zabudovania-vznetoveho-motora-t194885
Вслед за опытным образцом V809 должны были появиться уже чехословацкие полугусы, но что-то пошло не так.
|
</> |