рейтинг блогов

Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

топ 100 блогов periskop05.06.2013 От совершенно нетипичного примера Порт-Артура перейдём к рассказу о полноценных вокзалах магистральных линий Китая.
Как он устроен, большой китайский вокзал? Какие у них вообще особенности и общие черты?
* * *
Наш взгляд вовне в основном евроцентричен, к сожалению (или иногда американоцентричен), поэтому средний российский обыватель имеет очень смутное представление о том грандиозном качественном и количественном перевороте, который на наших глазах (2004-2012) совершается на китайских железных дорогах. Ещё меньше представления у него о том, какими средствами и экономическими инструментами он движется. А питается он, в общем-то, нерыночными методами, отрицающими лобовую "эффективность": инфраструктура страны преобразуется наполовину за счёт прямых инвестиций государства, согласно планам XII пятилетки, наполовину за счёт продажи облигаций Министерства ж/д КНР на внутреннем фондовом рынке, то есть в долг у населения и бизнеса. В год в среднем китайское государство расходует на преобразование и строительство железных дорог около 80 млрд. долл, это огромная цифра. При этом тарифы поддерживаются на сравнительно низком уровне, примерно в 1,7 - 2 раза ниже российских - китайское руководство считает, что непрямая выгода от повышения общей мобильности населения (в основном небогатого) и доступности транспорта заметно выше, чем получение высокого уровня прибыли от пассажирских перевозок. Понятно, что этот процесс бурного роста небеспроблемен и сопровождается неслабой коррупцией и злоупотреблениями, а также борьбой с ними, но и результат налицо.

Однако об общих категориях подробно поговорим в отдельном посте, а сейчас - о вокзалах. Вокзалы в Китае тоже в стадии бурного роста и реконструкции: старые сносятся, реконструируются (без особого почтения к их архитектурной ценности); новые, огромные сооружаются, причём сейчас выделилась в отдельную группу категория вокзалов для скоростных дорог, согласно плану "4+4". Сооружаются они по принципиальной единой схеме, о которой будет рассказано в посте.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал


Сперва давайте рассмотрим особенности конкретно китайской ситуации с пассажирским сообщением на железных дорогах.
Перво-наперво, это огромные масштабы пассажирского трафика (отчасти он так велик ещё и за счёт поддержания тарифов на низком уровне, в перевозки вовлекаются десятки миллионов людей с невысокими доходами - "советская" ситуация 1980-х гг.). Под этот трафик, однако, заблаговременно и централизованно сооружаются и не менее огромные комплексы, что Советский Союз практиковал нечасто, а главное - не так системно, как в КНР.

2. Вот, например, вокзал Нанкина (скоростной), 20 путей. Он находится на скоростной магистрали магистрали Пекин - Шанхай длиной 1318 км.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

3. Вокзал Шанхая Хунцяо (совмещённый с аэропортом) - самый огромный из мной виденных по числу принимающих платформ - 32 пути. Надо отметить, что при этом в Шанхае есть и центральный вокзал, с неменьшим трафиком, ориентированный на обычные поезда.
На снимке - въезд в вокзал из окна пекинского скоростного поезда G1.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

4. Грандиозный вокзал Пекин-Западный (1996 г.). Одна из первых ласточек глобальной реконструкции китайской рельсовой сети.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

5. Из общего снимка не очень понятен масштаб, так что давайте покажу небольшой фрагмент, где видны разные технологические уровни вокзала. Ничего подобного у нас нет и не было, и даже советские станции-гиганты в Харькове (Южный вокзал) и Свердловск-Пассажирский, имевшие во времена единой союзной сети 1980-х годов сопоставимый с Пекином трафик, обходились старыми зданиями с красивой архитектурой, но гораздо меньшей пропускной способностью. Европейские вокзальные гиганты, типа Berlin Hbf, в сравнении с их китайскими аналогами, смотрятся тоже весьма скромно.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

6. Количество людей, протекающих через все эти вокзалы, тоже впечатляющее - особенно в связи с тем, что китайская система не допускает свободного доступа на платформы с поездами, как у нас, а концентрирует потоки людей на конкретные поезда у внутренних терминалов внутри вокзала. Вот, например, посадка на сианьский поезде в Пекине-Западном. При этом в 50 м отсюда в том же зале была аналогичная по масштабу толпа на тибетский поезд Т27.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

7. Большие здания, много людей, и напряженность трафика на магистралях также запредельная, по нашим меркам. Да и по европейским, пожалуй, тоже. Вот, например, фрагмент расписания скоростных поездов на вокзале Пекин-Южный (пойман такт с латинскими подписями). Оцените сами частоту отправлений - в промежутке между 15:45 и 19:30 отправляется 34 скоростных поезда. Причём утренняя интенсивность - ещё немного выше.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

8. Надо заметить, что вне городов центрального подчинения (Пекин, Тяньцзинь, Шанхай) на вокзале может и не быть дублирования на латинизированном пиньине - поэтому нужно быть готовым к тому, что станции назначения и классы поездов будут отображаться иероглифами. Вот, например, фрагмент расписания в Харбине. Не удивляйтесь, что и некоторые цифры могут отображаться иероглифами (столбец после времени отправления). Учите цифровые иероглифы и умейте их распознавать, хотя бы от 1 до 10.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

9. Гигантские потоки людей заставляют китайские власти прибегать к изощрённым и разнообразным методам деления хаотических толп на раздельные потоки, поддающиеся регулированию. Некоторые методы могут даже показаться нам абсурдными, но и они тоже имеют смысл. Вот, например, лабиринт из шести колен, искусственно удлиняющий путь на выход из вокзала в метро.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

10. Делитель очереди у касс (Тяньцзинь). Причем в этом варианте никто не может туда подойти без очереди к окошку, не застопорив всю систему. Очень грамотно, а в особенности с характером китайцев, которые без специального регулирования потоков могут переть буром и не соблюдать никаких правил. Но как только есть система - китаец ей подчиняется.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

11. Разделитель очереди на привокзальный автобус (Пекин-Западный).
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

Ещё одна важнейшая особенность китайского вокзала - вы не можете зайти туда просто так и свободно, как, скажем, в наши. В Китае для безбилетного человека доступны лишь некоторые ограниченные сектора территории вокзала.

12. Это, конечно, кассы. Кассовых залов у большого вокзала может быть 4, 5, 8, они могут находиться в разных концах здания. Но они никак не сообщаются с секторами приема и отправления пассажиров.
На фото показан зал №6 Пекина-Южного, на табло показаны свободные места на поезда завтрашнего отправления. Опять же, обратите внимание, что классы мест (1 и 2) записываются не арабскими числами, а иероглифами чисел.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

13. Ещё одна зона, обычно в подземной части вокзалов, куда можно пройти просто так - это сопряжение вокзалов с метрополитенами и общественным транспортом.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

И это всё. Остальные сектора вокзалов, которые занимают 80% их площади - просто так, без билета, недоступны.

14. В некоторых вокзалах пройти без билета можно в зону терминалов посадки на поезда. Но далеко не везде. Вот, скажем, снова Пекин-Южный: в верхнюю зону отправления можно подняться без билета, но нельзя пройти без личного контроля и просветки багажа и сумок.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

15. Зона терминалов посадки на поезда в вокзале Пекин-Южный (верхняя). Масштаб здания можно оценить по фигуркам людей.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

16. Однако в большинство вокзалов нельзя пройти без билета, в принципе. На входе в вокзал проверяют как билет, так и сумки-багаж, и надо пройти лично через рамку. Вот, например, очередь на вход в вокзал Тяньцзиня (центральный, не скоростной)
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

17. Тяньцзинь-центральный, верхняя зона посадки на поезда. По бокам - выходы на платформы, вниз.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

18. При этом, выход вниз к конкретному поезду открывается за 15-20 мин до его отправления, и на проходе нужно снова показать билет контролёру, либо пропустить его через турникет с автоматическим распознаванием.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

19. Так что в зале отправления (огромном) - только пассажиры с билетами. Люди там самые разные, от лощёных бизнесменов до совершенно сельских мужиков с баулами. Порядок строжайший, любое поползновение на нестандартное асоциальное поведение пресекается почти мгновенно. Я раз был свидетелем случая на входе в Пекин-Западный, когда какой-то малость упоротый чел попытался проскользнуть внутрь сбоку от контроля. Так что? Его поймали и буквально выкинули наружу, всё произошло за какие-то минуту-полторы. Был весьма впечатлён скоростью и жёсткостью реакции. У нас бы так не вышло, наши пенты мягче.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

20. Что касается серединной зоны, отправления и прибытия поездов - она в силу особенностей устройства вокзала, почти всегда девственно чистая и без людей. Только по концам платформы и кое-где в середине стоят служащие КЖД, а на входах - охрана. И лишь на какие-то минут 10-15, когда приходит поезд, платформа ненадолго заполняется пассажирами. Потом поезд ушёл - и снова пусто.
(снимок платформ Пекина-Южного сделан через незаделанную дырочку в ограждении, где смог просунуть объектив)
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

В самом начале китайской экспедиции, когда я ехал в G1 на Шанхай, я спросил у начальника поезда по поводу этих жёстких ограничений, почему так (поначалу меня все эти меры сильно впечатляли). Он ответил примерно так: "Если у нас не будет строгого порядка, мы через полгода превратимся в Индию. А нам этого не надо. И потом, скоростные поезда требуют особого внимания и контроля. Поэтому у нас на железной дороге везде был и будет порядок".

На некоторых старых вокзалах с прежней архаической схемой посадки ограничение на вход на платформы с поездами можно обойти.

21. Для этого нужно пойти и взять специальный перронный билет. Например, на Пекине-Главном - вокзале старого образца с башенкой с часами.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

22. Стоит он совершеннейшие копейки, 5 руб. по-нашему. Однако эта система отсекает 98% праздношатающихся, на платформах всё равно пусто.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

23. Тем не менее, такое читерство с нашей стороны (брать перронный билет не для встречи бабушки в вагоне, а для сьёмки поездов на платформах) вызывало у китайских товарищей буквально разрыв шаблона - такое поведение у них, по-видимому, совершенно нестандартно. Нас не трогали, мы ничего не нарушали, демонстративно внимательно глядели на ограничительные надписи, показывали охреневшим служащим зелёный перронный билет и т.п, но тем не менее за нами следили сразу с 3-4 точек вокзала и "передавали" друг другу по рации, в том числе и машинисты. Как бы поступили с китайцем-фотографом поездов в такой ситуации, даже не знаю.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

Устройство среднего и большого китайского вокзала, если обобщить, можно описать моделью "трёхслойный бутерброд". Именно по ней строятся все крупные вокзалы Китая или переустраиваются старые. Это не просто вокзалы, а практически вокзальные аэропорты.

24. Вот тут я постарался показать принципиальную схему с объяснением, на примере "раскрытой" (уровни приподняты для наилучшего восприятия) модели вокзала Пекин-Южный. Посмотрите, как решена схема разделения огромных пассажиропотоков:
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

25. Та же модель, но с другого ракурса. Спасибо музею железных дорог у пл. Тяньаньмэнь, что там оказались такие наглядные модели, а то в реале китайские вокзалы настолько масштабны и огромны - что снять их, как мы снимаем наши вокзалы, почти не представляется возможным. Они опутаны инфраструктурой, велики по размерам, и чтобы найти подходящий ракурс издалека, надо ходить 30-40 минут по окрестностям, и то не факт, что не натолкнёшься на режимную зону.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

Давайте посмотрим для наглядности ещё несколько моделей вокзалов на магистральных линиях КНР из этого музея. Все они сооружаются по стандартной схеме "3-слойного бутерброда" с похожей логистикой разведения потоков. При этом почти все комплексы строятся не "около" путей, а "над" ними - как наш Ладожский вокзал. Смотрите внимательно, там это видно.

26. Вокзал г. Чэнду.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

27. Он же, но с видом на верхний посадочный зал.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

28. Вокзал г. Ухань.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

29. Вокзал г. Чжэньчжоу.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

30. Вокзал Сиань-Северная (специально для скоростных линий, для обычных есть свой отдельный вокзал).
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

31. Вокзал Гуанчжоу-Южный, тоже для скоростных линий.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

32. Немного выбивается из этой схемы вокзал Чунцина.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

33. Он построен не над путями, а около них - по схеме, более нам понятной. Тем не менее, посадочный модуль тут тоже сверху, и пассажиры попадают на боковые платформы только с него, по путепроводу в центре. Т.е. схема "3-слойного бутерброда" сохраняется.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

34. А это шанхайский вокзал Хунцяо с 32 путями и аэропортом сбоку, см. также кадр №3. Модель также "раскрыта" для наглядности. Он настолько велик, что в нём аж 2 станции метро - у терминала аэропорта и у терминала железных дорог.
Рельсовый мир Поднебесной. II - как устроен китайский вокзал

Следующая серия - технология посадки пассажира на поезд на китайских ж.д.
Рассмотрим её подробно.

Рельсовая Поднебесная, полное содержание
Читать все записи по тегу

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Небывалые морозы в США привели практически к полному замерзанию одного из самых крупных водопадов мира — Ниагарского. Струи воды, не долетев до дна, превратились в гигантские сосульки. Реку Ниагара сковал лед, и мощный водопад стал больше похож на мелководный ручей. Видео под катом: ...
Это в уральских лесах такие урожаи. А у нас жара, и пока никаких грибов не предвидится. Придется пережить ломку приступа микофилии. И ждать сентября ...
Меня часто спрашивают что значит мой ник velo_de_Isis. Он обозначает дословно "покров Исиды". Объясню немного, что он значит и почему. В Древнем Египте богиня Исида (жена Осириса, «умирающего и воскресающего бога») почиталась как хранительница ...
Давайте вчерашнюю игру анализировать. Пишите отзывы о своих и чужих ветках. Что понравилось, что показалось важным, что удивило или вызвало мысль, что вот так делать не надо, а вот так можно, а так обязательно нужно и надо взять себе на заметку? От себя несколько слов скажу. Некоторы ...
Сегодня, в четверг 1 декабря Владимир Путин обратился к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием. Оглашение Послания по традиции состоялось в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца. Вопреки ожиданиям, оно продлилось несколько больше одного часа. Как и ожидалось, данное ...