Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

топ 100 блогов periskop03.06.2013 Рассказ о китайских железных дорогах начну, пожалуй, с показа нетипичной их части - а именно, вокзала и станции Порт-Артур.
Нетипично для железнодорожного Китая это место очень многим. Во-первых, удивительно, но тут сохранился и до сих выполняет свои функции аутентичный русский вокзал 1903 года постройки. Во-вторых, к линии можно подойти близко, она жёстко не изолирована и при желании на её даже можно зайти в районе вокзала. В-третьих, тут всё очень уютно, тихо, не глобально и даже сонно - несмотря на наличие окружающего станцию города населением в четверть миллиона. В-четвёртых, этот вокзал можно осмотреть и без наличия билета на поезд.
* * *
Все особенности имеют свои объяснения. Деревянный вокзал уцелел потому, что во второй мировой войне тут не было серьёзных военных действий, город не бомбили, а в годы культурной революции эти места были безраздельной вотчиной флота и ни хунвэйбины, ни цзаофани не могли сюда даже просто приехать, без пропуска. Даже при наличии и активном применении лозунга "огонь по штабам!" здесь было тихо. Линия - тихая, тупиковая, ведёт в базу флота Северного моря и все массовые гражданские перевозки по стране производились (да и сейчас производятся) с большого вокзала Даляня, который в полусотне километров отсюда.

Но самая замечательная (для нас) особенность этого места - то, что вокзал Порт-Артура был крайней дальней точкой Южно-Маньчжурской магистрали, ответвления русской КВЖД. То есть, здесь окончательно заканчивалась когда-то русская колея 1524 мм и отсюда, в принципе, согласованными поездами можно было доехать до Москвы или Петербурга, без смены колеи. Или, приехав оттуда, по единому билету пересесть на регулярный пароходный рейс общества КВЖД, отправляющийся в Иокогаму или Шанхай. Правда, длилось это совсем недолго - меньше года, с 1 июля 1903 г. по конец марта 1904 г. Но - было.
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур
Вокзал Порт-Артура (Люйшуня), русской постройки 1903 г.


До станции Порт-Артур, если мерить по современному (не историческому) ходу Транссиба, 8627 км от Москвы (7605 км до Харбина). Чуть больше, чем до Хабаровска, и на 650 км меньше, чем до Владивостока. Однако в те годы маршрут шёл по южно-уральскому ходу - через Самару, Челябинск и Петропавловск, так что к этим цифрам надо добавить ещё 184 км разницы с северным ходом и около 40 км разницы в кругобайкальском маршруте, хотя он был сдан уже во время окончания русско-японской. До Владивостока же путь был заметно короче, чем сейчас - путь был по КВЖД, через Харбин.
Так что до Порт-Артура от Москвы по тем временам получается 8850 км, плюс-минус несколько км.

(Рис. 1) Скан из тарифного приложения к путеводителю по КВЖД, время в пути до Порт-Артура на лето 1903 г. (подчёркнуто):
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

Как видите, до Владивостока было на полсуток меньше пути, чем до Артура.
А почему до Хабаровска столько - так ведь до постройки Амурской ж.д. поезда на Хабаровск шли по Уссурийской ж.д., от Никольска-Уссурийского на север, и туда не было скорых поездов, а только пассажирские.

(Рис. 2) Рельефная схема окончания Южно-Маньчжурской линии на Ляодуне (из "Искр", прислано мне Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артурpavel_vish):
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

Примерно 75% прекрасно оборудованной Южно-Маньчжурской линии в 1905 г., после подписания мира, было официально передано в собственность японцам-победителям - от станции Куанченцзы и до Порт-Артура с Дальним. Правда, почти все паровозы в ходе русско-японской войны сумели угнать на север, они японцам не достались и те в течение двух месяцев после начала осады Артура пытались тягать вагоны лошадьми и даже мускульной силой (манёвры на станциях). Пока не догадались перешить линию на время военных действий на свой стандарт 1067 мм, а через год после окончания войны - на общекитайский стандарт 1435 мм.

(Рис. 3) Вот так выглядит расположение вокзала в Порт-Артуре (красный пунсон).
Синий пунсон указывает на вершину Перепелиной горы, откуда были сделаны виды в предыдущем посте китайской серии.
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

* * *
Ну что же, после небольшого исторического введения посмотрим, что и как там сейчас.

2. Вид на Перепелиную гору, у подножия которой расположился вокзал и конец общедоступной железной дороги.
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

3. Общий вид станции. Вокзал и пригородный поезд из Дальнего, стоящий на путях до вечера, когда пойдёт назад. Ходит раз в день.
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

4. Пригородный поближе, ЦМВ вагоны очень похожи на наши.
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

5. Вид на вокзал со стороны путей.
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

6. Башенка со шпилем.
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

7. Прямой выход на платформы, минуя вокзал.
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

8. Ещё ракурс на здание вокзала.
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

8a. Старый снимок 1907 г., при японцах, с другой стороны. Как видите, вокзал остался практически таким же - только при какой-то из реконструкций-ремонтов исчезли печные трубы.
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

9. Вид от южной горловины станции, где пути сходятся.
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

10. Путевое развитие станции мизерное по китайским меркам - всего 4 пути.
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

11. Дальше станционные пути сходятся в один и уходят на причалы флота. Вся эта конфигурация путей построена ещё при русских, в 1901-03 гг.
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

12. При определённой степени наглости можно попробовать заглянуть за ограждение и сфотать пути на военные причалы. Но я не стал зазря испытывать судьбу :)
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

13. Напротив вокзала также, что крайне нетипично для Китая, стоят всё те же здания, что и 110 лет назад стояли напротив русского вокзала.
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

14. Вот открытка 1903 г. Видите, справа? Оно самое здание, что и на снимке №13.
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

15. Вид на вокзал со стороны дороги. Эта дорога второстепенная, уходит наверх вдоль сопки.
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

16. Вокзальное здание поближе.
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

17. Детали, поближе. В Китае хоть какое-то, зачаточное, уважение к ординарной старинной архитектуре стало развиваться только в конце 1990-х, до этого её вообще не жалели, сносили без эмоций. Так что в принципе сильно повезло, что вокзал сохранили и в середине 2000-х подреставрировали.
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

18. Вход в вокзал.
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

19. В 2002 здание поставили на охрану, как памятник архитектуры.
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

20. Выход на платформы. Обратите внимание, что даже тут, на маленькой станции, есть делители пассажиров на потоки, китайцы в этом мастера.
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

21. Надпись станции (Люйшунькоу).
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

22. Зайдём теперь вовнутрь. Это тоже для Китая необычно: в большие вокзалы зайти без билета в принципе нельзя, кроме кассовых залов. А так, внутри стандартный набор - кассы, просветка, справка, расписания. Поддерживающая колонна и окна - аутентичные.
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

23. Просветка пассажиров и багажа.
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

24. Колонна и старая дверь наружу поближе.
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

25. Плакат с часами на колонне.
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

26. Расписание, может кому пригодится. Как видите, кроме пригородного со всеми остановками, на Далянь ходит ещё и региональный поезд К7330, куда-то дальше, скорей всего.
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

27. Напротив вокзала - тоже старое здание, полиции. Полицейские не возражали, что мы снимаем вокзал и окрестности.
Рельсовый мир Поднебесной. I - вокзал и станция Порт-Артур

В заключение фоторассказа повторюсь, что показанный мной случай - крайне нетипичный. Магистральные линии живут там по другим законам, и скоростные и обычные.
Далее в серии будет рассказ об устройстве полноценного (не малодеятельного) китайского вокзала. Оно у них типовое.

Рельсовая Поднебесная, полное содержание
Читать все записи по тегу

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Вдруг - потому что Моника вступила в респектабельный возраст 50+, когда лучше привлекать внимание публики не откровенной физиологией, анатомией и различными неглиже, как считает большинство ценителей женской красоты, а какими-то иными способами, более тонкими. Тем не менее, фотосессия ...
Всем понятно, что визги за или, что чаще, против Олимпиады в Сети не выражают мнение народа. Не хочу говорить об ангажированности таких постов, все всё и без меня понимают. Дождевые черви всегда и во всём найдут органические удобрения, но давайте без них, сами подумаем: Олимпиада в Сочи ...
А только я заметила, что скидки-то сегодня покруче будут, чем в пятницу? Не будем сравнивать с тем, что было в течение прошлой недели, там местами отличные акции были, но те рассылки, что сыпятся сегодня в почту - точно приятнее, чем в ЧП. И амазон ...
Я что-о отстаю от времён года, как та черепашка из мульфильма: все увлечённо обсуждают изменения на политическом горизонте, а меня по-прежнему гнетёт вопрос, сошедший с повестки дня? Как вам эти розовенькие сердечки - одобряете? Я разве что сутки на четвёртые уяснила, что нажатие на них, ...
Студия Лебедева представила на суд кошельков продуманную схему Московского метрополитена. У него же можно почитать про создание этого чуда. А теперь вопрос: а какие метрокарты нравятся больше всего ...