Религиоведения пришла

топ 100 блогов leonid_b14.07.2016 Пару месяцев назад на семинаре по социологии религии имени Юлии Синелиной (на соцфаке МГУ, а руководит им хороший человек Сергей Трофимов) пришёл молодой религиовед с философского факультета МГУ. Он пришёл с несколькими вопросами к социологам религии, т.е., к тем, кто изучает представления и мнения людей об этой самой религии.

Вопросы были разные, некоторые из них задаются довольно часто и обсуждаются давно, но один был необычным, я тогда на него не ответил, и потом долго соображал, что да как, да так до конца и не понял.

Но сначала – о лёгких вопросах.

Скажем, задал он вариант вечного (правда, сейчас встречающегося довольно редко) вопроса о том, откуда исследователи знают, правду им говорит респондент или врёт, как собака какая-нибудь. И почему мы верим человеку на слово, когда он говорит, что он верит в Бога.

Вот же странно, - говорил пришедший религиовед, - мы же в других случаях понимаем, что реальность – это совсем не то, что мнение о ней. Например, человек считает себя умным или красивым – а мы видим, что он глуп и/или уродлив. На самом деле то есть. А почему же с верой в Бога не так?

Он даже так сформулировал: «Что является критерием объективности в вопросе включения или исключения респондента из сообщества верующих?»

Вопрос меня всегда поражал своей странностью. Как же можно объективно установить, верю я в Бога или нет? Т.е., не будучи мной, и не принимая во внимание моего личного свидетельства?

Ну ладно бы я – я человек маленький. А вот как запорожцы устанавливали про новеньких, веруют ли они в Бога? Да как – спрашивали, и всё.

С этим связан и ещё вопрос религиоведа: как можно считать человека верующим, если он сам говорит, что он живёт не так, как полагается. В храм редко ходит, Св.Писание не читает, не постится, не молится и т.д.?

Это тоже вопрос несложный, как мне кажется, и он тоже связан с верой. Вопрос в том, во что верит сам исследователь. Либо он верит в то, что респондент говорит правду: и тогда, когда считает себя верующим, и тогда, когда он говорит, что в храм он не ходит и не молится. Либо исследователь считает респондента вруном в обоих случаях. Т.е., либо он, как социологу и положено, считает, что вот такие у нас верующие после почитай что двух поколений активного госатеизма, и других верующих у нас нет, надо жить с этими. И из своей веры и исходит.

Для меня здесь показался интересным некий наивный материализм и даже, пардон, физикализм. Я не в первый раз вижу, что некоторые исследователи религии называют «религиозной жизнью» физические заметные передвижения или особенности людей. Их же можно легко замерить, даже со спутника, и сосчитать. Тогда и стремление к объективности понятно.

Ну… Спору нет, в храм ходить надо, и участвовать в таинствах, и ограничивать себя в  еде во благовремении, и правильные книги читать, и проч., и проч. Но… как бы сказать… Верующий в Бога человек – это как бы… ну… опять же притча о мытаре и фарисее…

Ну, я не знаю.

Но хорошенько подумав и применив свой любимый (честно говоря, практически единственный) приём, позволяющий понять иную точку зрения (для этого надо быстро, но аккуратно построить вокруг какого-то тезиса вселенную, в которой этот тезис был бы самоочевидным и истинным безусловно), я понял, в чём тут дело.

Рассуждения этого религиоведа основываются на разделении религии и людей. Религия – она сама по себе, а люди как бы сами по себе. Они к ней относятся, конечно, но не обязательно и как-то сбоку.

У него получается, что религия – это такие специальные тексты, и рассуждения, и философские системы, и видимые телодвижения, и одежды, и здания, и много ещё чего. Но не люди, считающие себя христианами, мусульманами, иудеями или какими другими буддистами.

И чтобы с полным основанием они могли считать себя таковыми верующими, им хорошо бы пройти тесты и экзамены у специальных наблюдательных людей, и как эти наблюдатели и экзаменаторы им скажут – так тому и быть.

А самый сложный вопрос от религиоведа к социологам был, как и полагается, про сложение.

Смотрите: вот мы спросили о вере в Бога, и нам разные люди, совсем по-разному воспринимающие мир и тем более такую тонкую и индивидуальную материю, как вера в Бога, ответили, что они – веруют. Веруют они по-разному, друг на друга они не то что не похожи, но даже несравнимы. Но ответили одинаковы: да, мол, верую.

Так вот.

Как это мы их складываем? И как это у нас получаются наши 70% верующих или даже 85% православных? Стоит за этой цифрой хоть что-то, кроме того медицинского факта, что 70% спрошенных поставили в соответствующих клетках анкеты галочку? А что?

Третий месяц думаю, ничего придумать не могу.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Начать придётся с того прискорбного обстоятельства, что советское командование не имело представления о подготовленных японцами оборонительных рубежах. Наступать приходилось наугад. Время на наступления, особенно со стороны Приморья, было крайне неблагоприятным. В августе в ...
Компьютеры, играющие в шахматы, не могут отказаться от безнадежных партий! Их разработчики специально ввели возможность вмешательства и останова. А вы способны? Бьетесь до конца или лучше начнете новую историю? А в шахматы давно ...
В москву вместе с осенью начали возвращаться всякие отпускники, дачники и прочие понаехи. Пробок стало больше, что, впрочем, как обычно. Но вот что меня удивило: гораздо меньше стало водителей и водителок, которые благодарят аварийкой, если их пропускаешь. Ну то есть по моим наблюдениям, ...
Продолжим . Я слишком много времени провел в ЖЖ в момент когда эта война только началась и была гибридной. Это был своего рода ренессанс платформы, когда в казалось бы вполне стабильно умиравший сервис разом вернулась куча народа для того чтоб обсудить то что еще несколько месяцев ...
Новые этимологизмы родились из размышлений над этимологией слова Вишня. Хотелось бы меньше заглядывать в коллективное бессознательное Девушка с калейдоскопическим сердцем ...