Реформация в Западной Европе. Идейная подоплёка

Мартин Лютер не появился в безмятежной религиозной атмосфере. К XVI веку Западная церковь уже накопила опыт полуторатысячелетней борьбы и споров, которые велись как внутри неё самой, так и с её врагами, в разное время побеждёнными с различной степенью эффективности.
Что касается идеологических предпосылок Реформации, то необходимо различать идеи и причины. Идейная основа, которая легла в основу европейской Реформации, начала формироваться ещё в XIV веке. Известный (и любимый мною) медиевист Н. И. Басовская называла «предтечей Реформации» Джона Уиклифа.

Конфликт с Церковью учёного богослова, переводившего Библию на родной язык, — эта модель была характерна как для истории Лютера, так и для Уиклифа, который жил почти за два века до своего немецкого «коллеги».
Протестантская доктрина «solo scriptura» («только Писание») также имеет отголоски учения Уиклифа. Он утверждал, что Библия имеет высший приоритет перед любым мнением духовенства, включая епископов и даже самого римского папу. Всё, что не содерджит Писание, он считал ересью. Также Уиклиф считал ересью сопротивление клира переводу Библии с латинского на современные языки европейских народов.
Критика монашества, римского папы и светских притязаний на власть священства стали первыми тревожными звоночками для католической церкви. В ответ на это Уиклифа отлучили от церкви. Не успели при жизни - уже посмертно, а его прах сожгли и развеяли над рекой. Однако действия в отношении уже умершего человека не смогли предотвратить распространение его идей в будущем.
Вторым сигналом стало движение гуситов, вдохновлённое идеями Джона Уиклифа, которые были восприняты Яном Гусом. Гуситы требовали реформирования Католической церкви, считая, что она перестала соответствовать своим первоначальным целям и её ценности стали отличаться от евангельских.

В ответ на эти требования, которые были направлены на изменение системы, снова была предпринята попытка решить вопрос путём устранения ключевого лица. Ян Гус был сожжён на костре, но его последователи, известные как «верные», продолжили своё движение.
Необходимость диалога так и не была удовлетворена, а Библия на чешском языке так и не появилась. Сейчас мы понимаем, что тогда спор имел вовсе не только вероучительную основу. За этими идеями чехов скрывались скрытые стремления к независимости и реализации национальных интересов. Но жёсткая позиция Церкви по отношению к видимым причинам лишь усугубила ситуацию.
В итоге Римская католическая церковь, несмотря на многочисленные предупреждения, которые звучали в разных частях Европы, оказалась не готовой к вызову, брошенному Лютером. Новый раскол произошёл в обществе, которое было хорошо разогрето, в том числе и идеями национальной идентичности. Лютер стал тем, кто сыграл призыв в горн на всю Европу и облек идеи независимости в религиозные, а значит столь близкую для каждого, смыслы.
Продолжение следует
Первая часть:
Спасибо за прочтение. Ставьте лайк и приходите к нам в Телеграм.
|
</> |