Референдум

Курды в последние недели регулярно встречаются с багдадскими политиками, и на каждой встрече категорически высказываются в адрес любого варианта отказа или даже временного переноса даты реферндума. Сегодняшнее предложение Нури аль-Малики о внесении изменений в конституцию тоже не встретило энтузиазма.
Переговорные позиции Багдада в торге с курдами явно слабы, более того: радикальные шиитские военизированные группировки "Шааби" и "Бадр" сегодня высказались весьма прямо относительно военного столкновения с пешмергой - и высказались отрицательно. Правда, это пока. Как там будет потом, сказать нельзя, но Багдаду нечем угрожать курдам: иракская армия в полном составе полегла в боях с ИГ, те ошмётки, которые сейчас имеются, напоминают скорее сброд, чем военную машину. Кроме того, война с ИГИЛ продолжается. Буквально за две последние недели только в "освобожденном" Мосуле убиты около 80 солдат и офицеров армии и военной полиции. Это, конечно, существенно меньше, чем во время "штурма" - тогда ИГИЛ истреблял такое количество чуть ли не за сутки, но факт остается фактом: война продолжается, и никакой победой в ней не пахнет. Теперь вот и карательные формирования шиитов дали понять, что ложиться в песок за интересы багдадской власти не готовы. Резать безоружных суннитов - это всегда пожалуйста. Воевать с пешмергой, да еще и на её территории - увольте.
Курды настолько чётко выбрали момент проведения референдума и провозглашения независимости, что противопоставить им просто нечего.
По сути, теперь главный вопрос с признанием как самого референдума, так его итогов и главное - последствий. Естественно, что самое веское слово здесь должны сказать США, но они до сих пор не определились. Для Багдада катастрофой является то, что сегодня Америкой руководит Трамп: у его администрации диаметрально противположные мнения на курдскую независимость, и механизма приведения разных точек зрения к одной не существует. Слабый президент сверхдержавы - с таким пока еще никто не сталкивался. Курды и здесь пытаются выжать максимум, поставив всех перед фактом, чтобы в конечном итоге обсуждалась та ситуация, которая сложится после объявления независимости. Там уже можно будет торговаться и даже идти на уступки, не меняя ключевого решения - самой независимости.
Масуд Барзани оказался очень тонким политиком. Безо всяких "многоходовых комбинаций", "игры вдолгую" и прочих "хитрых планов" он дождался наиболее благоприятного момента, когда ни раньше и не позже можно решить основной вопрос. "Вчера было рано, завтра будет поздно". Умение ждать и переходить от бездействия к активной политике - искусство, доступное очень немногим.
Тем не менее, пока рано петь хвалебные речитативы Барзани. Всё ещё впереди, и оценивать его искусство можно будет после сентября.
То, что референдум состоится и то, что его результат окажется однозначным, скорее всего, не вызывает ни малейших сомнений. Ключевой вопрос - признание его итогов и независимости Курдистана. Это будет самой сложной частью всех сегодняшних комбинаций и действий. Причем похоже, что пока военное решение не просматривается - желающих воевать с курдами нет. Точнее, желающих хватает, но не хватает возможностей.
|
</> |